Prezentacii.com
Prezentacii.com
3
4
Рационально – теоретическая форма мировоззрения, система общих
теоретических взглядов на мир, на место в нем человека
Общее
Типы мировоззрения
Различия
Опирается на веру как на
способ существования
религиозного сознания,
особое настроение,
переживание, эмоции
Опирается на разум, реальные
наблюдения, логический
анализ, обобщения, выводы, доказательства
5
Философское мировоззрение
Выступает в понятийной,
категориальной форме, опираясь на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности
Научное мировоззрение
Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных науки
Мироощущение
Мировосприятие
Миросозерцание
Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятии, представлений, и эмоций
Миропонимание
Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения
Мировоззрение
Философия
Рационально – теоретическая форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, этическое и эстетическое отношения человека к миру
1. Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия»
2. Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия
3. Существуют различные типы мировоззрения, в т.ч. мифология и религия
4. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс
5. Философия отличается от стихийного мировоззрения тем, что она реализует
мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности
8
Правовые взгляды,
идеи и теории
Идеи, теории
естественных, общественных и других наук
1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного
взгляда на мир и место в нем человека.
2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека
к миру
3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления
Ф и л о с о ф и я
С В Я З И
разработка теории поисковой деятельности, ее
принципов, способов, норм
гармонизация общественных отношений на
гуманитарных основаниях
утверждение социально-удостоверенных ценностей,
стандартов, идеалов, регламентирующих
многообразие общественных и личных отношений
сверхзадача философии – показать «каким» надо
быть, чтобы быть человеком.
И.Кант
11
Методологическая
1.Выработка системы принципов и
способов теоретической и практической деятельности
2.Выработка методологических
принципов исследования в области
частных наук
Другие функции
Гносеологическая
Аксиологическая
Воспитательно -
гуманитарная
Логическая
Критическая
Прогностическая
Основные
Основные направления
применения философии,
через которые реализуются
ее назначение.
Дуализм
Материя первична,
сознание есть свойство высокоорганизованной материи
Материя и сознание – два
первоначала,
существующие
независимо друг от друга
Первично сознание,
материя независимо
от сознания не существует
Материализм
Идеализм
Мир «вещей
в себе» не познаваем
И.Кант
(1724-1804)
Агностицизм
(субъективный идеализм)
Сознание
отражает
объективный
мир
Материализм
Сознание человека
есть постижение
духовного основания
мира, самопознание
духа
Объективный
идеализм
Тождество мышления и бытия
(познаваемость мира)
С о з н а н и е
Процесс
познания.
Истина
Формы и
методы
познания
Практика - основа,
цель, критерий
познания
Движение
Пространство
Время
Атрибуты материи
Отражение
С т.з. используемого метода, различают метафизический материализм и диалектический материализм
По толкованию сущности сознания различают материализм научный и вульгарный
С т.з. оценки роли различных сторон процесса познания различают школы рационалистического и сенсуалистического материализма
Различают сознательный и стихийный (наивный), философски не оформленный материализм
Метафизический
материализм
Основной метод
познания:
метафизический
Представители
Ф.Бэкон (1561-1626)
Б.Спиноза (1632-1677)
Д.Локк (1632-1704)
П.Гольбах (1723-1789)
М.Ломоносов (1711-1765)
Л.Фейербах (1804-1872)
Диалектический материализм
Основной метод познания: диалектический
Представители:
К.Маркс (1818-1883) Ф.Энгельс (1820-1895)
И.Дицген (1828-1888) Г.Плеханов (1856-1918) В.Ленин (1870-1924)
Представители: Платон (460-370 до н.э), Лейбниц (1647-1716), Гегель (1770-1831), Шеллинг (1775-1854); неотомизм
Субъективный идеализм
За первичное принимают сознание субъекта, чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Следовательно, человек воспринимает лишь свои собственные ощущения.
Представители: Беркли (1685-1753), Юм (1711-1776),
Фихте (1762-1814), Мах (1838-1916), Авенариус (1843-1896).
Общие черты индийских философских систем:
1) философия рассматривается как руководство к жизни.
2) начальной стадией философских учений выступает пессимизм.
3) во всех системах, кроме чарвака, господствует вера в вечный нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его дальнейшую жизнь).
4) Важнейшая задача человека-контроль над своим собственным Я.
5) Цель человека-нирвана (блаженство, мания, счастье)
Древнеиндийская философия
22
Проблемы бытия
Проблемы познания
- особенность познания в индийской философии – не изучение внешних признаков предмета, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений;
- поэтому выделяют три вида сознания: материальное сознание, чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли люди), сознание сновидения, мираж;
согласно индийской философии, каждое сознание заслуживает изучения.
23
Особенности видения мира и окружающей действительности Древнекитайской философией
24
Пифагорейская школа
Пифагор (584-500 гг. до н.э.)
Элейская школа
Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)
Парменид (540-470 гг.до.н.э.)
Зенон (490-430 гг.до н.э.)
Диалектика
Гераклит (540-480 гг.до н.э.)
Атомистический материализм
Левкип (500-440 гг. до н.э.)
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)
Этический рационализм
Сократ (469-399 гг. до н.э.)
Объективный идеализм
Платон (460-370 гг.до н.э.)
Аристотель (384-322 гг. до н.э).
Платонова академия
Эпикурийская школа
Скептицизм
Эклектизм
25
Римский период
(I до н.э. -Y вв. н.э.)
Софистика
Протогор (481-411 гг. до н.э.)
Горгий (483-373 гг. до н.э.)
Первые философские школы Древней Греции
(досократические)
Досократические философские школы Древней Греции возникли в YII-Y вв.
до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления
Наиболее известные ранние
философские школы Древней Греции
Милетская школа;
Школа пифогарийцев;
Школа Гераклита Эфесского;
Элейская школа;
Атомисты.
26
Первооснова
мира
Закономер-ность мира
Источник знаний
Внешний вещественный
мир
Числа (Пифагор)
Идеи (Платон)
Осуществление воли, разума надприродного,
сверхъестественного,
божественного
Мир идей, воспоминания
души об идеях вещей
Три
периода
Реализм
«универсалии» (предельно общие понятия)
существуют реально до единичных вещей и независимо от них
Период ранней схоластики
(IX-XII)
Августин Блаженный (354-430гг)
Иоанн Скотт (810-877гг)
Ансельм (1033-1109гг)
Пьер Абельяр (1079-1142гг)
Период зрелости
(XIII в)
Фома Аквинский
(1225-1274г)
Дуанс Скотт (1265-1308гг)
Период упадка (XIY-XY)
Уильям Оккам (1300-1350 гг)
Жан Буридан (XIYв)
Никола Орем (1320-1382гг)
Номинализм «универсалии» не существуют реально независимо от человека, они - только общие имена
ОСОБЕННОСТИ
Зарождается еще в Римской империи в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства и античной философии и достигает расцвета в Y-XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения);
Отличалась ориентацией на религию, теологию, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.
Основные черты
• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследовании являлся Бог);
• изучение природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания;
• господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении всего Богом и откровении (Бога о самом себе - в Библии);
• человек выделялся из природы и объявлялся высшим творением Бога;
• провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о спасении души в будущем при богоугодном поведении;
• мир считался познаваемым через познание Бога, веру в него.
29
• мир всецело сотворен Богом;
• Бог носитель и сосредоточие добра и справедливости;
• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;
• т.к. зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и так добивается своих темных целей;
• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
30
Номинализм: понятия-лишь названия, имена; реальны только отдельные вещи (Дунс Скотт, Иоанн Росцелин)
Концептуализм: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей (Пьер Абеляр)
Возможно и вне богословия
(Дунс Скотт, Уильям Оккам)
Идеалистическая
тенденция
Направления схоластики
Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
Совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XY-XYII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал.
32
33
Пантеизм – отождествление
бога и мира
Натуралистический растерявший бога в природе
и подводивший к материализму
(Д.Бруно, Н.Кузанский )
Религиозно-мистический,
растворявший природу в
боге
(Краузе)
Философия эпохи Возрождения
Натурфилософия (XYI-XYIIвв.)
Умозрительное толкование природы,
рассматриваемой в целостности. Попытка опираясь на научные открытия, пытались
развенчать учения Церкви о Боге, Вселенной,
космосе и основах мироздания (Н.Коперник,
Д.Бруно, Г.Галилей, Л. да Винчи).
Неоплатонизм XY-XYIвв.
Углубленное изучение и систематизация учения Платона, применение его идей к познанию природы и человека
( Н.Кузанский, Парацельс, Ф.Патрици )
Пантеизм
Натуралистический
Дж.Бруно
Религиозный
Н.Кузанский
Социально-политическая философия
Политическая философия (XY-XYIвв.) Н.Макиавелли
Изучение проблем управления государством,
поведением правителей
Утопический социализм XY-XYII вв.
Т.Мор, Т.Кампанелла
Поиск идеально-фантастических форм построения общества, государства, без частной собственности при всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государства
Реформация XYI-XYII вв.
Критика идеологии ср.-векового католицизма,
противопоставление авторитета Библии
авторитету церкви как посредника между
человеком и Богом.
(М.Лютер, Т.Мюнцер, Э.Ротердамский)
34
Отрицание
врожденных
идей
Утверждение роли разума
и логики
Тираноборческое
направление
(республиканское)
Обновление
социального
идеала на основе
божественного
природного закона
Монархическое
направление
(абсолютизм)
Отрицание
частной
собственности
Общественный
труд
Равное распределение
материальных благ
Особенности философии
гуманизма
Получил распространение в Европе в XIY-сер. XYвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла).
* антицерковная и антисхоластическая направленность;
* стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
* антропоцентризм –особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей;
* жизнеутверждающий оптимизм.
Основные черты
- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
36
Основные черты
Социально-политическая философия
Философия
Реформации
Философия
социалистов-утопистов
Политическая
философия
- государство, его устройство, механизм правления;
принципы устройства общества;
взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.
П Р О Б Л Е М Ы
37
Естественно-научные
открытия
1. Клеточная теория
Т.Шван (1810-1882гг.)
М.Я.Шлейден (1804-1881гг.)
2. Теория происхождения
развития видов растений
и животных
Ч.Дарвин (1809-1882гг.)
3.Закон сохранения и
превращения энергии
Ю.Р.Майер (1814-1878гг.)
Г.Гельмгольц (1821-1894гг.)
Изменение
предмета
философии
Изменение
общественной
роли философии
Диалектико-
материалистическое
понимание природы
Исторический
материализм
Материалистическое
понимание
истории
Диалектический
материализм
38
основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни;
русский народ принципиально отличается от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада);
любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически
39
Период расцвета XIY-XYII вв.
Аскетическое учение о пути человека к единению с Богом . «Русская идея»-идея русского религиозного мессианства.
Филофей, Максим Грек, Нил Сорский,
М.Ю.Ломоносов, А.Н.Радищев
Западники
Связывали будущее развитие России с усвоением исторического опыта и достижений Запада»
А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский
Славянофилы
Отстаивали особый,отличный от западного, путь развития русской культуры. Заложили основы религиозной христианской отечественной философии
А.С.Хомяков, И.В.Кириевский,
Ю.Ф.Самарин, А.Н.Островский
Народники
Признание самобытного
пути развития России.
Обосновывали переход к
социализму минуя капитализм.
Н.Г.Чернышевский, Н.К.Михайлов.
П.Л.Лавров, М.А.Бакунин
Почвенники
Развивали идею «национальной почвы» как социального и духовного развития России.
Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Страхов, А.А.Григорьев
Идеи
вечности, неуничтожимости
материи К.Э.Циолковского
- в основе материи он видел
атомы, которые в различных конфигурациях создают различные материальные тела;
разрушаясь вещество не исчезает совсем, оно распадается на атомы, создавая новые вещества;
земная жизнь не единственная в космосе. Во вселенной существуют иные разумные миры;
верил в возможности науки и техники.
Теория ноосферы
В.И.Вернадского
по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность, формирующая ноосферу – сферу разума, жизни человека. Его материальной и духовной культуры;
ноосфера постоянно расширяется, охватывая другие сферы бытия. Биосфера (сфера жизни) переходит в ноосферу;
в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в Космос.
41
Атеистический
М.Хайдеггер (1889-1976гг.)
Ж-П.Сартр (1905-1980гг.)
А.Камю (1913-1960гг.)
Экзистенциальная
диалектика
С.Къеркегор (1813-1855гг.)
Философия жизни
Ф.Ницше (1844-1900гг.)
А.Бергсон (1859-1941гг.)
В.Дильтей (1833-1911гг.)
А.Шопегауэр (1788-1860гг.)
Феноменология
Ф.Брентано (1838-11917гг.)
Э.Гуссерель (1859-1938гг.)
42
Структурализм
Леви-Стросс (1908-
Р.Барт (1915-1980)
М.Фуко (1926-1984)
Христианский
эволюционизм
Тейяр де Шарден (1881-1955)
Герменевтика
В.Дильтей (1833-1911)
Х.Г.Гадамер (1900-
Ю.Хабермас (1929)
Социальное бытие включает
бытие человека в обществе и
бытие самого общества
Идеалистическая философия
1.Обобщенное духовное существование, неразрывно связанное со всеми заполняющими его качествами и количествами;
2.Сущее как логическая категория, обобщенная и отвлеченная от заполняющих его качеств и количеств
3.Сущее в значении «смысл», «суть»
4.Реализованная и осуществленная сущность, сначала чувственная, а потом умопостигаемая
5.Нечто самостоятельное и не зависимое от материи и обладающее божественной силой
6.Бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего сущего
7. «Чистая деятельность», принимающая весьма разнообразные формы
превращаются
Высшие формы бытия предмета
Всеобщее основание и закон его бытия есть сущность
СУЩНОСТЬ – категория
для обозначения внутренней
относительно устойчивой стороны предметов
ДВИЖЕНИЕ «от сущности к бытию» и его наличным формам есть движение
от исходных форм бытия предмета к другим наличным формам бытия
предмета через развитие его сущности
Субстанция – самостоятельная
сущность, которая для своего
существования на нуждается
ни в чем, кроме самой себя
«БЫТИЕ» - категория, которая в идеалистической философии обозначает некую самостоятельную сущность, первоначало мира.
БЫТИЕ – логическая абстракция, идеальное первоначало мира
«МАТЕРИЯ» - категория, которая в материалистической
философии обозначает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.
Важнейший признак материи – ее объективность
МАТЕРИЯ в идеалистической философии лишается
важнейшего признака – объективности, либо вообще
существования как такового
48
Движение,
развитие
Пространство,
время
Структурность
Отражение
М а т е р и я
49
50
Время – порядок смены явлений и состояний, их
последовательность и длительность
Пространство:
-трехмерно;
-однородно (равноправие всех его точек);
-изотропно (равноправие всех его направлений)
Свойства:
-объективность пространства и времени;
-всеобщность пространства и времени
Время:
-одномерно;
-однородно (равноправие всех моментов времени);
-необратимо
51
Пространство и время не особые
субстанциональные сущности,а формы
существования материальных объектов.
пространство выражает сосуществование
объектов. Время – последовательность
их состояний.
(Аристотель – Г.Лейбниц)
52
53
Развитие характеризуется
Направленностью.
Поступательностью.
Преемственностью.
Моментами повторяемости.
Отрицанием старого и появлением нового.
Развитие есть процесс
Соотношение движения и развития
54
Общественное сознание
Общественное бытие
ДВИЖЕНИЕ
(любое изменение)
55
Диалектика
Метафизика
1. Понимание развития как
уменьшение или увеличение, как повторение.
2. Недостаточное внимание к
источнику движения,
двигательной силе.
3. Непонимание всеобщей взаимной связи явлений в мире.
4.Отрицание исторического развития
56
57
Методология
Всеобщий закон.
Дает ответ на вопрос – почему происходит развитие.
Вскрывает источник
развития.
Всеобщий закон.
Дает ответ на вопрос – как происходит развитие.
Вскрывает «механизм»
развития.
Общий закон.
Дает ответ на вопрос – какова тенденция развития.
59
Взаимодействие противоположных
начал, сторон выступает как противоречие, которое побуждает стороны и всю систему к изменению
Противоречие
Борьба
противопо-
ложностей
Различие
Противоречие
Единство
противопо-
ложностей
Развитие как процесс
возникновения, движения
и разрешения противоречий
60
Противоречия – источник самодвижения и развития
Тождество
Характеристика качества и количества
1.Категории «качество» и «количество», раздваивая вещь на взаимоисключающие и взаимосвязанные стороны,охватывают все присущие ей свойства, все ее содержание
2. Качество и количество объективны, как объективны сами предметы, явления, процессы
3. Качество выражает специфику предмета, явления, процесса в целом
4. Качество – относительно устойчивая совокупность свойств, определяющая специфику предмета, явления, процесса
5. Качество – существенное свойство
6. Категория «мера» есть отражение взаимосвязи качества и количества,тот интервал количественных изменений, в рамках которого сохраняется данное качество
62
Соотношение качества и свойства
1. Качество и свойство соотносятся как понятия однопорядковые и различающиеся
2. Относительным является различие между качеством и свойством
Качество
Свойства
Целостная характеристика
Частичная характеристика
Качественные характеристики
Существенные стороны
Количественные характеристики
Несущественные стороны
одни
выражают
другие
63
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Структура закона
Сущность закона взаимного
перехода количественных и
качественных изменений
Механизм действия закона
Качество-тож
дественная с
предметом
определен-
ность-функцио-нальное
единство
свойств,
характеризую-
щих данный
предмет
Количество-
характеристика
явлений. процессов, предмета по степени интенсивности присущих ему свойств
Развитие совершается в форме перехода
старого качества в новое, но не в форме
перехода количества в качество
Качество
(прерыв-
ность)
Количество
(непрерыв-
ность)
Мера
(единство качественной и
количественной
определенности)
Скачок
(прерыв непрерывности количественных изменений)
Количественные изменения:
- постепенное изменение в рамках данного качества.
Качественные изменения:
переход от старого качества
к новому
64
Диалектическое
отрицание
1.Объективное явление
2.Не простое уничтожение, а форма связи нового со старым через сохранение и развитие в отрицающем положительного содержания отрицаемого
3.Момент преемственности в развитии
Схема действия закона
Нача
льное
состоя
ние
Отри
цание
нача
льного
состо
яния
Отри
цание
отри
цания, т.е. в известном смысле, якобы возврат к старому, но на новой основе
Относительная завер
шенность циклов в
развитии
66
ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ
Все формы связей предметов (явлений, процессов, отношений), в том числе и причинно-следственные связи, свойственны самой реальности, каждое явление которой имеет свое основание и причину
ДЕТЕРМИНИЗМ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Общественное развитие и социальные связи основываются на действии определенных причин и закономерностей
ВЗАИМО-
СВЯЗЬ
67
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.Причинно-следственная обусловленность явлений имеет всеобщий характер, нет беспричинных явлений
2.Категории причины и следствия раскрывают происхождение отдельных явлений
3.Причинно-следственные отношения предполагают наличие определенных условий
4.Одним из основных признаков причинно-следственной связи является последовательность
причины и следствия во времени
5.Причинно-следственная связь представляет собой момент развития в природе и обществе
6.Причина и следствие имеют генетическую связь-причина производит следствие
7. Связь причины и следствия носит необходимый характер
68
Взаимосвязь необходимости
и случайности
1.Взаимосвязь необходимости и случайности выражается прежде всего в том, что они находятся в единстве
2.Случайность есть дополнение и форма проявления необходимости
3.Необходимость пробивает себе дорогу всегда сквозь массу случайностей
4.Необходимость и случайность имеют относительный характер, т.е. то, что в одной связи является необходимостью, а в другой связи выступает как случайность
5.При изменении условий необходимость и случайность переходят друг в друга
69
Характеристики единичного и общего
Категория общего тесно связана с категорией закона
Общее связано с необходимостью
Общее тесно связано с категорией сущности
С категориями случайности и явления тесно связана категория единичного
70
Характеристика
части и целого
Закономерности взаимосвязи отдельных частей с целым, в которое они входят, отражаются в категориях «целое» и «часть»
Закономерности взаимосвязи частей между собой в рамках целого отражаются в категориях «элемент» и «структура»
Определенная взаимосвязь тех или иных предметов (явлений, процессов, отношений), образуя целое и становясь его структурой ,превращает их одновременно и в части целого, и в элементы соответствующей структуры
Понятие «часть» - шире понятия «элемент». Частями целого являются не только элементы, но и сами взаимосвязи между элементами, т.е. структура
71
Характеристика содержания
и формы
Содержание играет определяющую роль по отношению к форме.
Одна и та же форма может быть использована различным и даже противоположным содержанием
В процессе развития форма, как правило, отстает в развитии от содержания
Между содержанием и формой в процессе развития возникает несоответствие
Форма обладает относительной самостоятельностью и способна влиять на развитие содержания – способствовать ему или препятствовать.
72
Характеристика сущности и явления
Взаимосвязь сущности и явления
1. Категория сущности составляет внутреннюю основу явлений.
2. Категория сущности выражает общее, которое определяет природу и развитие процесса.
3. Явление – обнаружение сущности в конкретных условиях.
4. Сущность близка к содержанию, но не тождественна ему.
5. Сущность – это главное в содержании.
6. Сущность близка к закону, явление – его конкретная реализация.
Сущность и явление- противоположные и взаимосвязанные стороны любого процесса.
Изменение сущности вызывает изменение явлений.
3. Сущность приблизительно охватывает отдельные многообразные явления
4. Явления неполно входят в сущность.
5. Соотношение сущности и явления зависит от конкретных условий.
6. С изменением условий сущность и явление могут переходить друг в друга.
73
Действительность – это, то что существует реально, что уже наступило.
Действительность-это реализованная возможность
Возможность – это потенциально присущее,то, чего еще нет, но что может наступить, проявиться
74
ОБРАТИМАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
-возможность, с превращением которой в
действительность, первоначальная
действительность становится возможностью
СОСУЩЕСТВУЮЩАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
-возможность, реализация которой не приво-
дит к исчезновению другой возможности
ВОЗМОЖНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ
-возможность, реализация которой не
изменяет сущности
ФОРМАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
-обусловлена случайными связями и
отношениями действительности
-связана со случайностью
НЕОБРАТИМАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
-возможность, с превращением которой в
действительность,первоначальная
действительность становится невозможностью
ИСКЛЮЧАЮЩАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
-возможность, с превращением которой в
действительность,другая возможность
становится невозможностью
ВОЗМОЖНОСТЬ СУЩНОСТИ
-возможность, реализация которой сопровож-
дается изменением сущности
КОНКРЕТНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
-реализуется в силу наличия необходимых условий
76
Структура сознания
Формы сознания
Знания
Внимание
Эмоции
Воображение
Память
Предмет сознания
Восприятие
Осмысление
Оценка
Воспоминание
Фантазирование
Жизненный опыт
окружающий мир, его
предметы, явления;
особый самостоятельный
духовный мир.
Сознание
человека
Психофизиологические
(психология и
физиология индивида)
Биологические
(общая биология человека)
Психические
(способность отражать
мир через субъектные
образы)
Социальные
(общественно-трудовая
деятельность)
Детерминация сознания
Идеальное – это субъективный образ объективного мира, существующий на базе вещества и процессов мозга, а не в конкретно-чувственной форме.
