Слайд 1Презентация
к уроку химии
«Общие сведения о металлах»
Автор: Горбатюк Татьяна Петровна
Слайд 2Цель урока:
Обобщить и закрепить знания учащихся о металлах, способах их
получения;
Расширить знания о свойствах металлов;
Развивать практические навыки и умения в
работе с химическими веществами;
Воспитывать осознанное и бережное отношение к собственному здоровью.
Слайд 3Викторина о металлах
Металл батареек
Металл, поражающий нечистую силу
Денежный эквивалент
Металл, делающий стекло
хрусталем
Металл, придающий листьям зеленый цвет
Недостаток этого металла приводит к кариесу
Самый
тугоплавкий металл
Металлы, обладающие магнитными свойствами
Металл, придающий крови красный цвет
Расплавом этого металла можно заморозить воду
Раньше этот драгоценный металл выбрасывали в реку
Самый пластичный металл
Какие металлы плавятся в ладони?
Какой металл может болеть «чумой»?
Этот металл называют крылатым
Поверхность какого металла блестит не тускнея много лет?
Слайд 4Ключ к ответам:
Zn
Ag
Au
Pb
Mg
Ca
W
Fe
Fe
Hg
Pt
Au
Ga, Cs
Sn
Re
Al
Лот №1.
Во время похода А.Македонского в Индию офицеры страдали желудочно-кишечными заболеваниями не столь часто, как простые солдаты, хотя их еда и питье были одинаковыми, а вот посуда – разной. Почему?
Слайд 6Лот № 2
Какому поэту принадлежат эти строки: «…Торговали
мы булатом, чистым серебром
и златом…» ?
Слайд 7Лот № 3
Какие металлы в древности
обозначались такими символами:
а) ручное зеркало Венеры
б) щит и копье Марса
в) жезл Меркурия
г) трон Юпитера
д) коса Сатурна ?
Слайд 8Работаем в группах
Методический прием «Снежный ком»
Слайд 9Задания группы 1
В чем сходство электронного строения атомов металлов?
Как изменяются
металлические свойства элементов в группах и в периодах?
Какой тип химической
связи у металлов
Чем обусловлены общие физические свойства металлов: проведение тока и тепла, пластичность и ковкость?
Слайд 10Задания группы 2
В каком виде металлы встречаются в природе?
Важнейшие металлосодержащие
руды.
Самый распространенный металл в земной коре.
Какая из железных руд богаче
железом: магнетит(Fe3O4), гематит (Fe2O3) или лимонит(Fe2O3* Н2О)?
Слайд 11Задания группы 3
В каком ряду все металлы получают алюминотермическим способом:
а)Си,Na, Сr б)Sn, Cu, Fe в)Ni,
Cr, Zn
Написать реакцию получения металла восстановлением оксидом углерода(II).
Определить формулу гидрида, если в результате электролиза 8,96г расплава гидрида металла(II) выделилось на аноде 2,24 л водорода.
Каково практическое значение процесса электролиза?
Слайд 12Задания группы 4
Как химические свойства металлов связаны со строением их
атомов?
Составить уравнения реакций, которые происходят при взаимодействии металла и галогена;
металла и кислоты
В каком ряду все металлы вытесняют медь из раствора ее нитрата: а)Al, Zn, Na б)Fe, Hg, Sn в)Zn, Fe, Co
При сгорании двухвалентного металла массой 0,4г расходуется 0,16л кислорода. Определить металл.
Слайд 13Задания группы 5
Назвать сплавы металлов, их применение
С одинаковой ли скоростью
будет покрываться железо ржавчиной в пресной и морской воде? Почему?
Что
такое коррозия? Ее виды.
Даны пары металлов, опущенных в раствор соляной кислоты: а) Си и Fe б) Zn и Си в) Fe и Zn. Какой из металлов в каждой из групп будет разрушаться?
Слайд 14Лабораторное исследование
Пять сосудов, заполненных растворами 1.
Н2О
2. NaCl + NaOH 3. NaOH 4. NaCl 5. NaCl В каждом – железный гвоздь; в 4 сосуде –гвоздь с медной проволокой; в 5 сосуде –гвоздь с алюминиевой проволокой. Что наблюдаем? Выводы обосновать.
I уровень
1.
Закончить уравнения возможных реакций, указать окислитель и восстановитель а) Zn + HCl
б) Fe + CuSO4
в) Mg + Fe(OH)2
г) Pb + H2O д) Al + S
2. В какой массе магнитного железняка содержится 2 тонны железа, если руда содержит 10% примесей?
Слайд 16II уровень
С какими веществами взаимодействует магний: а)
раствор хлорида цинка
б) серная кислота в) кислород г) сера д) вода е) гидроксид меди (II). Написать уравнения реакций, указать окислитель и восстановитель.
На сплав алюминия и меди массой 20г подействовали соляной кислотой, при этом выделилось 16л газа. Рассчитать массовую долю (в %) каждого металла в сплаве.
Слайд 17III уровень
1.По схемам составить уравнения реакций:
0
+2 +2
0 +2 +3
а) Си ? Си б) Си ? Си в) Fe ? Fe
2. В избытке разбавленной серной кислоты растворили 10г сплава железа с углеродом. При этом выделилось 3,92л газа (н.у.). Определить массовую долю каждого компонента сплава ( в %).