Разделы презентаций


Естественная монополия и ее регулирование: от теории к российской практике

Содержание

Естественная монополияЕстественная монополия – это фирма, которая может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними общими издержками, чем те, которые бы имели место, если бы две или несколько конкурирующих

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Естественная монополия и ее регулирование: от теории к российской практике
Антипина О.Н.,
профессор

экономического факультета МГУ

Естественная монополия и ее регулирование: от теории к российской практикеАнтипина О.Н.,профессор экономического факультета МГУ

Слайд 2Естественная монополия
Естественная монополия – это фирма, которая может удовлетворить весь

рыночный спрос на товар с меньшими средними общими издержками, чем

те, которые бы имели место, если бы две или несколько конкурирующих фирм производили такой же объем выпуска
Естественная монополияЕстественная монополия – это фирма, которая может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними

Слайд 3Виды естественных монополий
Однопродуктовая
Достаточное условие существования – возрастающая отдача от масштаба

на всем диапазоне спроса
Необходимое условие существования – субаддитивность функции издержек
Многопродуктовая
Необходимое

и достаточное условие существования - субаддитивность функции издержек
Наличие возрастающей отдачи от масштаба необязательно, поскольку экономия от разнообразия может превысить действие убывающей отдачи от масштаба
Пример: электроэнергия, поставляемая в пиковые и непиковые часы, пассажирские и товарные железнодорожные перевозки и т.п.
Виды естественных монополийОднопродуктоваяДостаточное условие существования – возрастающая отдача от масштаба на всем диапазоне спросаНеобходимое условие существования –

Слайд 4Виды естественных монополий
Постоянная
Характеризуется возрастающей отдачей от масштаба на всем диапазоне

возможного объема производства
Временная
Характеризуется возрастающей отдачей от масштаба только до определенного

объема производства, превышение которого приводит к убывающей отдаче от масштаба (это открывает возможность для входа в отрасль новых фирм и развития конкуренции)
Виды естественных монополийПостояннаяХарактеризуется возрастающей отдачей от масштаба на всем диапазоне возможного объема производстваВременнаяХарактеризуется возрастающей отдачей от масштаба

Слайд 5Возможные выгоды и издержки общества от существования естественных монополий
Выгоды: продажа

продукции, произведенной с низкими затратами, по низкой цене
Издержки: использование нерегулируемой

фирмой своего монопольного положения для завышения цены, что приводит к сокращению излишка потребителей и чистым потерям общества от монопольной власти
Возможные выгоды и издержки общества от существования естественных монополийВыгоды: продажа продукции, произведенной с низкими затратами, по низкой

Слайд 6Задача регулирования естественной монополии
Стимулирование производства большего объема продукции с меньшими

затратами при одновременном полном или частичном отказе от установления монопольных

цен
Задача регулирования естественной монополииСтимулирование производства большего объема продукции с меньшими затратами при одновременном полном или частичном отказе

Слайд 7Критерии отрасли как объекта регулирования (У. Шепард, 1988)
Наличие значительной возрастающей

отдачи от масштаба
Существенные различия в эластичности спроса у разных групп

потребителей
Регулярные изменения объемов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени
Отсутствие у потребителей возможности быстро и относительно дешево сменить поставщика, который может контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и предотвращать перепродажу этих товаров (услуг)
Критерии отрасли как объекта регулирования (У. Шепард, 1988)Наличие значительной возрастающей отдачи от масштабаСущественные различия в эластичности спроса

Слайд 8Инструменты регулирования естественных монополий
1. Прямое установление цен
2. Косвенное регулирование

цен через установление предельных величин доходности или повышения цен
3. Использование

конкурентных механизмов (передача прав на производство продукции или оказание услуг)
Инструменты регулирования естественных монополий 1. Прямое установление цен2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин доходности или

Слайд 91. Прямое установление цен

1. Прямое установление цен

Слайд 101.1. Линейное ценообразование

1.1. Линейное ценообразование

Слайд 11Дилемма линейного ценообразования
Какой подход выбрать?
PR1 и QR1 – общественно оптимальные

цена (на уровне долгосрочных предельных издержек) и выпуск
PR2 и QR2

– цена (на уровне долгосрочных средних общих издержек) и выпуск, обеспечивающие получение нормальной прибыли (нулевой экономической прибыли)
Вне зависимости от выбора фирма лишается возможности получать монопольную прибыль (PM*ENC)

Дилемма линейного ценообразованияКакой подход выбрать?PR1 и QR1 – общественно оптимальные цена (на уровне долгосрочных предельных издержек) и

Слайд 121.2. Цены Рамсея для многопродуктовой естественной монополии (Ф. Рамсей, 1927)
Цены

Рамсея - линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии,

что общая выручка фирмы равна ее общим издержкам
Установление цен Рамсея не требует дотаций со стороны государства

1.2. Цены Рамсея для многопродуктовой естественной монополии (Ф. Рамсей, 1927)Цены Рамсея - линейные цены, минимизирующие чистые потери

Слайд 13Правило Рамсея
Увеличение цен над предельными издержками должно быть обратно пропорционально

эластичностям спроса на производимые товары:
где PX - цена товара

X; MCX – предельные издержки производства X; ЕР - эластичность спроса на товар X по его цене; λ - константа
Правило РамсеяУвеличение цен над предельными издержками должно быть обратно пропорционально эластичностям спроса на производимые товары: где PX

Слайд 141.3. Нелинейное ценообразование
Двухчастный тариф (Т), одна часть которого фиксируется на

уровне предельных издержек (МС), а вторая часть покрывает возникающий убыток

(равна частному от деления величины убытка L на общее число потребителей N):
Т = MC + L/N
Эффективность этой схемы выше, если вторая часть тарифа различна для разных групп потребителей в зависимости от их готовности платить
Пример: разные тарифы (за счет второй части) на телефонную связь или электроэнергию для пенсионеров и работающих граждан
1.3. Нелинейное ценообразованиеДвухчастный тариф (Т), одна часть которого фиксируется на уровне предельных издержек (МС), а вторая часть

Слайд 152. Косвенное регулирование цен

2. Косвенное регулирование цен

Слайд 162.1. Регулирование нормы доходности естественной монополии (Х.Аверч, Л.Джонсон, 1962)
Цель регулирования:

инвестиции естественной монополии в основной капитал (К) должны приносить не

меньшую доходность, чем альтернативные варианты инвестирования

2.1. Регулирование нормы доходности  естественной монополии  (Х.Аверч, Л.Джонсон, 1962)Цель регулирования: инвестиции естественной монополии в основной

Слайд 17Пусть s – законодательно установленная норма доходности на капитал (s≥r,

где r – доходность альтернативного варианта вложения средств, например, среднерыночная

реальная ставка процента).
Тогда, если TR(Q)=PQ – валовая выручка фирмы (произведение цены Р и объема выпуска Q), w – ставка заработной платы, L – занятый труд в (человеко-часах), получаем ограничение:
TR(Q) - wL ≤ sK,
или (вычитая из обеих частей rK):
TR(Q) – wL – rK ≤ K(s-r)
Исходя из производственной функции Q=f(K,L),
функция прибыли (PR) имеет вид:
PR=TR(Q)-wL-rK=Pf(K,L)-wL-rK
Пусть s – законодательно установленная норма доходности на капитал (s≥r, где r – доходность альтернативного варианта вложения

Слайд 18Максимизация прибыли естественной монополией в условиях регулирования нормы доходности
Для решения

задачи максимизации прибыли воспользуемся методом Лагранжа:
L=Pf(K,L)-wL-rK-λ(Pf(K,L)-wL-sK)
Чему равен множитель Лагранжа λ

- ?
Если λ=0, то регулирование будет неэффективно, т.к. естественная монополия будет вести себя как обычная фирма, максимизирующая прибыль
Если λ=1, то L=(s-r)K – дает неприемлемый результат, поскольку при s>r монополия будет нанимать капитал в неограниченных количествах
Следовательно, 0<λ<1
Максимизация прибыли естественной монополией в условиях регулирования нормы доходностиДля решения задачи максимизации прибыли воспользуемся методом Лагранжа:L=Pf(K,L)-wL-rK-λ(Pf(K,L)-wL-sK)Чему равен

Слайд 21Вывод («эффект Аверча-Джонсона):
Регулирование нормы доходности приводит к «перекапитализации»

(использованию слишком большого количества капитала), т.к. прибыль, которую «разрешено» заработать

фирме ограничена количеством имеющегося у нее капитала. Результат – «стимулированное» регулированием неэффективное размещение ресурсов в масштабах экономики в целом.
Вывод  («эффект Аверча-Джонсона):  Регулирование нормы доходности приводит к «перекапитализации» (использованию слишком большого количества капитала), т.к.

Слайд 222.2. Регулирование предела повышения цен (С. Литтлчайлд, 1983)
ΔP = ΔPR

- X ,
где ΔP - предел относительного повышения цен;

ΔPR - относительный прирост розничных цен; Х - планируемое органом регулирования относительное снижение уровня цен в реальном выражении

2.2. Регулирование предела повышения цен (С. Литтлчайлд, 1983)ΔP = ΔPR - X , где ΔP - предел

Слайд 23Что выгоднее фирмам: регулирование нормы доходности или регулирование пределов повышения

цен?
Регулирование нормы доходности предпочтительнее для фирм в случае роста издержек
Регулирование

пределов повышения цен предпочтительнее для фирм в случае снижения издержек

Что выгоднее фирмам: регулирование нормы доходности или регулирование пределов повышения цен?Регулирование нормы доходности предпочтительнее для фирм в

Слайд 243. Использование конкурентных механизмов

3. Использование конкурентных механизмов

Слайд 25Использование конкурентных механизмов предполагает:
Переход от тарифного регулирования естественных монополий к

антимонопольному
Защиту конкуренции и достижение недискриминационного доступа к инфраструктуре

Использование конкурентных механизмов предполагает:Переход от тарифного регулирования естественных монополий к антимонопольномуЗащиту конкуренции и достижение недискриминационного доступа к

Слайд 26От теории к российской практике
Прямое установление цен или их косвенное

регулирование предпочтительнее искусственной (а не реальной) конкуренции
Известные в экономической теории

принципы регулирования естественных монополий применимы в России
Территориальные, социальные, институциональные и др. особенности экономики России должны быть учтены при разработке специфических подходов к регулированию отечественных естественных монополий
От теории к российской практикеПрямое установление цен или их косвенное регулирование предпочтительнее искусственной (а не реальной) конкуренцииИзвестные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика