Слайд 2Ценовая эластичность спроса – показывает степень количественного изменения величины
спроса под влиянием изменения цены, дохода.
(относительное изменение объема спроса
под влиянием изменения цены на 1 %)
Слайд 5Виды ценовой эластичности спроса:
Эластичный спрос (E Pd > 1): при
изменении цены на 1 % спрос изменяется более чем на
1 %
Неэластичный спрос (E Pd <1): при изменении цены на 1 % спрос изменяется менее чем на 1 %
Единичная эластичность спроса (E Pd =1): при изменении цены на 1 % спрос изменяется ровно на 1 %
Совершенно эластичный спрос (E Pd =∞): цена постоянна – величина спроса либо
до бесконечности, либо до О
Совершенно неэластичный спрос (E Pd =0): цена меняется – спрос постоянен.
Слайд 6Эластичный спрос (Еpd>1)
Эластичный спрос (E Pd > 1): при
изменении цены на 1 % спрос изменяется более чем на
1 %
Слайд 7Неэластичный спрос (Еpd
цены на 1 % спрос изменяется менее чем на 1
%
Слайд 8Единичная эластичность (Еpd=1)
Единичная эластичность спроса (E Pd =1): при
изменении цены на 1 % спрос изменяется ровно на 1
%
Слайд 9Абсолютно эластичный спрос (Еpd =>∞)
Совершенно эластичный спрос (E Pd
=∞): цена постоянна – величина спроса либо до
бесконечности, либо падает до О
Слайд 10Абсолютно неэластичный спрос (Еpd=0)
Совершенно неэластичный спрос (E Pd =0):
при любом изменении цены спрос не меняется
Слайд 11
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
наличие
товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и
ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на даннный товар
Приведите примеры
Благо « молочные продукты»
Мыло
Слайд 12значимость товара.
Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на
товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен
Приведите примеры
Слайд 13размеры дохода покупателей
( цены могут не меняться, изменяется платежеспособность)
чем дороже
товар, тем эластичнее спрос на него
Слайд 14качество товара-
чем выше качество, тем менее эластичен спрос
Почему?
Слайд 15временной параметр
на коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем за
длинные периоды времени
Пример?
Слайд 16Проанализируйте, как изменится объем спроса на туристические путевки в Турцию
(товар имеет большое число заменителей) при повышении цены на них
с Р1=150 долл. за путевку до Р2=200 долл., в одной из турфирм города, если объем спроса на путевки упал с Q1=40 шт. в день до Q2=20 шт. в день. Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по цене и определите ее тип, постройте график ценовой эластичности спроса на турпутевки
Слайд 17Рассчитаем коэффициент эластичности спроса на путевки по формуле:
Таким образом, при
повышении цены на турпутевки на 1% объем спроса сократился на
2,3%, т.е. объем спроса на турпутевки сократился в большей степени, чем повысилась цена, значит, мы имеем дело с эластичным спросом.
Слайд 18Задача 2.При повышении цены на яблоки с 65 до 90
руб. за 1 кг в магазине объём спроса на него
сократился с 30 до 18 кг. Определите тип эластичности спроса на яблоки.
Решение:
Слайд 191. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.
Р1 = 65 руб.,
Р2 = 90 руб.
Q1 = 30 кг, Q2 = 18
кг.
ED = Q2 – Q1 х P1 + P2
P2 – P1 Q1 + Q2
ED = 18 – 30 х 65 + 90 = –1,55%
90 – 65 30 + 18
|ED| = 1,55% > 1% – объём спроса сократился в большей степени (на 1,55%), чем выросла цена (на 1%), поэтому яблоки – товар эластичного спроса.
Слайд 20Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на яблоки
с 65 до 90 руб. за кг.
Рассчитаем выручку при первоначальной
цене 65 руб.
TR1 = P1 x Q1
TR1 = 65 х 30 = 1950 руб.
Рассчитаем выручку продавца по новой цене 90 руб.
TR2 = P2 x Q2
TR2 = 90 х 18 = 1620 руб.
Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.
∆TR = TR2 – TR1
∆TR = 1620 – 1950 = –330 руб.
Ответ. Так как на яблоки |ED| > 1%, спрос эластичен, то есть он чутко реагирует на изменение цены. При повышении цены на яблоки объём спроса сократился в большей степени, чем увеличилась цена. Поэтому выручка продавца сократилась на 330 руб.
Слайд 21
Д/з: решите задачи
При повышении цены на зонты с 500 до
1000 руб. за 1 зонт в магазине объём спроса на
них сократился с 80 до 40 шт. Определите тип эластичности спроса, изменение общей выручки продавца.
При повышении цены на йогурты с 15 до 25 руб. за 1 шт. в магазине объём предложения на них увеличился с 100 до 110 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.