Признаки идеального:
оно является отражением материального;
оно лишено пространственных физико-химических и энергетических характеристик и в этом смысле «бесплотно»;
оно существует не на своей вещественной базе, а на базе вещества нервной ткани
Психика – реальность субъективная
Закономерности психики определяются со стороны внутренней
материальной основы свойствами нервной ткани и нервной системы, а
стороны своего содержания – свойствами и связями отражаемых психикой
явлений внешнего мира
79
Структура психики человека
Сознание
Подсознательное
Бессознательное
Высшая форма психологического отражения, свойственная общественно
развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности
В философии
осознанное бытие;
отношение «Я» к «не-Я»;
свойство высоко организованной материи;
высшая форма отражения материи;
идеальное и противоположность материальному;
субъективный образ объективного мира
Самосознание
Первая позиция
Бессознательное – особая сфера
психологической деятельности,
характеризующаяся отсутствием
сознательного регулирования и
контроля, непроизвольного
возникновения и течения психических процессов, безотчетность и полным исчезновением памяти. (Лейбниц, Бенке, Лотце)
Вторая позиция
бессознательное – первичный
регулятор поступков человека:
некая сущность, первопричина всего, что совершается не только
в природе, но и социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Юнг,
Щопенгауэр, Фром)
Третья позиция
бессознательное- основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей
и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения
субъект сознания для субъектов
является объектом внешнего воздействия;
сознание проявляется вовне (в речи, в движении, в мимике, в действиях вообще);
сознание отражает объективную
действительность и потому имеет
объективное содержание
Сознание субъективно в следующих
отношениях:
оно является свойством, явлением
субъекта, человека;
процесс познания осуществляется
внутри организма;
в сознании я отделяю себя от остального мира (самосознание);
в сознании нет вполне точного, адекватного отражения действительности, т.е. в нем элементы, привносимые человеком. связаны с исторической, социальной ограниченностью познания
II уровень
Познание, оценка (оценка
предыдущих факторов)
III уровень
Волевые процессы
(направление
деятельности)
Генераторы
активности
Регуляторы
активности
сознания
Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сил мысли, чувств. воли) так и в форме внешнего ее проявления (деятельности)
Основные разделы
Учение об отражении
Учение о познании человеком объективного мира
Учение о происхождении и развитии познания
Учение о практике как основе познания
Учение об истине и ее критериях
Учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека и общества
Основные формы познания
82
Объективен по содержанию, которое
определяется, диктуется объектом
отношения
85
Использование приборов
Использование моделей
Субъект познания
(общество как
конкретно-историческая
совокупность индивидов,
усвоивших наличные формы
культуры)
Опосредованность концептуальными комплексами
86
Производственная
деятельность
Деятельность по изменению
общественных отношений
ПРАКТИКА
Эксперимент
Роль
практики в
познании
Исходный пункт познания
Движущая сила и цель познания
Критерий истины
Формы
практики
Материальное производство
Социальное действие
Научный эксперимент
87
1.Практика относительна как
отдельный акт
2.Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения
3. Непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют
88
Ошибка
Это искаженное отражение
действительности как результат
неправильного теоретического или
практического действия
Состоит:
- в ее неполноте, условности, пределов
приближения, незавершенности
Заблуждение
-несоответствие знания его предмету
-расхождение субъективного образа
действительности с его объективным
прообразом
-абсолютизация относительной истины
Абсолютность истины
Относительность истины
Конкретность истины (это отнесенность истины к условиям места, времени)
ИСТИНА -
89
Система организаций и институтов,
специализирующихся на получении объективно
истинного, общественно полезного знания
Академическая система
Социальный институт
Профессиональное единство ученых, связанных
задачей производства знания и определенными
ценностными установками(познавательными и
нравственными)
90
Философская
методология
учение об универсальных
принципах познания
Учение об
общенаучных методах
методах, применяемых
во многих областях
научного исследования
Частнонаучные
методы
используемые в какой-то
конкретной науке или
при изучении конкретного
явления
По проблемной ориентации различается методология
Формальная – анализ языка науки,
описание формализованных методов
исследования, логических условий
достоверности, типология системы
знаний
Содержательная – понятийный каркас науки, законы, функционирования научных теорий, операциональный состав методов науки, условия и критерии истинности
91
ПРИЗНАЕТ:
всеобщую связь явлений
действительности;
изменение, развитие;
противоречие (взаимоотношение
противоположностей) как источник развития;
связь количественных и качественных изменений;
отрицание как момент развития, как снятие, преодоление с удержанием положительного, перспективного.
ОРИЕНТИРУЕТСЯ НА
изолированность явлений;
движение, но не развитие;
отрицание противоречий, ориентация на одну из сторон в составе целого;
аксиоматизация либо количественных, либо качественных изменений;
отрицание как полный отказ от предшествующего, разрыв связи с ним, деструкцию.
93
Исторический
подход
Логический
подход
94
М Е Т О Д
Методы эмпирического
исследования
Методы, используемые как
на эмпирическом, так и на
практическом уровне
Методы теоретического
исследования
Всеобщие методы
Конкретно-научные
методы
Общенаучные методы
95
ИЗМЕРЕНИЕ
Количественное сравнение объектов по
каким-либо сходным свойствам или сторонам
СРАВНЕНИЕ
Одновременное соотносительное исследование
и оценка общих для двух или более объектов
свойств или признаков
Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явлений при повторении условий
ЭКСПЕРИМЕНТ
АКСИОМАТИЗАЦИЯ
Построение теорий на основе аксиом –
утверждений, доказательства истинности
которых не требуется
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИНЫЙ МЕТОД
Создание системы дедуктивно связанных между
собой гипотез, из которых выводится
утверждение об эмпирических фактах
ФОРМАЛИЗАЦИЯ
Построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности
96
Прямой или эмпирический анализ и синтез
-применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом исследования;
-дает возможность познать явление, но для проникновения в сущность вещи он
недостаточен;
-возможен как экспериментальное деление объекта на элементы
Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез
-применяется для постижения сущности исследуемого объекта;
-дает возможность познать причинно-следственную связь, закономерность
Структурно-генетический анализ и синтез
Применяется для вычленения в сложном образовании таких элементов, которые
представляют самое главное в них, «клеточку»,оказывающую решающее
влияние на все остальные стороны сущности объекта, объясняющую их
происхождение и возможные трансформации
97
Полная индукция
Вывод о классе предметов
делается на основании изучения всех
предметов класса
Неполная индукция
Общий вывод получается из посылок,
не охватывающих всех предметов
класса
Эмпирическая
Рассуждение, основанное на
непосредственном (опытном)
исследовании элементов
относительно небольшого и
регистрируемого множества
Популярная
(через простое перечисление)
На основании повторяемости
признака у ряда предметов и
отсутствии противоречащего
случая, делается заключения,
что все предметы этого рода
обладают данными признаками
Научная
Умозаключение, в котором на
основании познания
необходимых признаков и
связи части предметов класса
делается общее заключение
обо всех предметах класса
98
Абстрагирование
Абстрагирование
Классификация абстракций
Изолирующая абстракция
Выделение свойств и отношений, неразрывно связан-
ных с предметами, и обозначение их определенными
«именами», что придает таким абстракциям статус са-
мостоятельных предметов (например: «белизна», «ус-
тойчивость» и т.д.)
Абстракция конструктивизации
Отвлечение от неопределимости, «зыбкости» границ
реальных объектов, «огрубление» действительности.
Это позволяет сформулировать по отношению к этой
огрубленной действительности некоторые законы,
понять ее «в первом приближении» с тем , чтобы
двинуться в познании дальше, глубже
Абстракция актуальной бесконечности
Отвлечение от незавершенности процесса
образования бесконечного множества, от
невозможности задать его полным
списком всех элементов. Такое множество
просто рассматривается как данное, как
существующее
Абстракция потенциальной осуществимости
Отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных
ограниченностью человеческой жизни в пространстве и времени
Абстракция отождествления
Образование понятий путем объединения в особый класс, путем отождествления предметов, связанных отношениями типа равенства
99
Обобщение – движение мысли от единичного к общему, от менее
общего к более общему
Обобщение понятия – логическая
операция, состоящая в исключении
данного понятия всех признаков,
присущих только предметам,
составляющим его объем, и
включение его, таким образом,
в более широкое по объему понятие
Категория – предельно широкое
понятие, в содержании которого
отражены наиболее общие и
существенные свойства,
связи, отношения, действия.
Метод рассуждения, целью
рассуждения по аналогии состоит
в выводе о наличии определенного
признака у предмета на основе
наличия его у другого предмета,
сходного с первым во многих
других отношениях.
Схема формула рассуждения по аналогии
А имеет признаки Х1, Х2, Х3 ……Хn, Xn+1
В имеет признаки Х1, Х2, Х3 ……Хn.
Вероятно, В имеет признаки n+1
При оценке вероятности вывода по аналогии следует принимать в расчет ряд условий :
Чем больше известно общих свойств (Х1 ….Хn) у сравниваемых предметов, тем выше
оценка вероятности вывода.
2. Чем существеннее известные общие свойства сравниваемых предметов. тем выше вероятность вывода.
3. Чем глубже закономерная связь сходных черт, тем ближе вывод к достоверному.
4. Общие свойства должны быть любыми свойствами, т.е. браться без предубеждения..
Общим для всех выводов по аналогии является перенос информации с одного предмета (модели) на другой (оригинал, прототип). Это вывод от модели к оригиналу
Виды аналогий
Простая. Строгая. Нестрогая. Свойств.
Отношений. Изоморфизма
Постановка задачи
Создание или выбор
моделей
Исследование модели
Перенос знания с модели
на оригинал
Основные функции модели
Модель как источник информации
Модель как средство фиксации знания
Аналог исследуемого объекта, замещающий его в процессе познания и служащий источником информации о нем
Метод исследования, изучения объектов на их моделях
102
Историческое и логическое
Исторический и логический методы
научного познания
Различие
Исторический метод
Логический метод
Сходство
Логический метод есть, в сущности, то же исторический, но
освобожденный от его исторической формы
Используется про изучении развивающихся объектов
103
«Человеческий индивид»-
это индивидуальный представитель человеческого рода
Понятие «человек»
(биосоциальное)
означает принадлежность к роду homo sapiens, связан с другими формами жизни, но отличается наличием сознания
Понятие «индивидуальность»
(психологическое)
Обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных
105
Интериоризация
Процесс включения
социальных норм и ценностей во внутренний мир
человека. Характер перевода
социальных ценностей и
норм во внутреннее «Я»
обусловлен структурой
конкретной личности,
сформированной
предшествующим опытом
I ФАЗА
II ФАЗА
107
Связаны с индивидуальными
качествами личности:
-приспособление человека к
социально-экономическим условиям;
-приспособление к социальным
нормам;
-успешное усвоение ролевых
функций и т.п.
определяется
108
свобода выбора мировоззрения;
свобода выбора вероисповедания;
свобода выбора идеологии;
свобода духовной пропаганды.
