Слайд 1ЛЕКЦИЯ 7.
ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Слайд 2План
Сущность и значение государственного бюджета
Основные задачи бюджетной политики
Принципы
построения бюджетной системы
Состав и структура доходов и расходов
государственного
бюджета
Дефицит бюджета и способы его покрытия
Организация бюджетной системы РК
Слайд 3Цель лекции: определение роли государственного бюджета,
его задач и принципов
построения в организации бюджетной системы страны
Слайд 41. Сущность и значение государственного бюджета
Государственный бюджет – финансовые
отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением.
Государственный бюджет представляет собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.
Слайд 5Государственный бюджет представляет систему денежных отношений, выражающих в основном движение
чистого дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный
фонд государства.
Слайд 7Государственный бюджет основывается на принципах
единства,
полноты,
реальности,
гласности.
Принцип
единства заключается в едином порядке составления бюджета и едином бюджетном
документе. Для этого принимается единая бюджетная классификация, то есть группировки доходов и расходов государства по однородным признакам.
Слайд 8Принцип полноты – здесь понимается включение в бюджет
всех доходов
и расходов правительственных органов.
Различают брутто-бюджет и бюджет-нетто. В брутто-бюджет
включаются все валовые доходы и расходы государства. В бюджет-нетто включаются только чистые доходы и расходы.
Слайд 9Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальшивых бюджетных росписей.
Этот принцип предполагает, что все суммы доходов и расходов должны
быть обоснованы и правдивы.
В настоящее время этот принцип не соблюдается ни в одной стране, так как затушевываются направления расходов, скрывается реальный вклад каждого класса в доходную часть.
Слайд 10 Принцип гласности означает требование публиковать данные
о доходах и
расходах бюджета в печати для ознакомления
общественности с составом и
структурой бюджета, размерами
дефицита и способами его покрытия.
В реальной жизни этот принцип не соблюдается.
Слайд 11Государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими
участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного
продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Слайд 122. Основные задачи бюджетной политики
Бюджетный механизм – это совокупность форм
и методов
образования и использования централизованного
фонда денежных средств государства.
Слайд 133.Принципы построения бюджетной системы
Разнообразие форм собственности предполагает прогнозно - плановое
ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений.
Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – основном финансовом плане страны.
Слайд 144. Состав и структура доходов и расходов
государственного бюджета
Функционирование бюджета
происходит с помощью особых экономических форм – доходов и расходов
бюджета.
Слайд 15С 1996 г. Структура государственного бюджета строится
на основе новой
классификации и состоит из 5 частей.
Первая часть «Доходы и
полученные официальные
трансферты» включает 4 категории доходов:
Налоговые поступления (около 75%)
Неналоговые поступления (около 11 %)
Доходы от операций с капиталом (приблизительно 13%)
Полученные официальные трансферты (гранты) из внешних и внутренних источников (около 1%)
Слайд 16Вторая часть «Расходы» включает следующие функциональные группы:
Государственные услуги общего характера:
законодательные,
исполнительные органы, фундаментальные научные исследования (около 11%)
Оборона (5%)
Общественный порядок
и безопасность (около 8 %)
Образование (около 18%)
Здравоохранение (около 14%)
Социальное страхование и обеспечение (около 12%)
Слайд 17Организация отдыха и деятельность в сфере культуры (около 3%)
Топливно-энергетический комплекс
(около 1 %)
Сельское, водное, лесное хозяйство (около 3%)
Горнодобывающая промышленность (более
1 %)
Транспорт и связь ( 0,1%)
Услуги, связанные с экономической деятельностью (около 10%)
Резервный фонд правительства (около 15 %)
Слайд 18Третья часть «Кредитование минус погашение» включает платежи из бюджета по
кредитованию и поступления от погашения ранее выданных кредитов, тем самым
отражая чистое кредитование.
Четвертая часть отражает дефицит бюджета как разницу между суммами расходов и доходов, плюс кредитование, минус погашение.
Слайд 19Пятая часть «Финансирование дефицита бюджета»
характеризует источники покрытия дефицита:
внутреннее финансирование
– за счет кредитов
Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг
внешнее
финансирование – от международных
финансовых организаций и иностранных государств
Слайд 20В некоторых государствах расходная часть государственного
бюджета делится на бюджет
текущих расходов и бюджет развития.
