Слайд 1Лекция № 9
Мировая экономика: сущность и современные тенденции развития
Слайд 2Вопросы
Понятие, особенности и основные субъекты мировой экономики.
Этапы эволюции мировой
экономики
Особенности современной мировой экономики и основные элементы мирового рынка
Показатели, характеризующие
мировую торговлю
Категории товаров и цен на мировом рынке
Разновидности международной торговой политики
Слайд 3Определение
Мировая экономика – часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности взаимодействия
хозяйствующих субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами,
услугами, факторами производства, и в сфере формирования международной экономической политики.
Слайд 4Особенности мировой экономики
В мировой экономике экономические связи складываются между
суверенными государствами.
В рамках мировой экономики не существует единой денежной
системы и каждая страна использует свою валюту.
Ресурсы на международном уровне гораздо менее мобильны, чем внутри страны, что существенно меняет механизмы функционирования экономики (конкуренции, ценообразования).
Слайд 5Функциональное деление теории мировой экономики
Макро часть теории мировой экономики, изучает
закономерности функционирования открытых национальных экономик и мировой экономики в целом
в условиях глобализации.
Микро часть теории мировой экономики изучает закономерности межстранового движения конкретных товаров и факторов производства, а также их рыночные характеристики (спрос, предложение, цены).
Слайд 6Основные субъекты мировой экономики
Национальные экономики.
Международные компании.
Интеграционные объединения.
Международные экономические организации.
Слайд 7Этапы развития мировой экономики
1 этап –с древнейших времен спонтанное нерегулярное
движения товаров и услуг между странами.
2 этап - XIX век складывание
мирового рынка товаров и услуг.
3 этап – нач. XX века - усиление движения факторов производства – капитала, рабочей силы, технологий
4 этап - с начала первой мировой войны до 50-х годов сворачивание мирохозяйственных связей, снижению мировой торговли и снижению движения факторов производства.
5 этап - 50-70 годы – возникают интеграционные группировки ( ЕЭС, СЭВ ), нарастает процесс транснационализации.
6. Этап - 80 – 90 годы - промышленно развитые страны вступают в эпоху постиндустриализма.
Слайд 8Особенности современной мировой экономики
Углубленное развитие международного разделения труда – международной
специализации и кооперирования производства.
Высокая степень интенсивности международного движения факторов производства.
Глобальность
сферы действия мировой экономики..
Интернационализация производства и капитала ( рост международного производства в рамках транснациональных компаний).
Увеличение степени открытости экономик различных стран ( либерализация внешнеэкономических связей).
Возникновение международной финансовой экономики, не связанной с обслуживанием мировой торговли.
Усиление роли межгосударственного регулирования экономических и валютно-финансовых процессов.
Слайд 9Основные элементы мирового рынка
Экспорт (вывоз) товара – реализация на внешнем
рынке товара
Импорт (ввоз) товара – приобретение на внешнем рынке товара
Внешнеторговый
оборот – сумма экспорта и импорта.
Слайд 10Показатели включенности страны во внешнеэкономические связи
Экспортная квота = экспорт/ ВВП
Импортная квота = импорт/ ВВП
Внешнеторговая квота = экспорт+
импорт / ВВП
Степень «открытости» экономики – объем экспорта на душу населения данной страны;
Экспортный потенциал (экспортные возможности) – доля продукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба собственной экономике.
Слайд 11Показатели международного движения факторов производства
Объем накопленных зарубежных капитальных вложений
в стране по отношению к ее ВВП;
Объем накопленных в стране
иностранных инвестиций к ВВП;
Объем внешнего долга страны к ВВП;
Объем платежей по обслуживанию долга к поступлениям по экспорту товаров и услуг.
Слайд 12Категории товаров на мировом рынке
Торгуемые товары - это товары, которые
могут передвигаться между странами;
Неторгуемые товары - это товары , которые
потребляются в той стране, где и производятся, т.е. товары, которые не могут передвигаться, т.к. неконкурентоспособны или невозможно поставить их на мировой рынок.
Слайд 13Факторы определяющих, торгуемость товаров
По причине неконкурентоспособности;
Наличие и величина транспортных издержек:
чем меньше доля транспортных расходов в общем объеме издержек производства,
тем более вероятно, что данный товар будет реализоваться на мировых рынках;
Степень торгового протекционизма: чем выше искусственные барьеры торговли, тем меньше вероятность того, что данный товар торгуем.
Слайд 14Различия между торгуемыми и не торгуемыми товарами
Цены на торгуемые товары
определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке, цены на
не торгуемые товары – на внутреннем рынке;
Уровень внутренних цен на торгуемые товары следует за динамикой в других странах, у не торгуемых товаров – нет
Для торгуемых товаров внутренний спрос не так важен, как для не торгуемых товаров, т.к. недостаток спроса может быть компенсирован ростом спроса на мировом рынке.
Слайд 15Мировые цены – цены крупных экпортно-импортных сделок, заключаемых на мировых
товарных рынках.
Контрактные
Справочные
Биржевые
Цены аукционов
Статистические внешнеторговые
Слайд 16Воздействие экспорт и импорта
Рост экспортных заказов
- > рост занятости
и доходов
-> рост спроса через мультипликатор
Рост совокупного внутреннего спроса
->
рост спроса на импортные товары
-> утекание денег за границу
-> сокращение совокупного спроса
Слайд 17Разновидности международной торговой политики
Протекционизм – защита собственной промышленности путем введения
высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров
и др.
Фритредерство – политика свободной торговли
Слайд 18Виды торгового протекционизма
Импортные пошлины или таможенные тарифы;
Нетарифные барьеры – общее
ограничение импорта при помощи торговой дискриминации отдельных стран.
Политика субсидирования экспорта.
Демпинг
Слайд 19Виды нетарифных барьеров
Государственная монополия внешней торговли;
Обеспечение государственного потребление только товарами
отечественного производства
Сложный валютный контроль за ввозом товаров
Санитарные стандарты на продовольственные
товары
Импортные квоты – количественные ограничения объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемые государством для ввоза в данную страну и др.
Слайд 20Меры политики субсидирования экспорта
Низкопроцентные займы экспортерам
Организация рекламы
Слайд 21Демпинг
Демпинг – ценовая дискриминация на мировом рынке, при которой экспортирующая
фирма продает свой продукт на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем
на отечественном.
Разбойничий демпинг – временное установление низких цен с целью устранения конкуренции.
Постоянный демпинг – установление низких цен на неопределенный срок с целью максимизации прибыли.
Слайд 22Недостатки политики протекционизма
Последовательное проведение политики протекционизма - сокращение внешней торговли,
самоизоляция;
Снижение благосостояния в торгующих странах, снижение потребительского излишка населения;
Лоббирование интересов
отдельными предпринимателями;
Замедление НТП.
Слайд 23Вопросы для самопроверки
Что такое мировая экономика?
Назовите основные субъекты мировых экономических
отношений и их особенности;
При помощи каких показателей можно оценить
степень включенности страны в мировые торговые отношения?
Что такое мировые цены?
Чем отличается политика протекционизма от фритредерства?
Каковы достоинства и недостатки политики торгового протекционизма?