Слайд 1Открытый урок
по химии в 9 классе
Тема урока:
"Азот"
Подготовила Тюленева С.А.
учитель химии
-2010г-
Слайд 2Проблемно-поисковый метод урока
Цели урока:
Закрепить знания учащихся о строении атома и
молекулы азота;
Изучить физические и химические свойства вещества;
Развивать исторические познания в
области открытия химических элементов;
Раскрыть роль азота в жизни человека и растений, а также в промышленности;
Повышать заинтересованность учеников и активизировать имеющиеся у них знания.
Слайд 3?
Шотландский ученый Даниэль Резерфорд доказал, что в воздухе содержится газ,
не поддерживающий горение и дыхание, т.е. воздух, по его мнению,
пропитан флогистоном.
Как вы объясните этот факт?
Слайд 4План урока:
1. История открытия азота
2. Азот в природе. Физические свойства.
3.
Строение атома и молекулы.
4. Химические свойства.
5. Области применения азота.
6. Круговорот
азота в природе.
7. Синквэйн.
Слайд 5История открытия азота
?
Почему газ был назван азотом?
?
Когда был открыт азот?
? Кем был открыт азот?
?
Что означает слово «азот»?
Слайд 6Вывод
В 1772г. азот (под названием «испорченный воздух» описал Д. Резерфорд)
В
1777г. азот был получен Г.Кавендишем
Название «азот» предложено в 1787г.
А. Лавуазье
(от греч. а-отрицание и zoos-жизнь)
Слайд 7Азот в природе.
Физические свойства
?
Почему азот назвали
«безжизненным газом»?
?
Где встречается азот?
? Есть ли он в атмосфере?
? Есть ли
он в литосфере?
? Есть ли он в биосфере?
? Какими физическими свойствами обладает?
Слайд 8Азот в природе
В атмосфере – 78% по объему.
В литосфере –
в составе нитратов почвы.
В биосфере – в составе молекул белков.
Физические свойства
Азот – газ без цвета, запаха и вкуса, немного легче воздуха.
Не поддерживает горение и дыхание.
Малорастворим в воде и органических растворителях.
t кип= -196°C; t пл. -210° C
Слайд 9Строение атома и молекулы
?
Почему азот – довольно инертный газ?
?
Каково положение химического элемента в
Периодической системе?
? Какова электронная конфигурация атома?
? Каковы возможные степени окисления азота?
? Сколько химических связей может
образовывать атом азота?
? Какая химическая связь в атоме азота?
Слайд 10Строение молекулы азота
Молекулярная формула N2
Структурная формула N N
Связь
ковалентная неполярная
Слайд 11Химические свойства азота
?
С какими веществами реагирует азот?
? Каково отношение
азота к металлам?
? Каково отношение азота к водороду?
?
Каково отношение азота к кислороду?
? Какие свойства: окислительные или
восстановительные – проявляет азот?
Слайд 12Вывод
При взаимодействии с металлами и водородом азот является окислителем.
При взаимодействии
с кислородом азот является восстановителем.
Слайд 13Области применения азота
?
Назовите области применения азота на основании его свойств
?
Как используют низкую химическую активность азота?
? Какие из
реакций, характеризующих химические свойства азота, имеют промышленное значение?
? Для чего осуществляют промышленное
связывание атмосферного азота?
Слайд 14Области применения азота
Свободный азот применяют во многих отраслях промышленности: как
инертную среду в химических и металлургических процессах;
для заполнения свободного
пространства в ртутных термометрах;
жидкий азот применяют в холодильных установках;
большое количество азота идет на синтез аммиака, из которого получают азотную кислоту, минеральные удобрения (мочевину, сульфаты и фосфаты аммония).
Слайд 15Применение азота
Производство аммиака
Холодильные установки, производство удобрений,
в медицине, в
быту (нашатырный спирт)
Слайд 16Круговорот азота в природе
?
Как осуществляется круговорот азота?
? Как происходит
фиксация атмосферного азота?
? В каких соединениях встречается азот в
природе?
Слайд 18Химические процессы в природе
N2 + O2 2NO -
Q
2NO + O2 2NO2
4NO2 + O2 + 2H2O
= 4HNO3
2NO2 +H2O = HNO2 + HNO3
Слайд 19Азот – жизненно важный элемент
Основная часть молекулярного азота фиксируется биотическим
путем (клубеньковые бактерии бобовых растений, сине-зеленые водоросли и др.)
Азот в
виде аммиака и соединений аммония окисляется до нитратов и нитритов (хорошо растворимых в воде). Затем попадают в Мировой океан, разлагаются и азот выделяется в атмосферу.
Все основные части клеток тканей организма построены из белковых молекул, в состав которых входит азот.
Слайд 20Закрепление изученного материала
Заполните схему «Азот»
Синквэйн - это пятистрочное нерифмованное стихотворение,
которое требует синтеза информации в кратких выражениях
Название темы -
одно существительное.
Описание темы – два прилагательных.
Описание действия – три глагола.
Отношение к теме – четыре слова.
Суть темы – одно слово.
Слайд 21Синквэйн
Азот.
Бесцветный и жизненно важный
Не поддерживает горение и дыхание, инертный
Аммиак, азотная
кислота, минеральные удобрения
Азот – жизнь!
Домашнее задание: § 24, № 2