Слайд 1Проектная культура как составная часть культуры социального работника
Слайд 2Составляющие проектной культуры
Ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды
Творческие и научные концепции,
выражающие творческую волю проектировщика
Ценности, необходимые для того, чтобы сложилось ценностное
отношение к реализации проектного процесса
Слайд 3Структура проектной культуры (И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская)
Экологическая составляющая – средовая отнесенность, знаково-образная
принадлежность определенной среде проектируемых объектов
Концептуальная составляющая – теории, методики, термины,
в которых реализуются замысли проектировщика
Аксиологическая составляющая – круг ценностей, демонстрируемых проектировщиком
Слайд 4Подходы, отражающие проектную культуру и преломляющиеся в проектной деятельности
Проектно-целевой подход
– обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью.
Проектно-модульный подход-
проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных моделей, выступающих как структурные компоненты целостной системы, обеспечивающей выполнение деятельности или нескольких направлений деятельности.
Проектно-программный подход – ориентирован на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.
Слайд 5Проектная культура как совокупность определенных личностных характеристик
Проективное сознание
Проектное воображение
Проектное мышление
Слайд 6Проективное сознание
Это особое состояние открытости сознания новому, неизведанному.
С одной стороны,
оно ориентировано на извлечение знания из опыта, из рефлексии над
этим опытом и действиями субъекта в его рамках. С другой – способно порождать на основе знания, полученного опытным путем, некие образы, выполняющие опережающую функцию относительно будущих состояний объектов.
Слайд 7Проектное воображение
Сродни творческому воображению, но отличается «методологической дисциплинированностью».
Сочетает фантазию с
умением вообразить объект проектирования на фоне сразу нескольких контекстов.
Результат –
контекстный образ (прием «экрана»).
Слайд 8Возрастные особенности развития проектного воображения
Врожденное проектное воображение имеется у незначительного
количества людей.
С возрастом его формирование усложняется в силу накопления стереотипов
восприятия и реакций.
Слайд 9Проектное мышление
Умение промысливать будущее, используя для этого определенные процедуры: структурирование
и переструктурирование информации об объекте, о ситуации его развития, его
внешних и внутренних связях, будущем состоянии.
Слайд 10Проявления проектного мышления
Латеральное (параллельное) мышление предназначено для генерирования неконкурирующих идей;
способно предлагать параллельно различные варианты решения практической задачи или теоретической
проблемы, работая в режиме мозгового штурма.
Слайд 11Проявления проектного мышления
Критическое мышление – рационально и продуктивно; характеризует способность
к отстранению, отчуждению от ситуации, от авторитетных мнений; тяготеет к
оценивающей позиции, в которой необходимо отразить свое отношение к чему-либо или сформировать собственное суждение. Основано на сравнении и выборе наиболее целесообразных и продуктивных вариантов из уже имеющихся компонентов.
Слайд 12Проявления проектного мышления
Креативное (творческое, продуктивное, эвристическое) мышление – отличает поисковое
начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы
окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Характеризуется стремлением к поиску нестандартных подходов в решении проблемы, переживание удовольствия от самого процесса работы над проблемой.
Связано с проблемностью как умением отыскивать и формулировать новые проблемы, распознавать их природу.
Слайд 13Проявления проектного мышления
Рефлексивность как способность к отчуждению, отстранению от наблюдаемых
процессов и явлений.
Слайд 14Функции проектного мышления
Мировоззренческая – определяет общие концептуальные подходы и позиции
в проектной деятельности
Исследовательская – обеспечивает самостоятельное получение знаний, необходимых для
выработки стратегии и тактики реализации проекта, облегчает работу с источниками информации; дает возможность самостоятельного выхода за пределы известного знания, создает предпосылки к непрерывному самообразованию.
Слайд 15Функции проектного мышления
Информационно-организующая – помогает систематизировать информацию на единой концептуальной
основе, в единой логике; свертывать, хранить, передавать ее другим.
Интегрирующая –
позволяет обобщать, синтезировать знание об объекте проектирования из разных областей, обеспечивая выход на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем.
Слайд 16Функции проектного мышления
Прогностическая – обеспечивает опережающее видение ситуации проектирования, тех
трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности.
Ориентировочно-регулятивная –
помогает в выработке целей и принципов проектной деятельности, определяет целенаправленность и устойчивость действий
Слайд 17Функции проектного мышления
Конструктивно-преобразующая – делает возможной коррекцию своих действий в
проекте, позволяет осознанно совершенствовать ход проектирования.
Поисково-эвристическая – обеспечивает выдвижение новых
проблем
Оценочно-селективная – позволяет выработать критерии и показатели оценки проектных продуктов.
Слайд 18Особенности поведения и системы отношений участников проектирования
Проектное отношение выражается в
эмоционально окрашенном желании целенаправленного преобразования объекта.
Характеристики проектного отношения:
Аксиологично, прагматично, реалистично,
подчинено воле проектировщика.
Слайд 19Проектировочное действие
Характеризуется полностью произвольными или спонтанными действиями, осуществляемыми в рамках
проектных процедур, свойственных каждому из этапов проектной деятельности.
Проектировочное действие целенаправленно,
содержательно определено общей методологией проектирования.
Слайд 20Результат проектных отношений и проектировочных действий
Концептуальность поведения – соответствие поведения
выработанным на предпроектном этапе теоретическим основаниям и нормам.
Слайд 21Показатели концептуальности поведения
Способность осознанно осуществлять целеполагание, делая цель исходным пунктом
самопрограммирования;
Устойчивость принципов и норм осуществления деятельности в проекте, наличие определенной
собственной стратегии решения проектных задач;
Присутствие логики действий, связанной с пониманием хода проектирования и учетом своих функций и возможностей;
Умение структурировать свою деятельность, приводить ее в систему соответственно с этапами осуществления проекта;
Способность творчески ориентироваться в любой ситуации проектной деятельности, используя ее для реализации намеченного замысла;
Использование рефлексии для оценки, коррекции т развития своей деятельности в проекте.
Слайд 22Общие критерии готовности к участию в проектной деятельности
Наличие проектного типа
мышления
Способность работать «в команде»
Проектная дисциплина
Ангажированность (искреннее желание участвовать в проекте,
внутренняя включенность, заинтересованность)
Социальная активность
Открытость изменениям
Способность к коррекции своих действий
Слайд 23Задание
Наполните критерии готовности к проектной деятельности содержанием, представив на каждый
критерий показатели (2-3 показателя)