Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского
края
Экологический проект
Выполнила ученица 9 В класса
Бабичева Анна
Руководитель:
учитель физики
Газимагомедова Кистаман Аликадиевна
2011 год
ФИЗИЧЕСКАЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Слайд 2Цель проекта
Формирование экологического мировоззрения
Воспитать чувство любви к природе и бережного
отношения к ней
Изучить степень влияния автомобильного транспорта на атмосферный воздух
посёлка Рыздвяного
Слайд 3Задачи проекта
Выявить основные загрязняющие вещества от автомобильного транспорта
Рассмотреть специфику
влияния автомобильного транспорта на окружающую среду
Проанализировать уровень загрязнения атмосферного воздуха
в посёлке Рыздвяном
Слайд 4Актуальность проекта
Актуальность данной темы обусловлена
возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на
качество городской среды и здоровье населения.
Изучение негативных последствий развития транспорта позволяет определить два пути воздействия автомобильного транспорта на природную среду с учетом его недостаточно высокого уровня эколого-технологического совершенства.
Во-первых, автотранспорт потребляет значительное количество природных материалов и сырья и, прежде всего, не возобновляемых и дефицитных энергоносителей, таких, например, как нефть, а во-вторых – загрязняет окружающую среду.
Слайд 6Район исследований
Участок дороги (≈1 км) по улице
Южной поселка Рыздвяный Изобильненского района Ставропольского края, соседствующий со школьным
двором МОУ «СОШ №11».
Улица Южная является центральной улицей поселка. На ней находятся центральный рынок поселка, кафе «Рыздво» и кафе «Женева», Ставропольское управление подземного хранения газа (СУПХГ), управление технологического транспорта и специальной
техники с гаражом (УТТиСТ), 3 частных продуктовых магазина, жилые дома (многоквартирные и частные), общежитие ПХГ. Вдоль дороги идут аллеи из лип, ясеня, акации, каштана, можжевельника. К улице примыкают сквер из берёз и школьный сад.
Слайд 7Методика исследования
В проекте использовались известные методики,
применяемые для школьного экологического мониторинга:
методика учета движения автотранспорта и расчетная
оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;
методика учета представителей почвенной фауны и определение влияния на неё близости автотрассы;
методика физического анализа воздуха;
методика определения степени загрязнения воздуха по линии шкалы. Результаты исследования обрабатывались в виде таблиц, схем, диаграмм.
Слайд 8Сроки выполнения
Над проектом работала ученица 9 В класса
Бабичева Анна. Помогали учащиеся 9 В и 11 Б классов.
Подготовительный этап проходил с мая 2011 по август 2011 года. Время сбора материала и его обработки сентябрь-октябрь 2011 года. Мы благодарим за помощь в реализации проекта химическую лабораторию при ЛПУМГе отделы по технике безопасности УТТиСТ и ЛПУМГа.
Слайд 9Физическое загрязнение атмосферы
Слайд 10Определение запылённости воздуха с помощью липкой ленты
Слайд 11Определение запылённости воздуха с помощью фильтра
Слайд 12Определение качественного состава воздуха
После дождя мы собрали воду
из лужи на дороге и профильтровали её. Фильтр высушили на
воздухе. Высушенный осадок прямо на фильтре испытали каплей соляной кислоты.
Произошла реакция – легкое вспенивание. Это говорит о том, что на осадке присутствует известковая пыль.
Слайд 13Определение уровня шума и звукоизолирующих свойств зелёных насаждений
Диаграмма 1: Распространение
шума в пространстве в дБ.
Вывод: Воздействие шума от транспортных средств,
движущихся по дороге, является одним из сильных видов
воздействия на окружающую среду. Воздействие шума
высокой интенсивности отрицательно сказывается на
состоянии здоровья людей, их работоспособности. При
помощи зеленых насаждений можно уменьшить уровень
шума.
Слайд 14Определение влажности воздуха с помощью психрометра
Мы сделали несколько
измерений:
август– 48%
сентябрь– 56%
октябрь - 61%.
Вывод: Влажность воздуха в сентябре и октябре в пределах нормы. В августе влажность воздуха была самой низкой. Это связано с высокой температурой.
Слайд 15Определение уровня радиоактивности
Слайд 16Химическое загрязнение атмосферы
Слайд 17Анализ состава атмосферных осадков на кислотность
Мы собрали воду во
время дождя и профильтровали её. В профильтрованную воду опустили бумажный
индикатор.
Слайд 18Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта
Диаграмма 2:
Интенсивность движения автотранспорта на
исследуемом участке
Вывод: Возросло количество автомобилей на
выбранном нами участке, а также увеличился
их общий путь (в км), который эти машины
прошли. Следовательно, увеличилось и
количество вредных газов от них,
выброшенных в атмосферу.
Слайд 19Количество вредных веществ в литрах
Вывод: Таким образом, полученные результаты позволяют
сделать вывод о том, что вопрос изучения воздействия транспортных средств
на участок экосистемы и здоровье проживающих людей очень актуален.
Диаграмма 3: Количество вредных веществ выброшенных
в атмосферу
Слайд 20Биомониторинг окружающего воздуха и почвы
Мы провели осмотр участка улицы
Южной в радиусе 500 м на наличие лишайников.
Вывод: по видовому
составу и встречаемости лишайников мы можем судить о степени загрязнения воздуха. Чем сильнее загрязнён воздух на исследуемой территории, тем меньше встречается в нём видов лишайников, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев. Можно сделать вывод о том, что изучаемая территория относится к зоне сильного загрязнения.
Слайд 21Изучение влияния близости автодороги на представителей почвенной фауны
Слайд 22Учёт заболеваемости детей
Вывод: В среднем автомобили выбрасывают в атмосферу 160
тонн выхлопных
газов. Тяжёлые
металлы в этих газах являются токсичными. Из 12
распространённых и вредных для здоровья человека тяжёлых металлов
автотранспорт выделяет в воздух пять: свинец, кадмий, ванадий, бериллий,
хром. Больше всего детей, которые учатся в нашей школе с нарушением
зрения. Это может быть вызвано и загрязнённостью атмосферы, одной из
причин которого является автомобильный транспорт.
Слайд 23Оценка результатов проекта
Полученные результаты позволяют
сделать вывод о том, что вопрос изучения воздействия транспортных средств
на здоровье людей актуален. Локальный мониторинг состояния почвенной фауны, лишайникового ценоза, наблюдение за динамикой движения автотранспорта и количества выбросов вредных веществ в атмосферу заставляют задуматься о растущих нагрузках на экосистему, которые могут привести к нарушению экологического равновесия в ней.
Слайд 24Вывод
Экологического состояние воздуха в посёлке Рыздвяном
находится в пределах нормы. Есть некоторые изменения в состоянии лишайников
и листве деревьев.
Слайд 25Пути решения экологической проблемы
Усовершенствовать разветвленную систему зеленных насаждений, которые смягчат
климат
Продолжить вести мониторинг в решении проблемы загрязнения данного участка
Проведение измерений,
связанных с охраной окружающей среды
Обработка и анализ полученной информации, создание и ведение баз данных об источниках воздействия и состояния окружающей среды
Мероприятия по снижению факторов физического воздействия и поддержание нормативно-методической базы природоохранительной деятельности
Результаты исследования сделать доступными каждому, т.е. выступать на классных часах, родительских собраниях, выпустить специальный номер школьной газеты
Переходить на более экологически чистый вид топлива
Слайд 26Список литературы
Высоцкая М.В.Биология и экология 10-11 классы. Издательство «Учитель», г.
Волгоград,2008 год;
Журнал «Биология в школе» №4 (2005 г), №7 (2007
г)
Журнал «Первое сентября. Физика» №12 (2007г)
Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. Г.Вологда, 2000 год
Стандарт организации «Положение о производственном экологическом контроле». Российская академия естественных наук, 2008 год