Разделы презентаций


Расстояние между скрещивающимися прямыми

Содержание

Цели: Систематизация и обобщение приемов работы с пространственными объектами: прямыми , плоскостями и теламиЗнакомство с новым понятием: расстояние между скрещивающимися прямымиУсвоение и отработка общих приемов определения расстояний между скрещивающимися прямыми

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Семинар-практикум
Расстояние между скрещивающимися прямыми
Зубарева Т.В.,
учитель математики
Темниковской СОШ №1

Семинар-практикумРасстояние между скрещивающимися прямымиЗубарева Т.В., учитель математикиТемниковской СОШ №1

Слайд 2Цели:
Систематизация и обобщение приемов работы с пространственными объектами: прямыми

, плоскостями и телами
Знакомство с новым понятием: расстояние между скрещивающимися

прямыми
Усвоение и отработка общих приемов определения расстояний между скрещивающимися прямыми


Цели: Систематизация и обобщение приемов работы с пространственными объектами: прямыми , плоскостями и теламиЗнакомство с новым понятием:

Слайд 3Задачи:
Устная работа по актуализация необходимых известных приемов работы с

пространственными объектами: прямыми и плоскостями
Определение нового понятия: расстояние между скрещивающимися

прямыми
Решение типовых задач на определение расстояний между скрещивающимися прямыми
Решение проблемной задачи на обобщение приема нахождения расстояния между скрещивающимися прямыми


Задачи: Устная работа по актуализация необходимых известных приемов работы с пространственными объектами: прямыми и плоскостямиОпределение нового понятия:

Слайд 4Средства:
Модели пространственных фигур, чертежи к задачам
Теорема Фалеса и теорема

о трех перпендикулярах
Приемы стерео и планиметрических построений
Типовые и проблемные

задачи
Компьютер с мультимедийным проектором


Средства: Модели пространственных фигур, чертежи к задачамТеорема Фалеса и теорема о трех перпендикулярах Приемы стерео и планиметрических

Слайд 5План:
Первый урок:
Актуализация: выполнение устных заданий, доказательство теоремы, решение

задачи
Определение и усвоение нового понятия
Второй урок . Решение

типовых задач на усвоение и отработку нового понятия
Третий урок. Проблемная задача на обобщение приема нахождения расстояния между двумя скрещивающимися прямыми

План: Первый урок: Актуализация: выполнение устных заданий, доказательство теоремы, решение задачи Определение и усвоение нового понятия Второй

Слайд 6Первый урок
Подготовительные устные задачи


M
K
L
N
Параллельны ли прямая B1K и плоскость DD1C1C?
Параллельны

ли прямые C1D и B1K?
Параллельны ли прямая AC и плоскость

A1B1C1D1?
Параллельны ли прямая AL и плоскость A1B1C1D1?



Первый урокПодготовительные устные задачиMKLNПараллельны ли прямая B1K и плоскость DD1C1C?Параллельны ли прямые C1D и B1K?Параллельны ли прямая

Слайд 7



Первый урок
Подготовительные устные задачи

M
K
L
N
Установите все пары: прямая и параллельная ей

плоскость


Первый урокПодготовительные устные задачиMKLNУстановите все пары: прямая и параллельная ей плоскость

Слайд 8
Первый урок
Подготовительные устные задачи

M
K
L
N
Как определяется расстояние между прямой и параллельной

ей плоскостью?

Найдите расстояние между прямой MN и плоскостью AA1D1D
Найдите расстояние

между прямой MN и плоскостью DD1C1C

Найдите расстояние между прямой B1K и плоскостью DD1C1C

Первый урокПодготовительные устные задачиMKLNКак определяется расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью?Найдите расстояние между прямой MN и

Слайд 9Первый урок
Постановка проблемы


K
L
Как можно определить расстояние между скрещивающимися прямыми ?
K1
L1

Найдите

расстояние между прямыми:
A1B и C1D,
A1B и DK ,
A1B

и DL.
Первый урокПостановка проблемыKLКак можно определить расстояние между скрещивающимися прямыми ?K1L1Найдите расстояние между прямыми: A1B и C1D, A1B

Слайд 10
Первый урок
Какие следствия можно сформулировать?

K
L
Отрезок с концами на двух скрещивающихся

прямых одновременно перпендикулярный им и есть расстояние между этими прямыми
K1
L1

Этот

отрезок равен расстоянию от одной из скрещивающихся прямых до параллельной ей плоскости в которой лежит другая прямая
Первый урокКакие следствия можно сформулировать?KLОтрезок с концами на двух скрещивающихся прямых одновременно перпендикулярный им и есть расстояние

Слайд 11Первый урок
Теорема

O
Диагональ куба перпендикулярна каждой диагонали грани куба, скрещивающейся с

ней
Доказательство: AC⊥BB1D1D, отсюда AC ⊥ любой прямой плоскости BB1D1D

Первый урокТеоремаOДиагональ куба перпендикулярна каждой диагонали грани куба, скрещивающейся с нейДоказательство: AC⊥BB1D1D, отсюда AC ⊥ любой прямой

Слайд 12
Первый урок
Следствие теоремы. Задача.

O
M
Рассмотрим треугольники BB1D и OMD. Из их

подобия следует OM/BB1=OD/B1D
OM=BB1⋅OD/B1D=a/√6
Найдите расстояние между скрещивающимися диагональю куба и диагональю

его грани.

Решение. Треугольник BB1D перпендикулярен AC. Отрезок OM ⊥ B1D, будет перпендикулярен и AC . OM - расстояние между AC и B1D.

Первый урокСледствие теоремы. Задача.OMРассмотрим треугольники BB1D и OMD. Из их подобия следует OM/BB1=OD/B1DOM=BB1⋅OD/B1D=a/√6Найдите расстояние между скрещивающимися диагональю

Слайд 13

Второй урок
Обобщение.Три типовых случая определения расстояния между скрещивающимися прямыми
Общий перпендикуляр

к обеим прямым (единственный!)

Перпендикуляр от одной из прямых до параллельной

плоскости, в которой расположена другая прямая, конец которого не обязательно лежит на прямой!

Перпендикуляр между параллельными плоскостями в которых лежат скрещивающиеся прямые, концы которого не обязательно лежат на прямых!

Второй урокОбобщение.Три типовых случая определения расстояния между скрещивающимися прямымиОбщий перпендикуляр к обеим прямым (единственный!)Перпендикуляр от одной из

Слайд 14

Второй урок
Проблема: Как найти плоскость с одной прямой, параллельную другой

скрещивающейся прямой ?
Достаточно провести через одну из скрещивающихся прямых прямую

линию, параллельную другой скрещивающейся


Заметим, что отрезок соединяющий точки пересечения пар параллельных прямых не равен расстоянию между скрещивающимися прямыми!

Второй урокПроблема: Как найти плоскость с одной прямой, параллельную другой скрещивающейся прямой ?Достаточно провести через одну из

Слайд 15Второй урок
Типовые задачи
Чаще других возникают задачи с перпендикулярными скрещивающимися прямыми.


К этому типу относится уже рассмотренная задача о расстоянии между

диагональю куба и скрещивающейся диагональю его грани.

Стандартный прием решения этих задач заключается в проведении плоскости, в которой лежит одна прямая, перпендикулярно другой скрещивающейся прямой


Второй урокТиповые задачиЧаще других возникают задачи с перпендикулярными скрещивающимися прямыми. К этому типу относится уже рассмотренная задача

Слайд 16
Второй урок
Решение задач
Дан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите

расстояние между прямыми AD и D1 M, где M –

середина ребра DC

Плоскость грани DD1C1C перпендикулярна ребру AD. Из точки D опустим перпендикуляр DK на D1 M. Треугольники DD1M и DKM подобны с коэффициентом подобия 1/2. DK=D1M/2=a⋅√5/2



M

K

Второй урокРешение задачДан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите расстояние между прямыми AD и D1 M,

Слайд 17
Второй урок
Решение задач
Дан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите

расстояние между прямыми BD и O1 M, где M –

середина AO, O и O1 – центры граней ABCD и A1B1C1D1, соответственно

Диагональная плоскость AA1C1C перпендикулярна прямой BD. Из точки O опустим перпендикуляр OK на O1 M. Треугольники OO1M и OKM подобны. OK=OO1⋅OM/O1M =a/3 (по теореме Пифагора O1M=3/2√2, OM=1/2√2)



O1

K

M

O

Второй урокРешение задачДан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите расстояние между прямыми BD и O1 M,

Слайд 18

Второй урок
Прием параллельных плоскостей
Дан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a.

Найдите расстояние между скрещивающимися диагоналями AC и A1 B смежных

граней ABCD и AA1B1B

Проведем диагональ D1C||A1B, получим треугольник AD1C||A1B, проведем диагональ A1C1||AC, получим треугольник A1BC1||AC


O1

K

M

O


M

N

Плоскости треугольников AD1C и A1BC1 параллельны и перпендикулярны плоскости BB1D1D


Второй урокПрием параллельных плоскостейДан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите расстояние между скрещивающимися диагоналями AC и

Слайд 19


Второй урок
Прием параллельных плоскостей

O1
K
M
O

M
N
Рассмотрим сечение куба плоскостью BB1D1D. Искомое расстояние

MN по теореме Фалеса равно 1/3 диагонали B1D: MN=a/√3



M
N
B
B1
D1
D
O1
O
Замечание. Перпендикулярность

B1D к B1O и OD1 следует из доказанной теоремы на первом уроке.
Второй урокПрием параллельных плоскостейO1KMOMNРассмотрим сечение куба плоскостью BB1D1D. Искомое расстояние MN по теореме Фалеса равно 1/3 диагонали

Слайд 20

Третий урок
Обобщение приемов определения расстояний между скрещивающимися прямым
Проблема. Даже

в случае, если определены параллельные плоскости, в которых лежат прямые,

часто трудно найти расстояние между ними –необходимо еще провести третью перпендикулярную плоскость



Для решения проблемы достаточно провести эту плоскость перпендикулярно к одной из прямых!

Третий урокОбобщение приемов определения расстояний между скрещивающимися прямым Проблема. Даже в случае, если определены параллельные плоскости, в

Слайд 21

Третий урок
Задача на обобщение приема

Проведем через точку A прямую

параллельную BM. Из точки B опустим на неё перпендикуляр BK.
A
B
C
M
D
K
N

По

теореме о трех перпендикулярах DK ⊥ AK и треугольник DBK ⊥ треугольнику ADK , в которой лежит прямая AD.

Прямая BM находится на расстоянии BN от плоскости ADK, равном длине перпендикуляра BN к DK!

Третий урокЗадача на обобщение приема Проведем через точку A прямую параллельную BM. Из точки B опустим на

Слайд 22

Третий урок
Задача на обобщение приема

A
B
C
M
D
K
N

Вычислим длину отрезка BN через

площадь DBK и длину DK.
SDBK =a2/4, DK=√5∙a/2, BN=2⋅ SDBK

/DK BN=a/ √5
Третий урокЗадача на обобщение приема ABCMDKNВычислим длину отрезка BN через площадь DBK и длину DK. SDBK =a2/4,

Слайд 23
Третий урок
Рефлексия. Осмысление обобщенного приема
Рассмотренный способ последней задачи носит

обобщенный характер.
Если не проходят более элементарные приемы, то последний способ

часто оказывается решающим.

A

B

M

D

Идея этого приема связана с двумя дополнительными объектами: а) плоскостью, в которой лежит одна из прямых. б) перпендикуляром к ней, через который проходит вторая прямая.

Запомните последнюю картинку!

Третий урокРефлексия. Осмысление обобщенного приема Рассмотренный способ последней задачи носит обобщенный характер.Если не проходят более элементарные приемы,

Слайд 24
Третий урок
Ориентировочная основа обобщенного приема
Первый этап: через точку A

прямой проводим прямую параллельно BM
A
B
M
D
Второй этап: из точки B опустим

перпендикуляр до пересечения с прямой AE

E

K

Третий этап: в прямоугольном треугольнике DBK опустим перпендикуляр BN на DK. Его длина и будет равна расстоянию между прямыми AD и BM


N

Третий урокОриентировочная основа обобщенного приема Первый этап: через точку A прямой проводим прямую параллельно BMABMDВторой этап: из

Слайд 25
Третий урок
Как найти точки на скрещивающихся прямых AD и BM,

ближайшие друг к другу?
Через точку N проводим прямую параллельно

BM до пересечения с прямой AD в точке L (в плоскости треугольника ADK).

A

B

M

D

E

K

Прямоугольный треугольник DBK переносим параллельно вдоль прямой на отрезок NL. Новые положения точек B и N будут ближайшими друг к другу точками прямых AD и BM


N

L

Третий урокКак найти точки на скрещивающихся прямых AD и BM, ближайшие друг к другу? Через точку N

Слайд 26

Третий урок
Задача на закрепление обобщеннного способа
В кубе с длиной ребра

a=5 на ребрах AD и D1C взяты точки K и

M, соответственно. Найдите расстояние между прямыми A1K и D1M, если AK=4 и DM=3.

M

K

E

H

N

Решение. Через точку E пересечения A1K c D1D проведем прямую || D1M. Из точки D1 на неё опустим перпендикуляр до пересечения в точке F. Высота D1N треугольника A1D1F и дает искомое расстояние.


F

Третий урокЗадача на закрепление обобщеннного способаВ кубе с длиной ребра a=5 на ребрах AD и D1C взяты

Слайд 27

Третий урок
Решение задачи на закрепление
M
K
E
H
N
Вычисления. D1H=DM⋅D1E/D1D=3⋅5/4=15/4. EH2=A1D12+D1F2=25⋅27/4. EH=45√3/2. SHD1E=225/8.

F
D1F=2⋅SHD1E/EH=5/√3.

A1F2=AD12+D1F2=25+25/3. A1F=10/√3. SA1D1F=25/(2√3). D1N=2⋅SH1D1F/A1F=25/10=5/2.
Оценка ответа на смысл. D1N=2,5

Проверим путем параллельного переноса D1N до пересечения с A1K.
Третий урокРешение задачи на закреплениеMKEHNВычисления. D1H=DM⋅D1E/D1D=3⋅5/4=15/4. EH2=A1D12+D1F2=25⋅27/4. EH=45√3/2. SHD1E=225/8. FD1F=2⋅SHD1E/EH=5/√3. A1F2=AD12+D1F2=25+25/3. A1F=10/√3. SA1D1F=25/(2√3). D1N=2⋅SH1D1F/A1F=25/10=5/2. Оценка ответа на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика