Слайд 1Геометрические иллюзии, или всегда ли мы видим то, что видим
Выполнила:
ученица 7 класса Грицай Алёна Игоревна
Научный руководитель: учитель математики
БОУ «Гимназия
№117»
Петрова Валентина Александровна
Слайд 2Зрительные иллюзии можно объяснить
с помощью законов геометрии.
Гипотеза
Слайд 3 Цель работы: иногда мы видим то, чего не может быть
или не то, что нам показывают. Объяснить причины возникновения зрительных
иллюзий.
Слайд 4Узнать, что понимается под «иллюзиями»?
Выяснить причины появления иллюзий.
Выяснить, как
происходит восприятие окружающего мира человеком.
Провести исследование, показывающее ограниченность способностей наших
глаз.
Провести опыты, связанные со зрительными иллюзиями, и объяснить их с точки зрения геометрии.
Найти примеры использования оптических иллюзий.
Сравнить восприятие иллюзий взрослыми и детьми.
Задачи:
Слайд 5Передача информации с сетчатки глаза в головной
Слайд 6Во-первых, изображение на сетчатке перевёрнуто.
Во-вторых, из-за несовершенства оптических свойств глаз,
картинка на сетчатке размазана.
В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при
рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике.
В-четвёртых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а значит, что изображение через каждых 5-6 секунд перестаёт попадать на сетчатку глаза.
В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Зрительные иллюзии – это ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью процессов коррекции зрительного образа, попросту говоря обман нашего мозга.
Слайд 8 Иллюзии глазами детей и взрослых
Вывод: дети обладают
большей способностью точнее определять на глаз горизонтальные расстояния, чем взрослые.
Слайд 9Восприятие фигуры и фона
Вывод: у взрослых воображение развито слабее, чем
у детей.
Слайд 10 «Невозможная»
лестница Пенроуза
На восприятие взрослых сформированные повседневным опытом стереотипы
влияют в большей мере, чем на детей.
Слайд 11 Применение иллюзорных картин
В конкурсах, играх, загадках
Для развития внимательности, абстрактного
мышления
Для тренировки зрения
На уроках для разнообразия
В работе психолога
Слайд 13Выводы:
◄Иллюзии – результат работы зрительной системы, некий тест. Очень часто
люди видят то, что они хотят увидеть.
◄Наше зрение несовершенно
и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Но тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности.
Слайд 14◄Мы заметили, что при проверке иллюзии быстро обнаруживаются, но не
устраняются. Они могут приводить к ошибкам, иногда представляют опасность. И
с ними необходимо считаться.
◄Ошибки, возникающие в результате зрительных иллюзий, могут быть очень большими. Проведённый анализ учит нас, что нельзя ограничиваться оценкой на глаз. Нужно измерять, измерять и измерять.
◄Глаз любого человека видит мир одинаково, но восприятие увиденного – это процесс мышления человека. Поэтому каждый человек воспринимает мир по-своему. Но образное мышление, воображение можно развивать. И можно, используя в учебном процессе иллюзорные картины, способствовать этому развитию. Это обогатит ребенка и даст возможность увидеть всю многогранность окружающего нас мира. Также это разнообразит досуг, как ребенка, так и взрослого.
◄Так как на восприятие взрослых сформированные повседневным опытом стереотипы влияют очень сильно, то предположительно ожидать разное видение одного и того же взрослыми и детьми. И это надо учитывать в учебном процессе.