Слайд 1История развития рекламы
Лекция
Автор – СЕЛЕВИЧ Татьяна Семёновна, доцент кафедры маркетинга
и антикризисного управления
Слайд 2ТЕМА 2. История возникновения и развития рекламы
Зарождение рекламы в Древнем
Мире
2. Реклама в Средние века
3. Западноевропейская и Американская реклама Нового
времени
4. Дореволюционная отечественная реклама
5. Реклама Советского периода
6. Реклама в современной России
Слайд 3
1. Зарождение рекламы в Древнем Мире
Протореклама – зачаточные формы рекламы,
содержащие элементы стимулирования, убеждения (как правило, в устной форме).
Реклама (франц.
reclame , от лат. reclamare - выкрикивать) - разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чем-либо.
Слайд 4 Древняя Греция
Сохранилось
несколько носителей рекламных сообщений на дощечках и плитах:
«Чтоб глаза сияли,
чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранялась девичья краса, разумная женщина будет покупать румяна по разумным ценам у Эклиптоса».
Древний Египет
В городе Мемфис был обнаружен один из наиболее древних
образцов наружной рекламы - каменный столбик с высеченной надписью:
«Я, Рино, с острова Крит, по воле богов, толкую сновидения».
Слайд 6Древнеримская империя
В Помпеях при раскопках было найдено около полутора тысяч
настенных рекламных надписей. Одна из них сообщает: "Прохожий, пройди отсюда
до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи". Другая надпись сообщала, что можно снять "виллу - хорошую и добротно выстроенную. Наниматель должен обратиться к..."
Слайд 7Наиболее распространенные формы проторекламы:
Устная
глашатаи;
народная молва;
ярмарки.
2. Зачатки фирменного стиля (клейма,
названия лавок, знаковые и текстовые вывески);
3. Письменная
на каменных плитах
(амбусы, альбумусы);
на папирусах и пергаментах;
графитти.
Слайд 82. Реклама в Средние века
Раннее Средневековье (с нашествия варваров в
Римскую Империю, IV - V вв.);
Классическое Средневековье (VI - XIII
вв. - эпоха феодализма, период формирования цеховой организации промышленности);
3. Позднее Средневековье (XIV - XVIII вв., закончилось эпохой Великих Географических открытий).
Слайд 9Раннее средневековье:
Гибель старой античной цивилизации;
Становление раннегерманского феодализма;
Натуральное хозяйство;
Власть военной силы;
Господство
религиозной идеологии;
Отсутствие торговли и конкуренции.
Отсутствие рекламы.
Слайд 10Классическое средневековье:
Натуральное хозяйство, развитие ремесел;
Бурный рост городов в Западной Европе;
Возникновение
цеховых организаций.
Развитие рекламы, в основном устной.
Развитие и регламентация института глашатаев.
Слайд 11Позднее Средневековье:
Распространяются летучие листки;
Рукописные газеты;
Продолжает развиваться фирменный стиль у цеховиков
(знак, клеймо, герб, знамя);
На ярмарках продавались предметы роскоши, повседневные товары
производились внутри феодального хозяйства.
Знаковые и текстовые вывески => фирменные названия.
Слайд 12Главное достижение Позднего Средневековья – 1450 г.
изобретение в Германии Иоганом
Гутенбергом печатного станка.
Началось развитие книгопечатания и печатной рекламы (каталоги, плакаты,
листовки).
Слайд 133. Западноевропейская и Американская реклама Нового времени
(эпоха Ренессанса и просвещения)
С
начала XVIII века началось бурное развитие печатных СМИ;
Выпуск газет в
Германии, Голландии, Англии, Франции, Америке;
Возникают первые специализированные рекламные издания.
Слайд 14XIX век – резкое повышение грамотности населения,
Совершенствование типографического оборудования, снижение
себестоимости газет, увеличение их тиражности =>
Повсеместное распространение газет.
Появление технологии фотоцинкографии
(иллюстрации и фотографии в журналах).
Слайд 15Появление рекламных агентств (Первое в мире агенство – бюро Артура
Горжа и Уолтера Кона в Лондоне, 1811 г.)
В конце XIX
в. В Европе и США появляются агенства с полным циклом услуг. Началось проведение первых рекламных кАмпаний.
Развитие наружной рекламы (вывески, афишные тумбы, витринные выкладки товара, стеклянные плакаты с подсветкой).
Слайд 16В 1904 г. Изобретатели кинематографа братья Люмьер сняли первый в
мире рекламный ролик (посвященный шампанскому вину).
Зарождение PR в форме паблисити
(«скрытая» реклама от имени журналиста);
Купцы преобразовались в коммивояжеров (прямой маркетинг);
Ярмарки из торжищ превратились в выставки, привлекая огромное количество посетителей.
Слайд 17Появление крупных производителей, действующих и поныне (Coca-cola, P&G, Gillet и
т.д.);
Первые законы, регулирующие рекламную деятельность и ограничивающие недобросовестную рекламу).
В конце
XIX в. - первые общественные организации рекламистов, формируются этические нормы рекламы.
В нач. XX в. в Американских университетах рекламную деятельность стали преподавать как научную дисциплину.
Слайд 184. Дореволюционная отечественная реклама
во времена Киевской Руси (X-XI вв.) купцы
пользовались услугами глашатаев;
XVIII в. распространилось книгопечатание (И. Федоров);
Мелкие странствующие торговцы
(офени, коробейники);
Лубки (народные картинки);
Слайд 19Вот так квас -
В самый раз!
Баварский со льдом
-
Даром не берем!
Пробки рвет!
Дым идет!
В носи
шибает!
В рот икает!
Слайд 20XVIII в. – печатне плакат, календари, листовки, прейскуранты.
Ярмарки, с XIX
в. – вставки;
1878 г. В России организовано первое рекламное агентство
Метцля.
Слайд 215. Реклама Советского периода
20 ноября 1917 г. Декрет «О введении
гос. монополии на объявления»;
Имущество всех рекламных агенств конфисковалось;
Рекламы, кроме политической,
не существовало;
Слайд 22Во время НЭПа возрождение элементов торговой рекламы, в производстве которой
участвовали известные художники, поэты (Маяковский, Моор, Родченко)
Слайд 23Тому не страшен / мороз зловещий,
Кто в ГУМе /
купит / тёплые вещи.
Или:
Беги со всех ног
Покупать
/ «Огонёк».
Или:
Лучше сосок / не было и нет,
Готов сосать / до старости лет!
(Реклама «Резиностреста»)
Слайд 24Реклама стала достаточно распространенным делом в прессе, на улицах (в
основном в виде пропагандистских призывов)
Слайд 25«Мосторгреклама» изготавливала различные рекламоносители и использовала для их размещения 1000
трамваев, , 30 000 столбов, арендовала вестибюли и фойе 6
театров и 40 гостиниц.
С 1970-х гг. начался выпуск специализированных журналов «Реклама» и «Коммерческий вестник».
Существенные изменения в рекламной отрасли связаны с началом перестройки.
Слайд 266. Реклама в современной России
Доверие к рекламе подорвано в результате
серии скандалов на финансовых рынках (жертвами мошенников стали более миллиона
человек, потерявших в сумме более 5 млрд. долларов).
Несовершенство Российского законодательства в области налогов и рекламы.
Лидирующее место на российском рынке в 1990-х гг. занимали зарубежные рекламные агентства.
Слайд 27Сейчас по-прежнему наибольший объем финансов вкладывается со стороны зарубежных рекламодателей.
Рынок
рекламы оценивается как быстрорастущий и очень перспективный, происходит совершенствование технологий
и рост профессионализма кадров.