свобода как способность человека
действовать на основе познания
закономерностей природного и
социального мира.
Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность
за пользование этими свободами
109
В узком смысле:
Определенный этап человеческой истории (пр. – феодальное общество);
конкретный вид общества, соотнесенный с определенной страной, историческим моментом и т.д. (пр. – современное французское общество, советское общество)
Общество – объективная реальность, социальное бытие, обладающее внутренней структурой, целостностью,подчиняющейся определенным законами, направленностью развития.
110
Общественные отношения
(материальные и идеологические)
Общественные отношения
Материальные
Идеологические
Базис
Надстройка
111
этническая структура;
классовая структура;
профессионально-образовательная структура;
демографическая структура ;
стратификационная структура;
территориальная структура.
Социальные потребности
Социальная структура
питание;
жилье;
здоровье;
одежда;
быт;
досуг и т.д.
114
Граждане,жители штата,кантона,республики,региона,
населенного пункта
Не имеющие образования,имеющие образование начальное
или среднее,высшее,гуманитарное,техническое и др.
Живущие за чертой прожиточного минимума,имеющие
средние,высокие доходы
Социально-классовые
Работники определенных отраслей производства,
трудовые коллективы,арендаторы,фермеры,брокеры и др.
СОЦИААЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
117
118
Задача государства – обеспечить свободу
каждого следовать своему желанию во всех
случаях, когда это не запрещает закон.
Локк
Истинным законодателем может быть лишь
народ; лишь воля народа является источником
политической власти.
Дидро
Государство - это наиболее совершенная
организация общественной жизни, в которой
все строится на правовой основе.
Гегель
Государство – это наиболее разумная и
справедливая форма общения людей, при которой
закон обязателен как для граждан, так и для
Государства.
Сократ, Платон, Аристотель, Полибий
Государство могущественно тогда, когда оно
гарантирует каждому гражданину не только
сохранение жизни, но и его безопасность,
честь и свободу.
Спиноза
119
Структурно-функциональный подход
Системный подход
Требования, поддержка, апатия
Политические решения и действия
Внутренние Политическая система импульсы
«Вход»
«Выход»
Обратная связь
Внешняя среда
Полити-
ческая
власть
Норматив-
ная
подсистема
Институ-
циональная
подсистема
Комму-
никативная
подсистема
Идеологи-
ческая
подсистема
Культурная
подсистема
граница
Экономи-
ческий базис
120
Теоретический Политическая идеология
Эмпирический Политическая психология
СТРУКТУРА
УРОВНИ
Воззрения социальных групп (в т.ч. классовые)
Общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления
Взгляды
Принципы
Идеи
Лозунги
Идеалы
Теории
Концепции
Чувства
Настроения
Предрассудки
Эмоции
Мнения
Традиции
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
121
Этико-моральные принципы и нормы
Конституция
Нормативные акты
Законы
122
По содержанию
По форме
Совокупность идей, представлений,
чувств людей, в которых концентрируется
их правовое осознание действительности
Законно или незаконно, правомерно
или неправомерно, права и обязанности,
юридическая ответственность и т.д.
123
Роль правосознания в общественной жизни
воздействует на правотворчество, совершенствования законодательства;
способствует формированию и развитию правовой культуры граждан;
выступает как условие полного и точного соблюдения законов, активности
людей в отстаивании своих прав и свобод, поддержании правопорядка,
борьбе с правонарушениями.
124
М А Т Е Р И А Л Ь Н А Я
Д У Х О В Н А Я
Часть общей системы культуры,
включающая всю сферу материальной деятельности и ее результаты
В и д ы
1. Культура материального производства
2. Культура техническая
3. Культура экономическая
4. Культура быта
Часть общей системы культуры,
включающая духовную деятельность
и ее продукты
В и д ы
Культура нравственная
Культура эстетическая
Культура религиозная
Культура правовая
Культура политическая
Культура научная
Культура системы образования
Культура быта
Культура средств массовой информации
125
Нравственные
Научные
Религиозные
Эстетические
Философские
Политические
Правовые
Духовное потребление (общественное, групповое, индивидуальное
126
Характерные черты:
-духовные ценности в отличие от многих продуктов
материального производства не исчезают в процессе
их разового потребления;
-включает в себя как духовное творчество,так и
распределение и освоение продуктов этого творчества
в масштабах всего общества;
-включает определенную деятельность народных
масс (народный эпос,народная медицина,фольклор,
гражданские обряды);
-выступает частью материально-производственной,
семейно-бытовой и др. сфер общественной жизни;
-охватывает собой образование,идейное,нравственное,
эстетическое воспитание,различные формы
приобщения к духовной культуре
128
Деятельность человека
(общества), направленная
на выработку
духовных ценностей (идей,
теорий,знаний,убеждений,
ценностей и т.п.)
Духовная жизнь общества
Духовная жизнь общества как подсистема социума
Духовная деятельность и духовное производство
Духовная культура
129
По
направленности
По типу социальных связей
По механизму
развития
130
133
134
138
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть