Слайд 1 Воспитательная и внеурочная деятельность школьников.
Учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
МБОУСОШ № 13 города Бердска
Кочнева Ирина Леонидовна
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской
Федерации
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
интегрирована в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей
основа для разработки и реализации собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы
для реализации требуются согласованные усилия многих социальных субъектов
Слайд 3Модель внеурочной деятельности
в начальной школе МбОУ сош №13 1
б класса города БЕРДСКа
Спортивно-
оздоровительное
«Ритмика»
Интеллектуальное
Клуб «Эрудит»
Культурное
Кружок:«Разговор о
правильном
питании »
Направления внеурочной
деятельности
Слайд 4
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления.
Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний
и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Слайд 5Программа по логической математике для развивающего занятия "Эрудит" составлена для
формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые
требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций - обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения.
Слайд 6Развивающие занятия по программе О. Холодовой «Умники и умницы»:
а) позволяют
развить логическое мышление детей и научить их:
описывать признаки предметов и
узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, слова, числа;
обобщать;
классифицировать предметы, слова, числа;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
определять отношение между предметами типа род—вид;
осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;
определять отношения между предметами типа «часть—целое»;
развивать речь;
использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.
б) специально учат ребенка восприятию:
выделять главные признаки;
развивать процессы анализа и обобщения;
пользоваться речью при наблюдении и рассматривании;
сравнивать.
в) обучают наблюдению,которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.
Слайд 7г) формируют воображениеребенка. Ведь воображение является высшей психической функцией, которая
отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до
его осуществления.
Занятия содержат следующие способы создания образов воображения (как правило, они используются неосознанно):
агглютинация-соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (кентавр это человек-зверь, птица Феникс это человек-птица);
гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей (лилипуты, мальчик с пальчик);
схематизация;
типизация;
акцентирование.
д) развивают фантазию путем:
аналогии;
синтеза.
е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, память младшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы:
понимание цели запоминания;
составление плана;
опора на наглядный материал;
повышение мотивации запоминания;
включение в игровую и трудовую деятельность;
использование соревнований.
Слайд 8ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и
сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые
обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:
игры;
кроссворды;
брейн-ринг;
тесты;
алгоритмы;
ситуативные задачи;
анализ конкретных ситуаций.
Слайд 9з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших
предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают
уважительное отношение к истории родного города, его архитектуре и традициям.
и) формируют мировоззрения учащихсяна историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий при освоении учащимися исторического учебного материал:
образные задания;
логические задания;
проблемные задания;
экскурсии;
поисковые задания;
составление проектных работ.
Слайд 10Цель программы развивающих занятий по логической математике
"Эрудит":
формировать и
развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить
обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
овладение конкретными математическими знаниями;
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
развитие речи;
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Слайд 11Основные формы работы.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Слайд 12
Продолжительность и общая характеристика составляющих занятия.
«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение
упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является
важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы
Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитиюперечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
Слайд 13 Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает
не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько
различных заданий одновременно.
Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Слайд 14 Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает
не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько
различных заданий одновременно.
Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Слайд 15
К концу первого года обучения учащиеся должны
уметь:
составлять, моделировать и штриховать предметы;
находить закономерность;
классифицировать предметы, слова;
определять истинность высказываний;
делать
выводы, простейшие умозаключения.
уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
делать выводы, простейшие умозаключения;
решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Слайд 16Таблица тематического распределения часов
Слайд 17Таблица тематического распределения часов
Слайд 18
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
–
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.