Слайд 1Финансы и кредит
Тема 4.
Бюджет и бюджетная
система РФ
Слайд 2Сущность бюджета
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления.
Слайд 3Характерные черты бюджета
- как объективная экономическая категория
- как
система денежных отношений
-как основной финансовый план
- как инструмент
финансовой политики государства
Слайд 4Функции бюджета
- образование бюджетного фонда
- использование бюджетного фонда
- контрольная
Слайд 5Бюджетная система
Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов
разных уровней, основанная на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве.
Слайд 6Структура бюджетной системы РФ
(ст. 10 БК)
федеральный бюджет и бюджет
государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов;
местные бюджеты (бюджеты МО).
Слайд 7Принципы бюджетной системы РФ (ст.28 БК)
принцип единства бюджетной системы
принцип
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
принцип самостоятельности бюджетов
принцип сбалансированности бюджета
принцип достоверности бюджета
принцип гласности
Слайд 8Консолидированный бюджет Свердловской области
Консолидированный бюджет Свердловской области
Областной бюджет
Местные бюджеты
Городские
округа
Муниципальные
районы
Поселения
Слайд 9Формирование доходной части бюджетов
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
Безвозмездные перечисления
Слайд 10Функциональная классификация расходов бюджета
По участию в общественном воспроизводстве
По целевому назначению
По
отраслям
По организационному признаку
По уровню управления
Слайд 11Бюджетный процесс
Бюджетный процесс представляет собой деятельность по составлению
проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении
и его утверждению.
Слайд 12Участники бюджетного процесса
Президент Российской Федерации;
Органы законодательной власти;
Органы исполнительной власти;
Органы денежно-кредитного
регулирования;
Органы государственного и муниципального финансового контроля;
Государственные внебюджетные фонды;
Главные распорядители и
распорядители бюджетных средств;
Иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Слайд 13Стадии бюджетного процесса
Составление проектов бюджетов;
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
Казначейское исполнение бюджетов ;
Составление отчета об исполнении федерального бюджета.
Слайд 14Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной
власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления.
Слайд 15Принципы межбюджетных отношений
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням
бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения
по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Слайд 16Уровень бюджетной обеспеченности
УБО = ИНП / ИБР,
где
ИНП –
индекс налогового потенциала
ИБР – индекс бюджетных расходов
Дотации из
федерального бюджета предоставляются субъектам РФ, имеющим уровень бюджетной обеспеченности ниже установленного Правительством РФ критерия.
Слайд 17Бюджетный федерализм и бюджетная самостоятельность
Федеральный бюджет + ГВБФ
Бюджеты субъектов РФ
+ ТВБФ
Местные бюджеты (бюджеты МО)
Бюджетный федерализм – это форма финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов.
Слайд 18Формы межбюджетных трансфертов
Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе
для выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности.
Слайд 19Формы межбюджетных трансфертов
Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Слайд 20Формы межбюджетных трансфертов
Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на
условиях долевого финансирования целевых расходов.
Слайд 21Виды бюджетных систем
Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень
централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих
органов власти.
Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Им присуща высокая самостоятельность территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.
Слайд 22Модели построения бюджетных систем государства
Слайд 23Отличия федеративных и унитарных бюджетных систем
Слайд 24Дефицит бюджета
Активный – это бюджетный дефицит, который заложен при утверждении
бюджета.
Пассивный – дефицит вызванный сокращением государственных доходов в результате падения
экономической активности в течении отчетного периода.
Слайд 26Факторы возникновения бюджетного дефицита
Увеличение темпов финансирования социальных расходов по сравнению
с темпом прироста валового внутреннего продукта
Осуществление крупных централизованных вложений в
развитие производства и изменение его структуры
Наращивание военных расходов
Кризисные явления в экономике
Чрезвычайные обстоятельства (война, форс-мажор)
Слайд 27Методы управления дефицитом
Разработка четкой программы финансовых мероприятий, направленных на
обеспечение стабилизации рубля. (Стабильные деньги – основа экономического подъема).
Поиск эффективных
источников покрытия бюджетного дефицита (займы, ценные бумаги и т.д.)
Контроль за развитием бюджетной и экономической ситуации, обеспечивающий приведение бюджетного дефицита к оптимальному размеру 3-5% от величины ВВП
Сокращение военных расходов
Разработка механизма секвестра (т.е. пропорционального снижения расходов по всем статьям) и обеспечение его неукоснительной реализации.
Слайд 28Источники финансирования дефицита федерального бюджета
1) внутренние источники:
кредиты, полученные РФ от
кредитных организаций в валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных
бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
2) внешние источники:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Слайд 29Источники финансирования дефицита регионального бюджета
1) внутренние источники:
государственные займы, осуществляемые путем
выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
бюджетные ссуды, полученные
от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные от кредитных организаций.
2) внешние источники: определяются в соответствии с законодательством РФ
Слайд 30Источники финансирования дефицита местного бюджета
внутренние источники:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска
муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, полученные от
кредитных организаций.