Слайд 1БОРЬБА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО _ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 2Определение: профессиональное выгорание
Синдром, развивающийся на фоне стресса и ведет к
энергетическому истощению
Слайд 3Ситуации, влияющие на возникновение ЭВ
Начало своей деятельности после отпуска, каникул,
курсов (функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами
образовательного процесса, с администрацией, родителями (функция –защитная);
Проведение открытых мероприятий, выступлений, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.
Слайд 4Ситуации, влияющие на возникновение ЭВ.
Специфика профессиональной деятельности педагога:
Регулярное возникновение напряженных
ситуаций
(поведение учащихся, трения с родителями по поводу учёбы)-
возможные вспышки гнева.
Высокий уровень конфликтов в педагогическом коллективе (давление, критика)- повышается внутренне состояние тревожности и беспокойства.
Слайд 5Причины
высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка;
отсутствие четкой связи
между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
жесткие
временные рамки деятельности (пара, семестр, год), ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
неотрегулированность организационных моментов преподавательской деятельности: нагрузка, расписание, аудитория, моральное и материальное стимулирование;
ответственность перед администрацией, обществом в целом за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения со студентами, коллегами, администрацией.
Слайд 6Факторы профессионального выгорания педагогов.
Ежедневная психическая перегрузка;
Высокая ответственность за учеников;
Дисбаланс между
эмоционально-энергетическими затратами и морально-
материальным
вознаграждением;
Ролевые конфликты;
Поведение
«трудных»
учащихся.
Слайд 7Проявление профессионального выгорания педагогов.
1.Когнитивные:
главная мысль педагога– оставить работу.
Снижение способности
концентрации на работе.
Усиливается недоверчивость,
проявляющаяся в порицающем,
негуманном поведении с детьми, родителями, коллегами.
Слайд 8Проявления профессионального выгорания педагогов.
2.Эмоциональные изменения:
Повышенная раздражительность;
Нарастающее чувство беспокойства;
Постоянное чувство вины
перед коллегами, учениками, близкими.
Вспышки немотивированного гнева;
«Уход в себя».
Нежелание общаться.
Слайд 9Проявления профессионального выгорания педагогов.
3.Изменения в поведении «выгорающего» педагога:
Работает дольше, но
менее продуктивно
Утрачиваются творческие подходы к решению профессиональных задач
Усиливается сопротивление к
выходу на работу.
Педагог берет работу домой, но не выполняет.
Не решаются приоритетные задачи, а «застревание» происходит на мелких деталях.
Слайд 10Проявления профессионального выгорания педагогов.
4.Физические (физиологические):
Нарастающая утомляемость, слабость.
Разнообразные нарушения сна.
Частые беспричинные
головные боли,
нарушения деятельности ЖКТ, потеря или увеличение веса.
Слайд 11Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная
забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни)
высокая
самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях
опыт успешного преодоления профессионального стресса
способность конструктивно меняться в напряженных условиях
высокая мобильность
открытость
общительность
самостоятельность
стремление опираться на собственные силы
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Слайд 12Способы саморегуляции
смех, улыбка, юмор
размышления о хорошем, приятном
различные движения типа потягивания,
расслабления мышц
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других
приятных или дорогих вещей
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха
чтение стихов
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд 13Способы саморегуляции
не скрывайте свои чувства, проявляйте ваши эмоции и давайте
вашим друзьям обсуждать их вместе с вами
не избегайте говорить о
том, что случилось, используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими
не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь
не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе
если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени
выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений
проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе
постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Слайд 14Метод позитивных утверждений
– это способность признать не только свою ценность
и значимость, но и ценность и значимость другого человека, не
зависимо от его взглядов, убеждений и действий.
Как можно больше говорите следующее:
Мне с вами очень хорошо работать.
Я рада, что у меня интересная и насыщенная работа.
Я благодарна, что много интересного я могу изучить.
Мне так нравиться, каждый день моей жизни.
Я радуюсь, что есть трудности, которые можно преодолевать.
Какой замечательный сегодня день, столько нового и интересного предстоит увидеть и узнать.
Как хорошо, что есть люди, которые меня понимают, поддерживают, любят.
Слайд 15«Обещание самому себе»
Упражнение «Обещание самому себе»
1. Запишите три пункта, которые вы
могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной,
организационной и личной.
2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.
3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.
Слайд 16Способ . Самоодобрение (самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки
своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок
— это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец! Умница! «Здорово получилось!»
Слайд 17Советы
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично
Стремитесь побороть страх
Найдите время, чтобы побыть
наедине с собой
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого
Не
старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать»
Используйте возможность выступить с речью
Маленькие радости в Ваших руках
Слайд 18Профилактика профессионального выгорания
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
стремление к
равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
удовольствие;
умение
отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
стремление находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
стремление бороться со своими негативными убеждениями;
создание или принадлежность к какому-либо сообществу.
3. Повышение уровня профессионального мастерства.
Слайд 19Профилактика профессионального выгорания
Каждый педагог должен убедить себя что
есть пути к той работе, которая будет снова или ещё
больше доставлять удовольствие, развивать его личные ресурсы, чтобы поддержать вовремя работы
Слайд 20Профилактика профессионального выгорания
Наиболее уязвимые- увлеченные, плодотворно и успешно работающие.
У
них тенденция к идеалистическим ожиданиям. Испытывают зависимость быть необходимыми, ценными
и принятыми.
Склонны рвать связи с обычными родственными и дружескими
Уединяются в маленьком мирке и испытывают положительные эмоции от работы.
Слайд 21Профилактика профессионального выгорания.
Люди пораженные выгоранием истощены и деморализованы необходимо выделить
время для восстановления энергии.
Меньше подвержены
выгоранию те, кто
получает
поддержку
в семье
и имеют
хобби, позволяющее
понять что жизнь это больше, чем просто работа.
Слайд 22Профилактика профессионального выгорания.
Специфика профессиональной деятельности педагога:
Регулярное возникновение напряженных ситуаций
(поведение учащихся, трения с родителями по поводу учёбы)- возможные вспышки
гнева.
Высокий уровень конфликтов в педагогическом коллективе (давление, критика)- повышается внутренне состояние тревожности и беспокойства.
Слайд 23Психологические установки, приводящие к выгоранию.
установка делать работу самостоятельно, не обращаясь
в трудную минуту к коллегам за помощью и поддержкой.
установка оказывать помощь другим любой ценой, без учета собственных потребностей и физических ресурсов
установка осуществлять несколько дел или проектов одновременно.
Эти установки «заставляют» специалиста для поддержания хорошего самочувствия выполнять работу слишком дорогой ценой, что влечет за собой перегрузки и соответственно и профессиональное выгорание.
Слайд 24Профилактика профессионального выгорания.
Если у педагога возник дискомфорт- сразу нужно обратиться
к специалисту ( психологу, психотерапевту).
Психологическая помощь всегда приносит положительные результаты.
Слайд 25Позитивный результат работы с психологом.
снижается эмоциональная нестабильность, уровень тревожности
и нервно-психического напряжения;
уменьшается общая неудовлетворенность;
формируется привычка к здоровому образу жизни,
позитивному мировоззрению;
педагоги видят смысл в том, что делают и
ценят свою работу.
Слайд 26Заключение.
Посещение лекций, семинаров, тренингов или консультации психолога не заменят педагогу
какие- либо практические действия и его внутренней работы.
Последствия пренебрежения профессиональным
здоровьем может привести к существенным, а иногда к трагичным последствиям.