Такое деление определяется бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация - это систематизированная
группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Слайд 21Экономическая классификация расходов распределяет
их по экономическим признакам по 4
разделам:
Категория
класс
подкласс
специфика
Слайд 22Категория включает:
текущие расходы
капитальные расходы
предоставление кредитов
финансирование
Слайд 23Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и
характер расходов. Например,
заработная плата
рабочих – основная заработная плата рабочих.
Текущие расходы
связаны с предоставлением бюджетных
средств юридическим лицам на покрытие текущих потребностей.
Слайд 24Эти расходы включают
затраты на государственное потребление
(содержание экономической и социальной инфраструктуры,
государственных
отраслей, закупки товаров гражданского
и военного характера, текущие расходы государственных учреждений)
2.
текущие субсидии нежестоящим органам власти,
государственным и частным предприятиям
3. транспортные платежи
4. выплата процентов по государственному долгу
Слайд 25Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды
и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов.
В
бюджетах органов местного самоуправления капитальные
расходы выделяются отдельным блоком,
а их совокупность образует бюджет развития.
Слайд 26По экономическому содержанию и значению
государственные расходы неоднородны.
По экономическому
содержанию они подразделяются на три основные группы:
расходы, непосредственно связанные с
материальным
производством и относящиеся к производственной сфере
расходы в непроизводственной сфере
расходы на создание государственных резервов
Слайд 27Первая группа расходов обусловлена хозяйственной
деятельностью государства и связана с
созданием национального дохода.
Вторая группа расходов связана с потреблением
национального дохода
для удовлетворения потребностей общества.
Слайд 28Государственные расходы третьей группы предназначены
для создания и пополнения государственных
резервов.
Они необходимы для удовлетворения потребностей
материальной и нематериальной сфер
при чрезвычайных обстоятельствах(стихийные бедствия, возмещение потерь, бесперебойное снабжение).
Слайд 29По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на
расходы на экономику
расходы
на социально-культурные мероприятия
расходы на науку
расходы на оборону
расходы на управление
Слайд 30Существуют два метода финансирования государственных расходов:
Финансирование хозрасчетных предприятий производится
за
счет собственных ресурсов, кредитов банка, за счет бюджетных ассигнований
Бюджетное финансирование.
Финансируются затраты
на социально-культурные мероприятия, содержание органов
государственной власти, оборону, определяемые на основе
особых документов – смет. Такие учреждения называются бюджетными.
Слайд 31Формы бюджетного финансирования:
Дотации. Денежные средства выделяются в безвозвратном
порядке из
бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий
2.Субвенции. Такая форма
финансовой помощи используется
на программы и мероприятия по обеспечению социальной
поддержки населения. В случае нарушения целевого и
спользования эти средства подлежат возврату
3.Субсидии. Выделяются пособия в денежной и натуральной
формах за счет средств бюджета, внебюджетных и специальных фондов
на безвозвратное финансирование определенных мероприятия на долевой основе
Слайд 325.Дефицит бюджета и способы его покрытия
Дефицит бюджета представляет собой отрицательную
разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положительная разница между
этими величинами, то есть превышение доходов над расходами образует излишек или профицит бюджета.
Слайд 33 Дефицит – превышение расходов над
доходами.
Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины
внутреннего продукта
страны. В таких случаях дефицит может
быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска
государственных займов, эмиссии бумажных денег.
Слайд 34Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
- государственные займы
- увеличение налогообложения
-
эмиссия денег.
Слайд 356.Организация бюджетной системы РК
Бюджетное устройство включает в себя организацию
и
принципы построения бюджетной системы.
Оно устанавливается законодательными актами,
определяется государственным
устройством.
Бюджетное устройство включает в себя следующие понятия:
бюджетная система
бюджетное право
бюджетный процесс
бюджетное регулирование
Слайд 36Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих бюджетную систему
страны, компетенции центральных и местных органов власти по составлению бюджета,
распределению доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также порядок утверждения и исполнения бюджетов.
Слайд 38Бюджетная система представляет собой основанную на
экономических отношениях и юридических
нормах совокупность всех видов бюджетов.
В состав бюджетной системы
РК входят:
- республиканский бюджет
- местные бюджеты: областей, городов, районов.