Слайд 1Сбытовая логистика
Различают 3 варианта сбытовой деятельности:
сбыт продукции
на промышленных предприятиях, производящих продукцию производственного и потребительского назначения;
второй вариант
— сбыт продукции торгово-посредническими организациями, которые закупают товары для последующей перепродажи;
третий вариант — реализация продукции в оптовой и розничной торговле.
Слайд 2Сбытовая логистика
Организационные функции служба сбыта:
организация складирования готовой продукции;
организация
тарного хозяйства (тары для готовой продукции);
организация продаж и доставки
продукции потребителям;
организация технического обслуживания продукции;
организация подготовки торгового персонала и деятельности торговых представительств;
организация торговых коммуникаций.
Слайд 3Сбытовая логистика
При организации службы сбыта на предприятиях
могут использоваться следующие принципы:
Функциональный принцип, при котором все виды сбытовой
деятельности осуществляются, как правило, в одном функциональном подразделении (отделе сбыта), разделенном на ряд функциональных групп;
Продуктовый принцип, при котором для сбыта продукции различных товарных групп организуются самостоятельные подразделения, которые реализуют закрепленную за ними продукцию различным потребителям;
Географический принцип, при данной форме организации каждая отдельная группа отдела сбыта сосредотачивает свою деятельность на определенных регионах.
Принцип организации по отдельным потребителям или группам потребителей. В этом случае в отделе сбыта создаются подразделения (одиндва сотрудника), обслуживающие отдельных или нескольких потребителей;
Комбинированный принцип, который является результатом соединения нескольких схем сбыта готовой продукции в результате системы тщательно продуманных решений.
Слайд 4Сбытовая логистика
Организационная структура отдела сбыта имеет три
блока:
плановый сектор;
оперативный сектор;
складское хозяйство.
Плановый сектор включает
следующие группы:
Группа изучения спроса;
Группа планирования поставок;
Товарная группа;
Группа учета выполнения плана поставок и отгрузки;
Оперативный сектор включает следующие группы:
Оперативная групп (возможно наличие нескольких специализированных групп);
Договорно-претензионная группа;
Бухгалтерская группа;
Диспетчерская группа.
Складское хозяйство включает следующие подразделения:
• Склад готовой продукции;
Отделение упаковки;
Тарный участок;
Участок комплектации;
Техническое бюро.
Слайд 5Сбытовая логистика
Отдел сбыта промышленного предприятия организационно связан со
следующими подразделениями и службами:
планово-производственный отдел;
финансовый отдел;
юридический отдел;
отдел
технического контроля;
транспортный цех;
отделы главного конструктора и главного технолога;
отдел материально-технического снабжения;
основные производственные подразделения предприятия.
Слайд 6Сбытовая логистика
В процессе проведения мониторинга выполнения плана поставок
должны быть установлены:
степень удовлетворения потребителей в выпускаемой предприятием готовой
продукции (по количеству и качеству);
степень выполнения договорных обязательств и заказов по поставке готовой продукции в номенклатуре и ассортименте;
соответствие уровня качества и надежности выпускаемой предприятием готовой продукции соответствующим ГОСТам и техническим условиям;
соблюдение сроков поставки готовой продукции и обеспечение ритмичности ее реализации.
Слайд 7Сбытовая логистика
Первая итерация мониторинга выполнения плана поставок ―
определение выполнения установленного общего объема реализации.
Вторая итерация
определение выполнения плана поставок по отдельным видам продукции или их номенклатурным группам.
Третья итерация ― определение выполнения договорных обязательств по поставкам конкретным потребителям. Здесь, как правило, используется коэффициент выполнения плана поставок (Квпп), определяемый по формуле:
,
где Пф количество потребителей, которым продукция, подлежащая поставке, отгружена в отчетном периоде в полном объеме по всей номенклатуре изделий;
Слайд 8Сбытовая логистика
Факторы, влияющие на общий объем реализации:
объем
производства готовой продукции;
изменение остатков готовой продукции на складе предприятия
за определенный плановый период;
качество продукции;
ритмичность отгрузки;
эффективность управления сбытом;
отказ потребителей от оплаты поставленной продукции;
несвоевременность предоставления транспортных средств.
Слайд 9Сбытовая логистика
В структуре отгруженной продукции следует выделить:
продукцию,
отгруженную по документам, сданным на инкассо, срок оплаты которой не
наступил;
продукцию отгруженную, но не оплаченную потребителем в установленный срок;
продукцию, находящуюся на ответственном хранении (от оплаты которой потребители отказались).
Слайд 10Сбытовая логистика
В структуре отгруженной продукции следует выделить:
продукцию,
отгруженную по документам, сданным на инкассо, срок оплаты которой не
наступил;
продукцию отгруженную, но не оплаченную потребителем в установленный срок;
продукцию, находящуюся на ответственном хранении (от оплаты которой потребители отказались).
Слайд 11Сбытовая логистика
Снижение остатков нереализованной готовой продукции достигается за
счет следующих мероприятий:
ускорение предъявления счетов потребителям за отгруженную продукцию;
сокращение сроков оформления документации и поступления платежей;
выпуск готовой продукции в ассортименте, необходимом потребителям;
выявления наиболее оптимальных сроков отгрузки готовой продукции отдельным потребителям.
Слайд 12Сбытовая логистика
Наиболее распространенные схемы каналов распределения:
производитель → конечный
потребитель (прямая поставка);
производитель → собственная торговая сеть → конечный потребитель
(далее КП);
производитель → агент → КП;
производитель → розничный торговец → КП;
производитель → оптовый торговец → розничный торговец → КП;
производитель → оптовый торговец → оптовый торговец → розничный торговец → КП;
производитель → дилер → оптовый торговец → розничный торговец → КП;
производитель → агент → оптовый торговец → розничный торговец → КП.
Слайд 13Сбытовая логистика
Оценка деятельности посреднической сети осуществляется по следующим
показателям:
выполнение нормы сбыта;
поддержание среднего уровня товарных запасов;
оперативность доставки
продукции потребителям;
отношение к поврежденной и пропавшей продукции;
сотрудничество с предприятием-изготовителем в осуществлении программ стимулирования сбыта и учебных программ;
реализация набора услуг, которые посредник должен предоставить потребителю
Слайд 14Сбытовая логистика
Равномерность поставок ― выполнение плана поставок в сроки и
в объемах, предусмотренных договором о поставке, заключенным между предприятием-изготовителем и
потребителем.
Слайд 15Сбытовая логистика
Наиболее распространенные внешние причины образования сверхнормативных запасов
готовой продукции:
отказ потребителей от получения предусмотренной договором готовой продукции
в связи с отсутствием средств финансирования;
снижение потребности в готовой продукции при изменении конъюнктуры рынка; аннулирование частично выполненных заказов;
неравномерное предоставление транспортных средств (вагонов, автомашин, контейнеров).
Слайд 16Сбытовая логистика
Мониторинг объемов запасов готовой продукции выявляет отклонения
от норм запасов, используя следующую информацию:
установленная норма запаса готовой продукции
в днях;
среднегодовые остатки готовой продукции;
объем производства за год;
среднесуточный объем производства;
фактический запас готовой продукции в днях;
отклонения от установленной нормы запаса.
Слайд 17Сбытовая логистика
Направления контроля технологических процессов хранения готовой продукции на складе:
идентификация складских процессов или операций, влияющих на сохранность готовой продукции;
установление последовательности и взаимодействия этих процессов и операций;
определение критериев и методов, обеспечивающих сохранность готовой продукции;
обеспечение информационного обслуживания, необходимого для поддержки режимов хранения готовой продукции;
измерение, контроль и анализ процессов хранения готовой продукции;
осуществление мер, необходимых для достижения требуемых результатов по сохранности готовой продукции.
Слайд 18Сбытовая логистика
Равномерность поставок ― выполнение плана поставок в сроки
и в объемах, предусмотренных договором о поставке, заключенным между предприятием-изготовителем
и потребителем. Интегральный показатель неравномерности поставок ― коэффициент вариации абсолютных значений поставок xi за ряд равных календарных периодов (декады, месяцы, кварталы), исчисляемый по формуле
где xi величина поставок в i-м периоде;
среднее значение величины поставки за весь анализируемый ряд периодов;
fi вес (относительная значимость) i-го периода.
Слайд 19Сбытовая логистика
При использовании относительных показателей выполнения плана поставок
в процентах показатель неравномерности имеет вид
,
где Кнр коэффициент
неравномерности поставок продукции потребителям, %.