Слайд 1Владислав Фелицианович Ходасевич
[16 (28) мая 1886, Москва — 14 июня
1939, Париж], русский поэт, критик, мемуарист.
125 лет со дня
рождения
Слайд 2Родился в Москве в 1886 г. Начал печататься с 1905
г. В альманахах и журналах символистов. Первую книгу стихов «Молодость»
выпустил в 1908 г. С 1922 г. Ходасевич в эмиграции. В этом году им была издана четвертая книга стихов «Тяжелая лира». С 1925 г. Ходасевич окончательно поселился в Париже. За 17 лет эмигрантской жизни им написано огромное количество критических статей и рецензий, кроме того- воспоминания, из которых составлялась книга «Некрополь»(1939). В Париже Ходасевичем издана пятая и последняя книга стихов. Ходасевич занимался Пушкиным и Державиным. О последнем написана книга «Державин»(1931). Умер Ходасевич в 1939г.
Слайд 3Среди русских писателей первой половины XX века, чье творчество возвращается
в последние два года к широкому читателю в нашей стране,
Владислав Ходасевич, безусловно, один из крупнейших. Журнальные публикации уже познакомили многих с образцами его лирики и, в меньшей степени, мемуаристики, историко-литературной эссеистики и эпистолярного наследия.
Слайд 4Дар тайнослышанья тяжелый
Странно- жить
и знать, что был на земле такой поэт Владислав Ходасевич,
с
аристократической небрежностью бросивший современникам:
Люблю людей, люблю природу,
Но не люблю ходить, гулять
И твердо знаю, что народу
Моих творений не понять.
………………………………………
Ни грубой славы, ни гонений
От современников не жду,
Но сам стригу кусты сирени
Вокруг террасы и в саду.
Живший во «дни громадных потрясений2, он лучше остальных понял, что
ничего нет драгоценнее у бездны мрачной на краю, чем «неоцененная дотоль вся
мудрость малых поучений»
он занимался искусством; искусство и –шире- культура занимали его больше, чем
перестройка целого мира. Культура как переход в ино- бытие, возможность прорвать
«тугую плеву дней».
Слайд 5 Владислав Ходасевич в отличие от большинства поэтов
«серебряного века» не принадлежал ни к каким литературным партиям и
течениям. Тем не менее строгий критик Владимир Вейдле назвал его «одним
из больших русских поэтов нашего
времени» и отметил, что «в стихотворении
своем Ходасевич защитился от
символизма Пушкиным , а
также…интимностью тона, простотой
реквизита и отказом от превыспаренного
словаря». Поэзия Ходасевича
привлекательна именно открытой своей
личностью и «незаумным» складом речи.
Слайд 6У г. Ходасевича каждое стихотворение является тщательным изделием художника- ювелира:
жемчужины его рифм полновесны: нигде нет лишних, безобразящих придатков, дешевого
стекляруса и кричащих стразов.
1914 В. Садовский
Слайд 7Державин
Книжная судьба В.Ходасевича на родине после шести с лишним десятилетий
перерыва продолжается не сборником стихов или воспоминаний, не книгой о
Пушкине, но биографией Державина.
Державин интересовал Ходасевича на протяжении всей жизни. Заслуга нового прочтения и нового открытия Державина всецело принадлежит "серебряному веку". Из забвения творчество поэта вывели Б.Садовский, Б.Грифцов. В.Ходасевич сыграл в этом "открытии" самую значительную роль.
Читателю, который бы хотел познакомиться с судьбой Державина, трудно порекомендовать более ответственное чтение.
Слайд 8Про Ходасевича говорят: «Да, и он поэт тоже…..И хочется крикнуть:
«Не тоже, а
поэт Божьей милостью, единственный
в своем роде».
1922 А. Белый
Слайд 9Некрополь
Книга "Некрополь", уже давно ставшая классикой мемуарного жанра, интересна прежде
всего острыми характеристиками людей, с которыми В.Ходасевича сталкивала жизнь -
среди них А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, Н.Гумилев, М.Горький, Ф.Сологуб, - и точным описанием эпохи. В книгу включены также мемуарные очерки, не вошедшие в «Некрополь», публиковавшиеся в эмигрантских газетах и журналах.
Слайд 10Белый коридор
Текстуально и хронологически является продолжением изданного в Брюсселе в
1939 году "Некрополя".
Белый коридор - третья книга воспоминаний
Ходасевича. Сюда вошли все воспоминания,
перепечатанные в ЛСВ, и кроме того –
автобиографическая заметка "О себе",
воспоминания о детстве ("Младенчество") и
также двенадцать мемуарных очерков и
портретов, не перепечатанных с 1920-1930-х годов.
Слайд 11Как Ходасевич связан с Пушкиным, так он не связан ни
с каким другим русским поэтом, и так с Пушкиным не
связан никакой другой русский поэт.
1928 В. Вейдле
Слайд 12стихотворения
Владислав Ходасевич
Хорошие стихи
меня томят,
Плохие же так милы почему-то:
Они души не жалят, не
язвят,
В них теплота домашнего уюта.
Вот - истинно приятный лимонад.
Они легки, как шелковый халат.
Для гениев всего одна минута
Есть у меня. Зато бездарность...- о,
Я вечер целый трачу на нее.
Слайд 13Владислав Ходасевич
Пускай минувшего
не жаль,
Пускай грядущего не надо -
Смотрю с язвительной отрадой
Времен в
приближенную даль.
Всем равный жребий, вровень хлеба
Отмерит справедливый век.
А всё-таки порой на небо
Посмотрит смирный человек,-
И одиночество взыграет,
И душу гордость окрылит:
Он неравенство оценит
И дерзновенья пожелает...
Так нынче травка прорастает
Сквозь трещины гранитных плит.
ПРОЩАНИЕ
Итак, прощай. Холодный лег туман.
Горит луна. Ты, как всегда, прекрасна.
В осенний вечер кто не Дон-Жуан?-
Шучу с тобой небрежно и опасно.
Итак, прощай. Ты хмуришься напрасно:
Волен шутить, в чьем сердце столько ран.
И в бурю весел храбрый капитан.
И только трупы шутят неопасно.
Страстей и чувств нестрогий господин,
Я всё забыл. Прости: всё шуткой стало,
Мне только мил в кольце твоем рубин...
Горит туман отливами опала,
Стоит луна, как желтый георгин.
Прощай, прощай!.. Ты что-то мне сказала?
Слайд 15 Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по
тютчевской линии, он (Ходасевич)останется гордостью русской поэзии, пока жива последняя
память о ней.
1939 В. Сирин(Набоков)
Слайд 16Все былые страсти, все тревоги
Навсегда забудь и затаи...
Вам молюсь я,
маленькие боги,
Добрые хранители мои.
Скромные примите приношенья:
Ломтик сыра, крошки со стола...
Больше
нет ни страха, ни волненья
Счастье входит в сердце, как игла.
<Осень 1913>
Слайд 17 Есть в России прекрасные поэты, без которых можно
прожить жизнь( Языков, Майков, Брюсов). Есть десять имен, без которых
нет русской поэзии. Пусть пять из них (Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев) будут бесспорны- о других пяти будет вестись вечный спор. Одни зовут Блока и Ахматову, другие Пастернака и Анненского. Но больше десяти все равно не наберется. Ходасевич стал одиннадцатым(….)
1939 Н. Берберова