Слайд 2
Философия эпохи Возрождения это совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся
в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная
и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Слайд 3Предпосылки философии эпохи Возрождения:
совершенствование орудий труда и производственных отношений;
кризис феодализма;
развитие
ремесла и торговли;
усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные
и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
Слайд 4Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения:
появление первых парламентов;
отставание от
жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня образованности в
Европе в целом;
великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Слайд 5
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в
феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была
чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Слайд 6
Почву для распространения идеи Возрождения и Реформации подготовил
немецкий мистицизм, усиливающий индивидуалистические тенденции в христианстве, во многом преодолевающий
общинные принципы церковной организации. В идеологии Возрождения мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос.
Слайд 7
Эпоха Возрождения это переворот в первую очередь в
системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.
Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность.
Слайд 8
Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры
Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление
индивидуальности в общественной жизни.
Слайд 9
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени
стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому
яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм.
Слайд 10
Гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека
главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека
как личности.
Слайд 11Основные направления философии эпохи Возрождения
гуманистическое ( XIV - XV
вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.)
- в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское ( XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Андреас Везалия, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Телезио и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
Слайд 12реформационное ( XVI - XVII вв.), представители которого –Джон Уиклиф,
Ян Гус, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин(бюргергерское направление), Томас
Мюнцер (народная реформация), Эразм Роттердамский (христианский гуманизм) и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое ( XV - XVI ] вв., Никколо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое ( XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Слайд 13Данте Алигьери (1265 – 1321)
воспевает христианство, но между строк высмеивает
его противоречия (догматы);
воспевает человека;
отходит от трактовки человека как божественного
создания;
признает за человеком наличие как божественного так и человеческого начала, которые находятся в гармонии;
верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Слайд 14Представители гуманистического направления:
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги
песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и
иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Слайд 15Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
•
человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
• человек должен
жить не для Бога, а для самого себя;
• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Слайд 162. Лоренцо Валла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении
как об истинном благе":
• ниспровергал церковные авторитеты;
• критиковал
схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
• в центр мироздания ставил человека;
• верил в возможности человека и его разум;
• отвергал аскетизм и самоотрешение;
• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
• был сторонником равенства мужчины и женщины;
• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
Слайд 17Теоретики неоплатонизма:
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако
придерживался новаторских для своего времени философских взглядов.
Слайд 18Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
• не существует
разницы между Богом и Его творением (то есть мир един,
а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
• едины идея и материя;
• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
Слайд 19Мистический пантеизм
Бытие Бога в мире есть бытие мира в Боге»
Бог
не творец, а высшее единство мироздания
Мироздание – конкретно-чувственное выражение Бога
Человек
– с одной стороны часть мироздания, с другой – подобие Бога
В бесконечности противоположности сходятся
Бог – это сфера, граница которой нигде, а центр – везде
Слайд 20 Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494)
попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения.
Слайд 21Создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в
том, чтобы:
• возвысить человека и отделить от окружающего мира,
признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
• признать за человеком полную свободу выбора;
• объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
Слайд 22Представители натурфилософии:
Андреас Везалия (1514 — 1564) совершил революцию в
философии и медицине.
Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре
которого ставил человека.
Слайд 23
Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах
и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого
тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Слайд 246. Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования,
выдвинул принципиально иную картину бытия.
Слайд 25
• Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
• Солнце
является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля
вращается вокруг Солнца;
• все космические тела движутся по собственной траектории;
• космос бесконечен;
• процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.
Слайд 267. Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские
идеи Коперника.
Слайд 27• Солнце является центром только по отношению к Земле, но
не центром Вселенной;
• Вселенная не имеет центра и бесконечна;
• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
• число миров во Вселенной бесконечно;
• все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.
Слайд 28 Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность
идей Николая Коперника и Джордано Бруно.
Слайд 29• изобрел телескоп;
• с помощью телескопа исследовал небесные тела;
• доказал, что небесные тела движутся не только по траектории,
но и одновременно вокруг своей оси;
• обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;
• открыл спутники вокруг других планет;
• исследовал динамику падения тел;
• доказал множественность миров во Вселенной.
Слайд 30Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Для эпохи Возрождения было характерно не
только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к
проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих.
Слайд 31
Основные направления
философия
Реформации
Политическая
философия
философия
социалистов-утопистов
Слайд 32 Основоположником Реформации считается доктор богословия
Мартин Лютер
(1483 - 1546).
31 октября 1517
года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Слайд 33Основные идеи М. Лютера:
• общение между Богом и верующими
должно происходить напрямую;
• между Богом и верующими не должно
быть такого посредника, как католическая Церковь;
• необходимо упрощение обрядов;
• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
Слайд 34 Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера
и систематизировал его идеи.
Слайд 35Согласно Кальвину:
• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
•
смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом
либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;
• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
• успех в работе — признак богоизбранности;
Слайд 36 Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально
примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г
., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации.
Слайд 37
Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием
политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма,
которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.
Слайд 38
В отличие от философии Реформации, предметом которой были
отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала
проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.
Слайд 39 Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический
деятель, философ и писатель.
Слайд 40Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
• человек обладает изначально
злой природой;
• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и
стремление к личной выгоде;
• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
Слайд 41 Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма.
Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он
профессионально занимался политической деятельностью.
Слайд 42Согласно Т. Мору в Утопии:
• не существует частной собственности;
• все граждане участвуют в производительном труде;
• труд осуществляется
на основе всеобщей трудовой повинности;
• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;
Слайд 43 Томмазо Кампанелла (1568 — 1639) в
произведении "Город Солнца" представил проект идеального общества. Действие происходит в
фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом.
Слайд 44По Кампанелле, в Городе Солнца:
• отсутствует частная собственность;
•
все граждане участвуют в производительном труде;
• результаты труда поступают
в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
• труд совмещается с одновременным обучением;
• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;