Слайд 1Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Слайд 2Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Домохозяйство
(household) — совокупность физических
лиц, проживающих совместно
и обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью
или частично объединяя и расходуя свои средства.
Слайд 3Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Виды домохозяйств
Частные домохозяйства —
категория домохозяйств, часто совпадающая
с понятием «семья», под которой в экономике
понимают членов домохозяйства, связанных родством.
Институциональные/коллективные домохозяйства — группа лиц, не связанных родством, которые долгое время живут вместе и не могут самостоятельно принимать решения об использовании заработанных совместно средств.
Слайд 4Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Домохозяйство — это семья
Микеланджело
(1475—1564)
Святое семейство, 1504. Дерево, масло. Уффици, Флоренция
Слайд 5Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Домохозяйство — заключенные
в
тюрьме
К. Флавицкий (1830—1886)
Княжна Тараканова,
1864 г., холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 6Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Домохозяйство — монахи
в монастыре
С.
Ладанов, 2004. Соловецкий монастырь в лучах заката. Святое озеро. Отражение.
Вечер. http://ladanov.nm.ru/index.htm
Слайд 7Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Экономические функции домохозяйства
потреблять товары
и услуги, произведенные предприятиями;
производить товары и услуги для собственного потребления
или продажи на рынке;
воспроизводить и формировать человеческий капитал и поставлять труд на рынок факторов производства.
Слайд 8Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Домохозяйство-потребитель
Потребление (consumption) — использование
товаров и услуг
для удовлетворения индивидуальных
и коллективных потребностей.
Потребительские товары (consumer
goods) —
товары, которые непосредственно удовлетворяют потребности человека
и полностью уничтожаются в процессе потребления.
Слайд 9Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Предметы потребления
по характеру удовлетворяемых
потребностей:
продукты питания, одежда и обувь;
жилье, вода, электричество, газ
и другое топливо;
мебель, предметы домашней обстановки
и утвари, ремонт жилья;
транспортные услуги; услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры, связи и т.д.;
Слайд 10Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Предметы потребления
по характеру потребляемых
товаров:
потребительские товары немедленного использования — продукты питания, топливо, лекарства, т.е.
все, что потребляется сразу;
потребительские товары длительного пользования — жилье, мебель, автомобили, т.е. то, что потребляется (изнашивается) в течение ряда лет;
потребительские услуги —здравоохранение, транспорт, развлечения.
Слайд 11Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Эгоизм и альтруизм
Эгоизм (от
лат. ego — я) — моральный принцип жизненной ориентации и
поведения личности, предполагающий предпочтение собственных интересов интересам других членов общества. Модель поведения человека
за пределами своего домохозяйства.
Альтруизм (от лат. alter — другой) — моральный принцип жизненной ориентации
и поведения личности, основанный
на способности человека бескорыстно жертвовать личными интересами ради блага других. Модель поведения человека внутри своего домохозяйства.
Слайд 12Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Домохозяйство-производитель
производство домохозяйства не требует
регистрации в качестве фирмы, т.е. самостоятельного юридического лица, отдельного от
его владельцев;
факторы производства находятся во владении членов домохозяйства, а не их предприятия
или фирмы;
домохозяйство как таковое не может вступить
в договорные отношения с другими предприятиями; это могут сделать только отдельные члены домохозяйства, заключив, например, договор
на аренду жилья;
владельцы домашнего предприятия полностью отвечают по своим обязательствам личным имуществом.
Слайд 13Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Формы домашнего предприятия
Рыночные домашние
предприятия осуществляют производство
для продажи на рынке.
Нерыночные домашние предприятия осуществляют производство
для
личного конечного потребления.
Слайд 14Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Домохозяйство — поставщик труда
Человеческий
капитал (human capital) — воплощенный в человеке запас способностей, знаний,
навыков
и мотиваций
В. МУХИНА
Рабочий и колхозница. 1937. Бронза. Гранит
Слайд 15Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Формирование человеческого капитала
Создание условий
для производства человеческого капитала — формирование
и использование семейного бюджета, ведение
домохозяйства.
Воспроизводство человеческого капитала — семьи рождают детей, воспроизводя тем самым людские ресурсы, включают их
в социальную систему путем воспитания, образования, приобщения к культуре.
Реализация человеческого капитала — участие индивидуальных членов домохозяйств в рыночном производстве, ведении домашнего хозяйства, организации семейного бизнеса.
Слайд 16Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Формы обучения
Формальное обучение —
это получение среднего, специального и высшего образования, получение второго образования,
профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение
в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.
Неформальное обучение — это самообразование человека путем изучения специальной литературы
и информации, участия в профессиональных ассоциациях и клубах, поддержания контактов
с коллегами по специальности, например, через Интернет, участие в конкурсах, конференциях, семинарах и т.п.
Слайд 17Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Экономический потенциал домохозяйства
недвижимость —
земельный участок (приусадебный, дачный, под строениями), здания и сооружения (приватизированная
квартира, дача, дом, гараж, подсобные помещения);
капитальные активы — машины и оборудование чисто производственного назначения (например, личный грузовик, трактор, станок) и рабочий скот;
финансовые активы — денежные вклады в банке, ценные бумаги (акции, облигации), наличные деньги, другие активы, которые можно быстро превратить
в деньги (драгоценности, произведения искусства);
имущество — потребительские товары длительного пользования, которые можно использовать и в целях личного потребления, и в целях производства (например, легковой автомобиль, компьютер).
Слайд 18Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Личное подсобное хозяйство
— форма
деятельности домохозяйств
по производству и переработке сельскохозяйственной продукции:
приусадебные участки — сельскохозяйственное
производство
на полевых и приусадебных участках сельских жителей;
дачные участки — садово-огородная деятельность городских жителей.
Слайд 19Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Выводы (1)
Основные функции домохозяйства
заключаются в:
потреблении товаров услуг,
производстве товаров и услуг,
воспроизводстве человека
и труда.
Слайд 20Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Выводы (2)
Как потребители члены
домохозяйства используют товары и услуги для удовлетворения индивидуальных
и коллективных потребностей.
За пределами домохозяйства его члены в основном эгоисты, максимизирующие полезность для себя лично.
В рамках домохозяйства его члены
в основном альтруисты, бескорыстно заботящиеся о благе ближних.
Слайд 21Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства
Выводы (3)
Как производители домашние
хозяйства могут производить товары и услуги
для продажи на рынке,
для
собственного потребления.
Как поставщики труда домохозяйства воспроизводят человеческий капитал.