Рене Декарт
(1596-1650)
Париж
Лаэ
Ла Флеш
Ульм
Лейден
Стокгольм
Основные сочинения
Гносеология Декарта
Радикальное сомнение
Всякий раз, как я произношу слова
«Я существую» или воспринимаю
это высказывание умом, оно по
необходимости является истинным.
Слишком многие ложные мнения я
принимал за истинные, и слишком
сомнительны положения, принятые
на основе этих ложных мнений.
Я допускаю, что всё видимое мною
ложно и предполагаю никогда не
существовавшим всё, что являет
память; я полностью лишён чувств.
1
Я могу усомниться во всём, но
только не в том, что я сомневаюсь,
ибо самим фактом сомнения я лишь
подтверждаю, что сомневаюсь.
Но я не мог бы мыслить, если бы
не существовал. Я мыслю,
следовательно я существую.
Cogito ergo sum
2
Гносеология Декарта
Идея Бога
Идея Бога может исходить лишь от
того, что содержит в себе не меньше
реальности, чем мыслится в этой
идее, т.е. лишь от самого Бога.
Как мыслящее существо, я нахожу
в себе множество идей, одни из
которых представляются смутными,
другие – ясными и отчётливыми.
Идея Бога как
бесконечной субстанции не может
исходить от меня самого,
поскольку сам я конечен.
3
Гносеология Декарта
Естественный свет разума
Поэтому я могу доверять
этому естественному свету разума,
при условии, конечно, что
я правильно им пользуюсь.
Что касается других идей, то
на идеи смутные я, по-видимому,
не могу полагаться как на истинные.
Хотя я ощущаю в себе способность
суждения, позволяющую
отличать истину от заблуждения,
могу ли я полагаться на неё?
4
Гносеология Декарта
Метод достижения истины
4) Делать перечни столь полные и
обзоры столь всеохватывающие,
чтобы быть уверенным,
что ничего не пропущено.
Вместо большого числа правил,
составляющих логику, достаточно
четырёх следующих, лишь бы
соблюдать их без отступлений.
2) Делить каждую из трудностей
на столько частей, сколько
потребуется, чтобы лучше
их разрешить.
5
Дух
Материя
Атрибут
(лат. attributum,
приданное, приписанное) –
определяющий признак
(качество, предикат) субстанции,
достаточный для её
идентификации и необходимый
для её существования.
Мышление
Протяжённость
Животные – автоматы.
Заполняющая всё пространство
материя движется вихреобразно.
Движущая сила тел…
не находится
в движущихся телах,
ибо эта движущая сила
есть не что иное,
как воля Божья…
Естественная причина
не есть реальная
и истинная причина,
а причина случайная,
определяющая решение
Творца природы
действовать тем или
иным образом
в том или ином случае.
Н. Мальбранш.
«Разыскание истины».
Кроме Бога никакая субстанция
не может ни существовать,
ни быть представляема.
Под субстанцией я разумею то,
что существует само в себе и
представляется само через себя.
В природе вещей не может быть
двух или более субстанций одной и
той же природы, иными словами –
с одним и тем же атрибутом.
Определение 3
части 1
Определение 4
части 1
Теорема 5
части 1
Теорема 11
части 1
Теорема 14
части 1
1
Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1
Королларии 1 и 2
к теореме 14
части 1
Всё, что только существует,
существует в Боге, и без Бога
не может ни существовать,
ни быть представляемо.
Бог есть производящая причина
всех вещей, какие только могут
быть представлены
бесконечным разумом.
Теорема 15
части 1
Теорема 16
части 1
Королларий 1
к теореме 16
части 1
Теорема 17
части 1
Теорема 18
части 1
2
Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1
Схолия
к теореме 29
части 1
Пантеизм
(греч. παν, всё, θεός, Бог) –
религиозно-философская
доктрина, согласно которой
Бог и мир суть одно
(Бог имманентен миру),
букв.: «Бог во всём» и/или
«Всё божественно».
Онтология Спинозы
Детерминизм
Всё, что по нашему представлению
находится во власти Бога,
необходимо существует.
В природе вещей
нет ничего случайного, но всё
определено из необходимости
божественной природы.
Вещь, которая определена Богом
к какому-либо действию,
не может сама себя сделать
не определённой к нему.
Теорема 29
части 1
Теорема 26
части 1
Теорема 27
части 1
Теорема 33
части 1
Теорема 35
части 1
3
Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1
Определение 7
части 1
Различие между свободой
и несвободой заключается
не в отсутствии и наличии
детерминации (в природе
вообще нет ничего
недетерминированного), а
лишь в различии характера
этой детерминации.
Гносеология Спинозы
Физическая и логическая необходимость
Порядок и связь идей те же,
что порядок и связь вещей.
Мышление составляет атрибут
Бога, иными словам Бог есть
вещь мыслящая (res cogitans).
Субстанция мыслящая и субстанция
протяжённая составляют одну и ту
же субстанцию, рассматриваемую
под разными атрибутами.
Теорема 1
части 2
Теорема 2
части 2
Схолия
к теореме 7
части 2
Королларий
к теореме 7
части 2
Теорема 7
части 2
Б. Спиноза. «Этика». – Часть 2
Схолия
к теореме 7
части 2
Теорема 41
части 2
Этика Спинозы
Разум и свобода
Это познание если и не уничтожает
аффекты, то, по крайней мере,
достигает того, что они составляют
наименьшую часть души.
В душе нет никакой абсолютной или
свободной воли; к хотению душа
определяется причиной, которая
определена другой причиной и т.д.
Из двух благ мы по руководству
разума будем следовать бóльшему,
а из двух зол – меньшему.
Теорема 48
части 2
Теорема 7
части 4
Теорема 65
части 4
Доказательство
теоремы 20
части 5
Схолия
к теореме 20
части 5
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть