Слайд 1Формирующее оценивание
Приемы и возможности использования на уроках химии
Учитель химии высшей
квалификационной категории
ФОКИНА Е.Ф.
Слайд 2Словарь терминов
Валидность - Общее и свободное значение – свойство истинности,
правильности, соответствия реальности, надежность информации.
Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации
параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
ТАКСОНО́МИЯ -и; ж. [от греч. taxis - расположение по порядку и nomos - закон]
Теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (например, органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).
Слайд 3ОЦЕНИВАНИЕ
…Термин «оценивание» относится к любым формам деятельности учителя и учеников,
оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью
и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения
Блэк П., Уильям Д. (1998)
Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом
Assessment Reform Group (2002)
Слайд 4Ботанические аналогии
Если представить, что дети - цветы …
Summative assessment
растений – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить
и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений
Formative assessment - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост. (Министерство образования Новой Зеландии, 2009)
Слайд 5Формирующее оценивание
Процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и
их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики
уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом
Слайд 6Инструменты формирующего оценивания
Методика «Недельные отчёты»
Методика самостоятельного «Cоставление тестов»
«Опросники»
«Листы самооценивания»
Методика «Оценка
по результату»
«Критериальное оценивание»
«Ученический портфолио» и т. д.
Слайд 7Методика «Недельные отчёты»
1.Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы
остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам,
если бы я был учителем,
чтобы проверить, поняли ли они материал?
Слайд 8Составление тестов
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я
был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Слайд 19Основный оксид, кислота, соль, кислотный оксид, амфотерный оксид, основание
Слайд 22Критерии оценивания
1. Использованы все термины и понятия, входящие в
данный раздел (Один термин – 1балл)
2. Установлены взаимосвязи (Одна
взаимосвязь - 1балл)
3. Точно указана взаимосвязь, то есть стрелка подписана (Одно указание - 1 балл)
4. Иерархия (1 балл)
5. Указаны конкретные примеры (Один пример- 1 балл)
6. Указаны эксперименты (Один эксперимент -1 балл)
7. Горизонтальные взаимосвязи между терминами и понятиями (Одна взаимосвязь – 2 балла)
Слайд 23Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях
Слайд 24Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях
Слайд 25
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ – ЭТО ПЛАН ДЕЙСТВИЙ УЧЕНИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ
Формирует навыки:
самоанализа
самоконтроля
самокоррекции
самооценивания
Умения:
планировать получение знаний
самостоятельно применять знания
анализировать свои достижения и недостатки
планировать пути исправления ошибок
Снижает уровень тревожности, уменьшает действие ШФР на ученика
Слайд 26
ЛИСТ самооценивания для успешной подготовки к контрольной работе по теме
«Простые вещества»:
знать
Положение металлов и неметаллов в ПС
Строение атомов металлов
и неметаллов
Физические свойства простых веществ
Аллотропию и аллотропные модификации
Единицы измерения и обозначения количества вещества, молярной массы, молярного объема
Формулы для определения количества вещества по массе, объему и числу молекул.
•Значение молярного объема газообразных веществ при нормальных условиях
•Значение Числа Авогадро
уметь
Определять положение металлов и неметаллов в ПС химических элементов
Описывать и объяснять физические свойства простых веществ: металлов и неметаллов на конкретных примерах
Приводить примеры и сравнивать свойства аллотропных модификаций химических элементов кислорода и углерода
Записывать формулы простых веществ
Рассчитывать молярные массы веществ
Рассчитывать количество вещества по известной массе и объему
Рассчитывать число молекул по количеству, массе и объему вещества
Слайд 27Рефлексия педагога:
Работа требует активного участия учащихся
Благодаря соучастию в оценивании
ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания
Растёт
их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе
Слайд 28Критериальное оценивание
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных
достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем
участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Слайд 29КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ Естественно-Научного Цикла
Слайд 30РУБРИКАТОР- ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ; ПОДРОБНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ
ДОЛЖЕН
СОДЕРЖАТЬ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ УРОВНЕЙ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ИМ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
СОСТАВЛЯТЬСЯ ДЛЯ КАЖДОГО ВИДА ОЦЕНОЧНОЙ РАБОТЫ
ОПИСАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНО-ПОЗИТИВНЫМ
В РУБРИКАТОРЕ ДАЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕ УЧЕНИКУ, А ВЫПОЛНЕННОЙ ИМ РАБОТЕ
Помогает понять
аргументированность оценки,
определить пробелы в знаниях
Слайд 31рубрики
«Рубрика» для оценивания эссе
«Рубрика» для оценивания исследовательской работы
«Рубрика» для оценивания
убедительности речи
«Рубрика» для самооценки организации данных,
собранных в ходе выполнения проектных
и исследовательских работ
«Рубрика» оценки совместной деятельности
«Рубрика» оценки критического мышления
Слайд 33Для успешного начала внедрения формирующего оценивания
в образовательный процесс можно воспользоваться
следующими
советами
Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше
Создавайте среду, способствующую
партнёрству учителя и учеников
Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании
Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели
Вовлекайте учеников в партнёрское и самооценивание и давайте возможность проводить рефлексию своего учения
Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить
Слайд 35литература
1. Кравцова И.Л., Пинская М.А. Критериальное оценивание вхо-
дит в практику
отечественной школы // Народное образование.
2012. № 2. C. 163—168
1. Новикова
Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Ф.
Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы
образования. 2004. № 3.
2. Пинская М.А., Иванов А.В. Формирующий подход: критериальное оценивание в действии // Народное образование. 2010. № 5
C. 192—201
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе.
Учебное пособие. М.: Логос, 2010
Интернет-источники
1. Формирующее оценивание: интерактивные учебные ситуации:
https://sites.google.com/site/interaktivps/m-4-formiruusee-ocenivanie
2. Сеть творческих учителей. Формирующее оценивание на уроке:
http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=249627&tmpl=Thread&BoardId=
282525&ThreadId=447703&page=0