Разделы презентаций


"Критическая философия И.Канта"

Рассматриваемые вопросы: 1. И.Кант: догматический период творчества. 2. И.Кант: критика чистого разума. 3. И.Кант о свободе, этике и правах человека.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 П Р Е З Е Н Т А Ц

И Я

«КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА»
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

Слайд 2 Рассматриваемые вопросы:

1. И.Кант: догматический период

творчества.
2. И.Кант: критика чистого разума.

3. И.Кант о свободе, этике и правах человека.
Рассматриваемые вопросы:    1. И.Кант: догматический период творчества.    2. И.Кант: критика

Слайд 3ИММАНУИЛ КАНТ

ИММАНУИЛ КАНТ

Слайд 4Бюст Иммануила Канта в музее собора Кёнигсберга

Бюст Иммануила Канта в музее собора Кёнигсберга

Слайд 5ЭПИГРАФ
 

«Свободная воля и воля, подчинённая нравственным
законам – это одно и то же».
И.Кант

ЭПИГРАФ 

Слайд 6 1.И.Кант: догматический период творчества
Иммануил Кант (1724-1804),

немецкий философ, основоположник немецкого классического идеализма, родился, жил и скончался

в Кёнигсберге.
В философском развитии Канта принято различать два периода.
Первый период – ДОГМАТИЧЕСКИЙ или ДОКРИТИЧЕСКИЙ – с 1746 до конца 60-х годов. Второй период – КРИТИЧЕСКИЙ – начинается с 1770 года (диссертация «О форме и принципах чувственного и «умопостигаемого мира») и длится до конца деятельности Канта.

1.И.Кант: догматический период творчества	   Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, основоположник немецкого классического идеализма, родился,

Слайд 7Докритический период
В докритический период Кант

много и плодотворно работал над вопросами ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ, в особенности

КОСМОЛОГИИ.
Его интересуют такие проблемы, как принцип измерения сил, происхождение и развитие Солнечной системы, история Земли, космическое значение приливного трения, определения относительного характера движения, происхождение целесообразного строения организмов и др.

Докритический период     В докритический период Кант много и плодотворно работал над вопросами ФИЛОСОФИИ

Слайд 8НЕБУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ
В основе кантовской

НЕБУЛЯРНОЙ ТЕОРИИ (небус – туманность) – гелиоцентрическая система Коперника, законы

движения планет Кеплера, законы падения тел Галилея, закон всемирного тяготения Ньютона. Солнце, Земля, Луна и вся солнечная система предстали у Канта как нечто СТАВШЕЕ ВО ВРЕМЕНИ.
Более того, он пытается понять и объяснить место, занимаемое Солнечной системой в Большой вселенной («Всеобщая естественная история и теория неба»).

НЕБУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ      В основе кантовской НЕБУЛЯРНОЙ ТЕОРИИ (небус – туманность) – гелиоцентрическая

Слайд 9МОТИВЫ АГНОСТИЦИЗМА
Напротив, естественная история

жизни – неразрешимая задача для натуралиста, писал Кант ещё в

докритический период своего творчества.
Усиление мотивов агностицизма характерно для работы Канта «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин».
Реальное основание, включающее в себя отрицательные определения, никогда не может быть познано из логического основания (закона тождества и противоречия).
МОТИВЫ АГНОСТИЦИЗМА      Напротив, естественная история жизни – неразрешимая задача для натуралиста, писал

Слайд 102. И.Кант: критика чистого разума.

В «критические» период своего творчества И.Кант полагал, что

предшествующая философия зашла в тупик. Рационализм в своих попытках построить всеобъемлющую философскую систему запутался в неразрешимых противоречиях (антиномиях), а эмпиризм пришел к разрушительному для науки скептицизму.
Этот результат был неизбежен, потому что и рационализм, и эмпиризм стояли на позиции ДОГМАТИЗМА.

2. И.Кант: критика чистого разума.     	   В «критические» период своего творчества

Слайд 11КРИТИКА ДОГМАТИЗМА
По Канту, догматизм

– это философия, пытающаяся познать мир, Бога и душу, создать

метафизику, не изучив предварительно саму СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОЗНАНИЮ, прежде всего, - к познанию высшего рода, АПРИОРНОМУ (АПОДИКТИЧЕСКОМУ) ПОЗНАНИЮ (аподиктический – безусловный, достоверный, основанный на логической необходимости «S должна быть Р»).

КРИТИКА ДОГМАТИЗМА      По Канту, догматизм – это философия, пытающаяся познать мир, Бога

Слайд 12КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ

исследование, которое устанавливает условия познания предметов до и независимо от

опыта, АПРИОРИ (a priori).
Решая этот вопрос, Кант совершает свой КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ: априорное познание и метафизика возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с действительностью, а САМИ ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ СООБРАЗОВАТЬСЯ С НАШЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ.

КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ      Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ исследование, которое устанавливает условия познания предметов до

Слайд 13ПОНЯТИЕ «КРИТИКИ»
Под КРИТИКОЙ Кант понимает:

1) точное выяснение познавательной способности, лежащей

в основании каждой отрасли знания и философии, и
2)исследование ГРАНИЦ, далее которых не может простираться – в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума.
Исследование правомерности этой претензии – задача кантовской критики.

ПОНЯТИЕ «КРИТИКИ»     Под КРИТИКОЙ Кант понимает:     1) точное выяснение

Слайд 14ТРИ ВОПРОСА КРИТИКИ
Математика, естествознание

и философия должны быть исследованы «Критикой», но это исследование стоит

в каждом из этих случаев перед различными задачами.
Поэтому основной вопрос критики «чистого», т.е. априорного, теоретического разума, распадается на ТРИ ВОПРОСА: об условиях возможности МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ и «МЕТАФИЗИКИ» (ФИЛОСОФИИ).

ТРИ ВОПРОСА КРИТИКИ      Математика, естествознание и философия должны быть исследованы «Критикой», но

Слайд 15ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Понять достоверность этих

наук возможно лишь на основе идеалистического учения о ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ

и о ПРЕДМЕТАХ ОПЫТНОГО ЗНАНИЯ.
Эти формы знания, по Канту, - результат синтеза, или соединения АПРИОРНЫХ ФОРМ ОЩУЩЕНИЯ с АПРИОРНЫМИ ФОРМАМИ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
Пространство и время – не мыслительная (логическая) конструкция, но ВСЕОБЩАЯ ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ всех вещей в мире и всех их отношений.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ     Понять достоверность этих наук возможно лишь на основе идеалистического учения

Слайд 16СУБСТАНЦИЯ И ПРИЧИННОСТЬ
Безусловная достоверность математики

коренится в априорных формах чувственности – пространстве и времени.

Пространство, как априорное созерцание, лежит в основании геометрии, а время – в основании арифметики и алгебры (5+7=12).
Условием достоверности естествознания являются априорные формы рассудка – субстанция и причинность, а также ещё 10 категорий.

СУБСТАНЦИЯ И ПРИЧИННОСТЬ     Безусловная достоверность математики коренится в априорных формах чувственности – пространстве

Слайд 17ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ
Отсюда - ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ

по Канту:
1)совершенное знание (математика) имеет

априорный, т.е. внеэмпирический, внеопытный характер;
2)эмпирическое знание (естествознание) имеет апостериорный характер, т.е. вытекающий из опыта.
На это деление накладывается деление знания на АНАЛИТИЧЕСКОЕ (объясняющее) и СИНТЕТИЧЕСКОЕ (приращивающее).

ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ     Отсюда - ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ по Канту:     1)совершенное

Слайд 18ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ
Отсюда, высшее, совершенное

знание (ГЕОМЕТРИЯ и МАТЕМАТИКА) есть знание СИНТЕТИЧЕСКОЕ АПРИОРНОЕ.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – есть знание АНАЛИТИЧЕСКИ-АПРИОРНОЕ.
А ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, по Канту, есть знание СИНТЕТИЧЕСКИ-АПОСТЕРИОРНОЕ (т.е. приращивающее -послеопытное).

ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ      Отсюда, высшее, совершенное знание (ГЕОМЕТРИЯ и МАТЕМАТИКА) есть знание СИНТЕТИЧЕСКОЕ

Слайд 19СВОБОДА – «ВЕЩЬ-В-СЕБЕ»
Так и идеи

Бога, бессмертия и свободы не могут быть почерпнуты из опыта,

- это АПРИОРНЫЕ ИДЕИ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА, т.е. нравственного сознания человека.
Так, свобода недоказуема эмпирическими исследованиями. Свобода есть «вещь-в-себе», «трансцендентальный предикат» причинности существа, принадлежащего к чувственно воспринимаемому опыту.

СВОБОДА – «ВЕЩЬ-В-СЕБЕ»     Так и идеи Бога, бессмертия и свободы не могут быть

Слайд 20 ТЕРМИН ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ -
(выходящий за пределы), по Канту,

имеет ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ значение – всё то, что относится к априорным

формам возможного опыта – это ФОРМАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЗНАНИЯ.
Так, априорные формы разума (метафизики) – это идеи целостности, единства явлений.

ТЕРМИН ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ -  (выходящий за пределы), по Канту, имеет ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ значение – всё то, что

Слайд 21 3. И.Кант о свободе, этике и правах человека.

Кант не оспаривает веры, он ставит под

вопрос лишь претензии метафизики на ЗНАНИЕ того, что Бог и личное бессмертие БЕЗУСЛОВНО СУЩЕСТВУЮТ.
Т.о. неизбежные противоречия рождаются в уме, поскольку понятия абсолютного, всеобщего, бесконечного, приложимые лишь к миру «вещей-в-себе» (тезис), применятся к миру эмпирии, опыта, где наличествуют только конечные вещи (антитезис).

3. И.Кант о свободе, этике и правах человека.     Кант не оспаривает веры,

Слайд 22АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
Отсюда четыре АНТИНОМИИ ЧИСТОГО

РАЗУМА И.Канта:
1) мир имеет

начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве;
2) всякая сложная субстанция состоит из простых частей – ни одна вещь не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого;
3) причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений; существует свободная причинность – нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы;
4) к миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина – нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА    Отсюда четыре АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА И.Канта:     1)

Слайд 23КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
Основа НРАВСТВЕННОСТИ, по Канту

– это наше сознание ДОЛГА.
Чувство долга

есть свойство человеческого РАЗУМА. Разум создаёт два рода правил для поведения человека: одни из этих правил УСЛОВНЫ, другие – БЕЗУСЛОВНЫ. Условные веления не могут быть основой нравственности.
Нравственные требования должны иметь АБСОЛЮТНЫЙ ХАРАКТЕР БЕЗУСЛОВНОГО ВЕЛЕНИЯ (=КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ).

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ     Основа НРАВСТВЕННОСТИ, по Канту – это наше сознание ДОЛГА.

Слайд 24МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Имея абсолютное значение, долг

не может быть только СРЕДСТВОМ для чего-то другого, но является

ЦЕЛЬЮ само по себе. Такой целью является СВОБОДНАЯ и РАЗУМНАЯ ВОЛЯ: «ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОБОДНЫМ И РАЗУМНЫМ, - таков моральный закон.
Идеал нравственности – республика свободных и разумных человеческих личностей.
«Свободный тот, - писал Кант, - кто хочет сделать и всё вокруг себя свободным».

МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН     Имея абсолютное значение, долг не может быть только СРЕДСТВОМ для чего-то

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика