Разделы презентаций


Итоги и перспективы экономических реформ в Российской Федерации

Содержание

Данный доклад посвящен вопросам реформ переходного периода и среднесрочным приоритетам экономического развития (завершение перехода к рыночной экономике) Доклад не затрагивает вопросы долгосрочной экономической стратегии, связанной с вхождением России в число экономически

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Итоги и перспективы экономических реформ в Российской Федерации
Михаил Дмитриев
Научный

руководитель ЦСР

Москва
Декабрь 2004 года

Итоги и перспективы экономических реформ в Российской ФедерацииМихаил Дмитриев Научный руководитель ЦСРМоскваДекабрь 2004 года

Слайд 2
Данный доклад посвящен вопросам реформ переходного периода и среднесрочным приоритетам

экономического развития (завершение перехода к рыночной экономике)
Доклад не затрагивает

вопросы долгосрочной экономической стратегии, связанной с вхождением России в число экономически развитых стран
Доклад не является результатом самостоятельного сравнительного исследования рыночных реформ в переходных экономиках, в том числе не является результатом специальных обследований.
В качестве основы для анализа в докладе использованы оценки экспертов ЦСР и материалы международных исследований (Всемирного Банка, Европейского банка реконструкции и развития и др.)
Выводы и оценки, представленные в докладе, являются предварительными и будут уточняться в ходе дальнейшей работы
Данный доклад посвящен вопросам реформ переходного периода и среднесрочным приоритетам экономического развития (завершение перехода к рыночной экономике)

Слайд 3Достигнутый уровень социально-экономических преобразований в Российской Федерации
Источники: EBRD Transition Report

2004, экспертные оценки ЦСР.

Достигнутый уровень социально-экономических преобразований в Российской ФедерацииИсточники: EBRD Transition Report 2004, экспертные оценки ЦСР.

Слайд 4ТЕМПЫ РЕФОРМ
Интенсивность реформ в России по перечню Европейского банка

реконструкции и развития в течение последнего года была невысокой:
Прогресс

реформ в России был отмечен только по одному направлению (реформа на железнодорожного транспорте)
В 7 других странах с переходной экономикой был отмечен прогресс по 2-3 направлениям
В одной стране (Румыния) прогресс отмечен по 4 направлениям
По приросту интегрального рейтинга реформ ЕБРР за истекший год Россия находится в группе стран с наименьшими показателями (0,035 против 0,11 в группе лидеров по темпу реформ)
ТЕМПЫ РЕФОРМ Интенсивность реформ в России по перечню Европейского банка реконструкции и развития в течение последнего года

Слайд 5Перспективы реформ в Российской Федерации на 2005-2007 годы (оценка на основе

декларируемых намерений)
Источник: экспертные оценки ЦСР.

Перспективы реформ в Российской Федерации на 2005-2007 годы (оценка на основе декларируемых намерений)Источник: экспертные оценки ЦСР.

Слайд 6Возможные препятствия на пути реформ:
на стадии выработки политики:
специальные

интересы
недостаточная эффективность процесса выработки политики
недостаточная политическая приоритетность отдельных

направлений реформ
на стадии реализации:
неэффективный дизайн (в том числе вследствие компромиссов на стадии выработки политики)
неэффективность правоприменения в системе исполнительной и судебной власти
системные риски и ожидания экономических агентов (дефицит доверия)
политические механизмы
Возможные препятствия на пути реформ: на стадии выработки политики: специальные интересы недостаточная эффективность процесса выработки политики недостаточная

Слайд 7
НАЛИЧИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ КАК ПРАВИЛО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, А НЕ КОНЕЧНЫМ

КРИТЕРИЕМ УСПЕШНОСТИ РЕФОРМ

РЕФОРМЫ МОГУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ,

ЕСЛИ ОНИ ОКАЗАЛИ ЖЕЛАЕМОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
НАЛИЧИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ КАК ПРАВИЛО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, А НЕ КОНЕЧНЫМ КРИТЕРИЕМ УСПЕШНОСТИ РЕФОРМРЕФОРМЫ МОГУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ

Слайд 8ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕМПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ
Динамика политических институтов


Уровень концентрации ренты
Эффективность административной системы
Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина
Эффективность институтов защиты

собственности
Уровень доверия к институтам
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕМПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ Динамика политических институтов Уровень концентрации рентыЭффективность административной системыБюджетная и кредитно-денежная

Слайд 9ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
Уровень политической конкурентности и интенсивность реформ

Источник:

The World Bank. Transition: The First Ten Years

ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ Уровень политической конкурентности и интенсивность реформ Источник: The World Bank. Transition: The First Ten

Слайд 10Динамика политических институтов и интенсивность реформ
Интенсивность реформ в странах с

конкурентными политическими системами как правило выше, чем в группах стран

с ограниченной политической конкурентностью, к числу которых относится Россия.
Ослабление политической конкурентности необязательно будет сопровождаться замедлением реформ, поскольку среди стран с неконкурентными политическими системами наблюдаются как случаи очень медленных реформ, так и случаи реформ быстрых (Казахстан).
Однако по мере ослабления политической конкурентности может снижаться влияние институциональных факторов давления в пользу реформ и усиливаться зависимость процесса реформ от предпочтений высшего политического руководства.
Динамика политических институтов  и интенсивность реформИнтенсивность реформ в странах с конкурентными политическими системами как правило выше,

Слайд 11ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
Уровень политической конкурентности и «захват государства» группами

специальных интересов

Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years

ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ Уровень политической конкурентности и «захват государства» группами специальных интересовИсточник: The World Bank. Transition: The

Слайд 12
По состоянию на 2000 год уровень «захвата государства» среди стран

с переходной экономикой был наибольшим в группе с ограниченной политической

конкурентностью, к числу которых относилась и Россия
Как возрастание, так и увеличение политической конкурентности в России в последующие годы должно было бы привести к уменьшению уровня «захвата государства».
По состоянию на 2000 год уровень «захвата государства» среди стран с переходной экономикой был наибольшим в группе

Слайд 13Концентрация ренты и продвижение реформ
Масштабы «захвата государства» тесно связаны с

присвоением институциональной ренты, возникающей вследствие преимущественного доступа рентополучателей к экономическим

ресурсам.
Таким образом, ограничение политической конкурентности в России может способствовать развитию реформ в тех секторах, где наблюдается «захват государства» и реформы сдерживаются из-за сопротивления получателей институциональной ренты.
В странах с переходной экономикой наиболее действенное сопротивление реформам наблюдается в областях с высоким уровнем концентрации ренты.
Это согласуется с тем, что в ближайшие годы в России наибольшее продвижение реформ ожидается в областях с невысоким уровнем концентрации ренты, а реформы в областях с максимальным уровнем концентрации ренты маловероятны.
Концентрация ренты и продвижение реформМасштабы «захвата государства» тесно связаны с присвоением институциональной ренты, возникающей вследствие преимущественного доступа

Слайд 14УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ РЕНТЫ
Сравнительный уровень концентрации ренты и возможная интенсивность

преобразований на некоторых направлениях реформ
Газ
Таможенное админист-рирование
Железные дороги
Электро- энергетика
Нефтедобы-ча
Наука
Образование
ЖКХ
Здравоохране-ние








Условный уровень концентрации

ренты

Потенциальная интенсивность реформ

Ожидаемая интенсивность реформ

Источник: экспертные оценки ЦСР.

Интенсивность реформ

1

0

0,1

0,5

0,5

0,9

0,3

0,3

0,4

1,0

0

Сравнительный уровень концентрации ренты (в порядке убывания)

УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ РЕНТЫ Сравнительный уровень концентрации ренты и возможная интенсивность преобразований на некоторых направлениях реформГазТаможенное админист-рированиеЖелезные дорогиЭлектро-

Слайд 15ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ
способствует
управление по результатам
административная регламентация
ликвидация избыточных функций
реформа

контрольно-надзорных органов
административная реформа на региональном уровне
сдерживает
развитие общественного диалога

в процессе выработки политики
повышение транспарентности
преодоление коррупции
активизация гражданского общества

Усиление административной централизации может способствовать реализации одних направлений административной реформы и сдерживать реализацию других

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ способствует управление по результатамадминистративная регламентацияликвидация избыточных функцийреформа контрольно-надзорных органовадминистративная реформа на региональном уровне сдерживает

Слайд 16БЮДЖЕТНАЯ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина в целом

положительно влияет на экономические ожидания и оценки рисков и, тем

самым, может повышать результативность реформ, направленных на изменение поведения участников рынка.

Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина может ослабляться под действием политической конкуренции*, но может оставаться как высокой, так и низкой в отсутствии политической конкуренции.

* Alesina A., Roubini N., Cohen G.Political Cycles and the Macroeconomy/Cambridge.MA. 1997

БЮДЖЕТНАЯ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина в целом положительно влияет на экономические ожидания и оценки

Слайд 17Незащищенность прав собственности в переходных экономиках (1999)
Источник: The World Bank.

Transition: The First Ten Years

Незащищенность прав собственности в переходных экономиках (1999)Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years

Слайд 18ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННОСТИ
Эффективность институтов защиты собственности воздействует на ожидания

субъектов рынка и является условием эффективного правоприменения, что влияет на

результативность большинства экономических реформ.

Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННОСТИЭффективность институтов защиты собственности воздействует на ожидания субъектов рынка и является условием эффективного правоприменения,

Слайд 19ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ БАНКРОТСТВА
По инициативе кредитора
По инициативе должника
Источник: EBRD Transition Report

2004

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ БАНКРОТСТВАПо инициативе кредитораПо инициативе должникаИсточник: EBRD Transition Report 2004

Слайд 20УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ К ИНСТИТУТАМ
Недостаточный уровень доверия к институтам является

общей проблемой переходных экономик, но в России он стоит острее,

чем во многих других странах
УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ К ИНСТИТУТАМ Недостаточный уровень доверия к институтам является общей проблемой переходных экономик, но в России

Слайд 21Перспективы реформ в Российской Федерации на 2005-2008 годы
(с учетом действия

факторов, влияющих на темпы и результаты реформ)
Источник: экспертные оценки ЦСР.


Перспективы реформ в Российской Федерации на 2005-2008 годы(с учетом действия факторов, влияющих на темпы и результаты реформ)Источник:

Слайд 22Среднегодовые темпы прироста интегрального рейтинга реформ

Среднегодовые темпы прироста интегрального рейтинга реформ

Слайд 23Рост ВВП в 1989-2003 годах в странах с переходной экономикой

и интегральный индекс реформ по состоянию на 2004 год
Источник:

EBRD Transition Report 2004; расчеты экспертов ЦСР;
Узбекистан, Туркменистан и Беларусь исключены из регрессии
Рост ВВП в 1989-2003 годах в странах с переходной экономикой и интегральный индекс реформ по состоянию на

Слайд 24Ход реформ и экономический рост


В странах с переходной экономикой наблюдается

тесная положительная связь между рыночными реформами и темпами экономического роста

Однако

только часть реформ способна оказать существенное влияние на темпы экономического роста в Российской Федерации в среднесрочной перспективе (2005-2007 годы)
Ход реформ и экономический ростВ странах с переходной экономикой наблюдается тесная положительная связь между рыночными реформами и

Слайд 25НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ



Реформы, влияющие на среднесрочный экономический рост
Реформы, направленные на укрепление

доверия и развитие институтов
Реформы, в которых ожидается наибольший прогресс
Наука
Финансовый сектор,

судебная и правовоохранительная системы

Трудовое законодательство

Вступление в ВТО

Дерегулирование

Образование, здравоохранение, природопользование

Киотский протокол

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫРеформы, влияющие на среднесрочный экономический ростРеформы, направленные на укрепление доверия и развитие институтовРеформы, в которых ожидается

Слайд 26Ожидаемые темпы прогресса реформ, сгруппированных в зависимости от степени влияния

на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе (2005-2007 годы)
Источник:

экспертные оценки ЦСР.
Ожидаемые темпы прогресса реформ, сгруппированных в зависимости от степени влияния на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе

Слайд 27Выводы
Интенсивность экономических реформ в России в последнее время была

невысокой по сравнению со странами-лидерами по темпам реформ

Учитывая тесную зависимость

между ходом реформ и темпами экономического роста, замедление реформ может негативно сказаться на темпах экономического роста

Декларируемая интенсивность реформ на 2005-2007 годы значительно превосходит показатели стран-лидеров по темпам реформ

Интегральное действие факторов, влияющих на темпы и результаты реформ, скорее всего приведет с значительному снижению интенсивности реформ по сравнению с декларируемой
Выводы Интенсивность экономических реформ в России в последнее время была невысокой по сравнению со странами-лидерами по темпам

Слайд 28Выводы
Однако воздействие политических процессов и различий в уровнях концентрации

институциональной ренты может способствовать поддержанию высоких темпов реформ по ряду

направлений в сфере социальных реформ, реформы исполнительной власти и отраслей инфраструктуры

Благодаря этому интегральные темпы реформ могут существенно возрасти по сравнению с 2003-2004 годами

Возрастает зависимость результатов реформ от предпочтений высшего политического руководства и ослабевают институциональные факторы давления в пользу реформ

Планируемые реформы в силу различия лагов будут оказывать неодинаковое влияние на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе (2005-2007 годы)

Несколько более интенсивно могут проходить реформы с большими лагами и ограниченным влиянием на среднесрочные темпы роста (социальные реформы, реформы в сфере недропользования, земли и недвижимости и некоторых отраслей инфраструктуры)
Выводы Однако воздействие политических процессов и различий в уровнях концентрации институциональной ренты может способствовать поддержанию высоких темпов

Слайд 29Изложенные выводы являются сугубо предварительными и могут рассматриваться лишь в

качестве гипотез, которые будут использованы в ходе более подробного анализа

процесса реформ
Изложенные выводы являются сугубо предварительными и могут рассматриваться лишь в качестве гипотез, которые будут использованы в ходе

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика