Слайд 1Китайская философия
不要隨大流,不違背流動,去跨越它,如果你想到達彼岸。
Не иди по течению, не иди против течения,
иди поперек него, если хочешь достичь берега.
Слова Ванталы.
Слайд 2Кита́йская филосо́фия является частью восточной философии. Её влияние на культуры
Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии
на Европу.
Слайд 3 Суть учения:
Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал –
мужского – Ян и женского – Инь, китайские мыслители объясняли
бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.
Слайд 4Отличия от западной философии:
цельное( холическое) восприятие вместо аналитического;
периодичность процессов
вместо их статичности, линейности.
Слайд 6Предыстория китайской философии (до 6 века до н. э.)
религиозно-мифологическое мировоззрение;
зооморфный
характер богов;
«воля неба» постигается через гадания, предзнаменования;
культ предков (влияние духов
умерших на жизнь и судьбы потомков).
Слайд 7Мыслители той эпохи:
Ши Бо (8 век до н. э.) выдвинул
понятие гармонии (хэ);
Цзинь Ши Мо (8 век до н. э.)
выдвинул идею «парности» всех вещей;
Философские идеи и термины того времени стали важнейшими понятиями китайской философии.
Слайд 8Древняя китайская философия (6 – 2 вв. до н.э.)
бурная идеологическая
борьба различных философско-политических и этических школ;
«золотой век китайской философии»: зарождаются
понятия, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейших времён.
Слайд 9Основные философские школы:
даосизм: Вселенная является источником гармонии. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы,
Ян Чжу;
конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по
принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
моизм: усовершенствования общества через знание. Представители: Мо Ди, Мэн Шэн;
школа законников (легизм): равенство всех перед Законом и Сыном Неба. Представители: Ли Куй, Шан Ян;
школа инь-ян: Инь и Ян – «два образца» рождённые «Великим Пределом». Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
Слайд 10Средневековый период китайской философии (2 в. до н. э. –
10 в. н.э.)
полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. Конфуцианство одерживает
верх;
проникновение буддизма (1 век н. э.);
Слайд 11Выдающиеся мыслители Средневекового периода:
Дун Чжунш – философ и государственный деятель;
Ян
Сюн – философ-конфуцианец, литератор и филолог;
Чжан Хэн – развитие астрономии,
механики, географии;
Сыма Цянь – автор первой всеобщей истории Китая;
Вэй Бояна – философ, алхимик, автор сочинения «Цань тун ци», в котором были изложены основные принципы даосской алхимии.
Слайд 12Новое время китайской философии (с 1000 года н.э.)
догматизация конфуцианства, которое
вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания;
проникновение в китай
христианства;
гонение на даосистов.
Слайд 13Философы Нового времени:
Ван Янмина – посредник между даосизмом и конфуцианством;
Чжан
Цзая – основоположник неоконфуцианства, автор учения о «Великой пустоте»;
Гу Яньу
– основатель учения о естестве;
Тань Сытун – поэт, деятель реформаторского движения.
Слайд 14 Китайские философы 20 века:
Гу Хунмин, Сунь Ятсен, Фэн Юланя
– ведут борьбу за чистоту китайской философии;
Ай Сыци (1910 –
1966) – популялизатор марксистской идеологии в Китае;
Хоу Вайлу (1903 – 1987) – историк и философ.
Слайд 15
Ссылки:
http://ru.wikipedia.org/
http://china.worlds.ru/religion/index.html
http://godsbay.ru/orient/china.html
http://pm012.narod.ru/philosophy/examenation/files/documents/philosophy_question4.htm