Слайд 1Тема: Агропромышленный комплекс Российской Федерации, сегодня и завтра.
Введение
1.Современная ситуация в
агропромышленном комплексе. Ее причины
2. Особенности реформирования АПК РФ.
2.1 Основные цели
реформирования
Слайд 2Введение
Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и
включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли
«до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
Слайд 3
Начиная с 1992 г., в агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования,
реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а также активизация
межфермерской кооперации. Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена административно-распределительных, командных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.
Слайд 4
Однако, к сожалению, наряду с позитивными изменениями — расширением спектра
форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на
землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ныне сами определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в проведении аграрного реформирования.
Слайд 5
Цель данной работы – рассмотреть основные задачи, которые стоят перед
государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей
ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов всех уровней.
Слайд 61.Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
Агропромышленный комплекс (АПК)
имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу
основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
Слайд 7
АПК — самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике
страны. В АПК России в настоящее время занято около 35%
всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.[1]
[1] Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М., 1998, с.709.
Слайд 8
К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания,
создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из
сельскохозяйственного сырья.
Слайд 9
Аграрные преобразования в стране происходили по нескольким направлениям. Первое -
реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию
предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества. Втечение 1991-1997 гг. изменилась социальная структура сельскохозяйственных землепользователей в результате земельной реформы. Доля государственного сектора в
Слайд 10
использовании сельскохозяйственных угодий уменьшилась с 56% в 1991 г. до
13,4 в 1997 г., в то время как удельный вес
частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос с 40,3 до 70,9%. За годы реформы приватизировано 91% перерабатывающих предприятий и 77% предприятий агросервиса.
Слайд 11
Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой
и розничной торговли. В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции
государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др. Удельный вес централизованных закупок зерна в общем объеме его реализации уменьшился с 63% в 1993 г. до 25 в 1997 г., картофеля соответственно - с 52 до 29, овощей - с 71 до 40, мяса скота и птицы - с 79 до 45, молока и молочных продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%.[1]
Слайд 12
Третье - изменение системы государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных
структур и методов управления АПК. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная
система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система защиты внутреннего рынка от импортных товаров путем установления таможенных пошлин, однако общий уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой экономикой.
Слайд 13
Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяйственные организации от
функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством
передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную занятость населения.
Слайд 14
Индексы объема продукции сельского хозяйства (в процентах, 1990 г.=100%)
Слайд 15
Капитальные вложения на развитие АПК России (в сметных ценах 1991
г.)
Слайд 162. Особенности реформирования АПК РФ.
2.1 Основные цели реформирования
Анализ причин аграрного
кризиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе
преобразования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства. Обязательными условиями выхода из кризиса являются:
восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как организатора и координатора многих функций АПК;
Слайд 17
рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных
форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими
формами хозяйствования;
обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;
достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;
развитие кооперативных форм и связей;
Слайд 18
эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;
гибкое сочетание рыночных принципов
с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;
преодоление движения
к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;
система мер по защите отечественного товаропроизводителя.
Одна из важнейших стратегических целей аграрной и экономической реформы в целом заключалась в замене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неизбежной с точки зрения исторической перспективы.