Слайд 1Использование интеграции предметов биологии и географии при изучении темы «Природные
зоны мира»
Слайд 2Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе.
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой
нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы
Слайд 3Самая эффективная форма реализации межпредметных связей –интеграция.
Специфика интегрированных
уроков состоит в том:
проводятся совместно с учителями двух или
нескольких смежных предметов,
чаще всего проводятся с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме,
предусматривает смену видов деятельности учащихся,
специфична оценка деятельности учащегося.
Слайд 4Роль интеграции в совершенствовании учебного процесса
Интегрированное обучение создает:
новые условия
деятельности учителей и учащихся и представляет собой модель активации мыслительной
деятельности.
позволяет качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества
Слайд 5География обладает широким диапазоном межпредметных связей.
Многие географические понятия
не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний
по биологии, физики, математики.
Формирования почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии.
Слайд 6Интегрированный
урок –практикум по теме
« Влияние абиотических факторов среды
на формирование растительного сообщества в природных зонах мира»
Слайд 7Цель урока
формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи
компонентов природы
расширить и конкретизировать знания по биологии
развитие у учащихся
познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности
Слайд 8Ключевые понятия используемые на уроке
“Все элементы мироздания гармонично связаны между
собой”
Цицерон
Закон широтной зональности, растительное
сообщество, абиотические и биотические факторы среды, приспособленность организмов к условиям среды, природный комплекс, природная зона.
Слайд 9Компоненты природного комплекса
Вопросы к заданию.
Перечислите компоненты природного комплекса.
Что объединяет
все эти компоненты в природный комплекс?
Приведите примеры взаимодействия двух или
нескольких компонентов природы.
Слайд 10Взаимосвязь климата и растительности
125
8
500
Осадки мм
Ср.Т июля
Испаряемость.мм
Почвы
450
16
750
19
660
570
750
550
350
1100
22
22
Слайд 11
Низкие Т - мало осадков -избыточная увлажненность -короткий вегетационный
период-
Высокие Т- длинный световой период-мало осадков -скудное увлажнение- сезонная вегетация
Высокие
Т- большая затенненность –избыточное увлажнение- круглогодичная вегетация
Влияние климатических условий
на приспособленность
растений
(причинно –следственные связи)
Слайд 12Практикум
1 группа «Географы»
Используя карты ,определите географическое положение природной зоны
Определите:
средние годовые и средние летние и зимние температуры природной зоны.
количество
осадков
Объясните, как данные климатические условия будут влиять на другие компоненты природы
Инструкция для работы в группах:
Изучить карточки с заданиями.
Решить в группе, кто на какой вопрос отвечает, распределить задания:
Подобрать материал ( главные источники знаний – учебник стр66-71, атласы, гербарные или комнатные растения, картинки или фото животных)
Каждый учение отвечает по своему вопросу, предварительно записав ответ в тетради.
После выступления всех членов группы главный ответственный объясняет причинно- следственные связи по данному вопросу.
Группа 2. «Биологи»
Изучить многообразие видового состава флоры и фауны исследуемой природной зоны.
Оформить схемы пищевой цепи территории.
Сделать выводы о приспособленности к условиям жизни растений и животных.
Определите, насколько благоприятны природные условия этой зоны для проживания человека
Слайд 13Природные зоны и характер человека?
Чувство дали и шири
Замкнутость
Коллективизм
Стремительность
Легкость на подъем
Склонность
к одиночеству
Самопожертвование
Предусмотрительность