Слайд 1Отгадай ребус
Ga At Li Os Ge
Es Ni (Ы)
Запишите русские названия символов элементов и из
первых букв узнаете ключевое слово нашей темы сегодняшнего урока
Слайд 2Урок на тему:
«Галогены, их нахождение в природе, свойства и
применение»
Слайд 3Обучающая : Дать общую характеристику галогенов, рассмотреть их свойства, нахождение
в природе и применение.
Развивающая : развитие познавательного интереса и
умений делать выводы;
Воспитательная : воспитывать у учащихся внимание, инициативу, воспитание культуры умственного труда.
Цели урока:
Слайд 4
«Для тех, кто мало знает и этого много,
а для тех, кто хочет знать много и этого мало»
Л.Зорина
Девиз урока:
Слайд 5 Галогены (от греч. halos - соль и genes - образующий)
- элементы главной подгруппы VII группы периодической системы: фтор, хлор,
бром, йод, астат. Все элементы данной подгруппы - ярко выраженные неметаллы. В свободном состоянии галогены образуют вещества, состоящие из двухатомных молекул F2, Cl2, Br2, I2.
Содержание в земной коре: фтор - 0,028%, хлор - 0,19%, бром - 0,0006%, йод - 0,000006%, астат - следы
Слайд 6АСТАТ
Этот элемент был предсказан
Д.И.Менделеевым под названием экайода и стал вторым (после технеция) синтезированным
элементом. Его синтез провели американские ученые Д.Корсон, К.Мак-Кензи и Э.Сегре (1940) по ядерной реакции:
Слайд 7фтор
Фтор – от греческого phthoros –
разрушение.
Фтор был открыт в 1866 году
французским химиком Анри
Муассаном.
В 1906 г. за выделение,
изучение фтора и его
соединений Анри Муассон был
удостоен Нобелевской премии.
Слайд 8ХЛОР
Хлор хвалился:
«Нет мне равных!
Галоген я самый главный.
Зря
болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!»
Хлор от
греческого – желто -зеленый.
В 1774 г. шведский химик К.Шееле при
нагревании с концентрированной соляной
кислотой минерала пиролюзита MnО2
получил хлор.
Слайд 9БРОМ
Бром разлился океаном,
Хоть зловонным, но румяным.
Бил себя
он грозно в грудь:
«Я ведь бром! Не
кто-нибудь!..»
Бром от греческого – зловоние.
В 1825 г. французский химик А.Ж.Балар выделил бром из золы морских водорослей, действуя на них концентрированной серной кислотой и пиролюзитом (MnO2).
Бром – тяжелая темно-красная жидкость (ρ = 3,1055 г/см3), образующая желто-бурые пары с резким запахом, способные вызвать поражение дыхательных путей. При попадании жидкого брома на кожу образуются очень болезненные ожоги и трудно заживающие язвы.
Слайд 10ЙОД
Йод красой своей гордился,
Твердым был,
но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.
Йод был открыт французским
химиком Б.Куртуа в 1811 г. Ученый наблюдал появление фиолетовых паров с запахом, похожим на запах хлора, при действии концентрированной серной кислоты на золу морских водорослей. Название йод образовано от греческого
– цвет фиалки, фиолетовый.
Слайд 11 Физические свойства
галогенов
а) C увеличением атомной массы уменьшается неметаллический характер элементов.
б) С
увеличением атомной массы окраска становится более темной.
в) С увеличением атомной массы возрастает температура плавления и кипения
Слайд 12 Ядовиты !
ФТОР – ГАЗ(Н.У.)
СВЕТЛО-ЗЕЛЕНЫЙ
Резкий раздражающий
запах
Хлор- газ (н.у.)
Жёлто-зелёный
Резкий удушающий запах
Бром- Жидкость(н.у)
Тёмно-бурый
Запах резкий зловонный
Иод – твёрдое вещество
Цвет фиолетовый с металлическим блеском
Запах резкий
Возгоняется , т.е переходит в газ, минуя жидкое состояние
Слайд 13Нахождение в природе
Хлор Cl2
Бром Br2
Йод I2
Слайд 14МИНЕРАЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
ФТОРА
Нахождение в природе
Важнейшие минералы фтора —
это флюорит (плавиковый шпат) СaF2 , а также фторапатит 3Са3(РО4)2·
СaF2 и криолит Na3AlF6.
Слайд 15Биологическое значение
галогенов
Нервные клетки
железы( обмен веществ)
F
Зубная эмаль кости
мышцы
Слайд 16 Поступает в организм с солью
рост волос
обмен веществ
CL
пищеварение
( желудочный сок) плазма крови
Придает бодрость, силу
Слайд 17
Поступает в организм:
Хлеб, яйца, молоко, вода, морская капуста, морской воздух
при дыхании, лекарства.
J
гормоны
Щитовидная железа
Пищеварение
аппетит
мускульное
возбуждение
работа
мозга
темперамент
биение сердца
ЦНС(возбуждение
и торможение)
Br
Содержится в морских водорослях ,при дыхании морским воздухом ,лекарства
Слайд 19
Фтор-F2
1.Для получения HF
2 Для получения фреона
3 Для получения веществ,
иcполь. в борьбе с вредителями с/х
4. Для получения тефлона
Бром-Br2
1.Для получения различных лекарств, исполь. при лечении нервных заболеваний
2.Для изготовления фотобумаги.
Хлор-Cl2
1 Для получения медикаментов, пластмасс, красителей.
2.Для отбеливания тканей и бумаги
3. Для обеззараживания питьевой воды.
Иод-J2
Используют в медицине для борьбы с заболеваниями щитовидной железы и получения иодной настойки (5-10% р-ра иода в спирте)
Применение галогенов
Слайд 20Викторина
«Угадай-ка!»
***
Парадокс? Противоречье?
Разрушитель зубы лечит!
Подсказал науке слон:
«Кариесу ... заслон!»
***
Слайд 21***
Хлорофилл не любит…
Это ведь отнюдь не вздор.
Слов стечение роковое,
В ...
гибнет все живое.
***
Слайд 22***
Мне сегодня … помог:
Я спокоен, словно йог.
Помни, боевой народ:
Первый лекарь
– это ...
Раны мажь, не ойкай,
... настойкой.
***
Слайд 23
***
Мечта познать его пуста.
Он сам – сплошная тайна.
Секунды счет ведет
...
И, исчезая, тает.
***
1. Отсутствие какого элемента в организме человека вызывает
заболевание щитовидной железы?
2. В переводе с греческого его название означает «желто-зеленый».
Слайд 24 Кроссворд «Галогены»
По вертикали: 1. Агрегатное состояние первых двух представителей
галогенов при нормальных условиях. 2. Самый тяжелый галоген, полученный искусственно
в 1940 г. с помощью ядерной реакции. Обнаружен в природе в 1943 г. По свойствам близок к йоду. 3. Наиболее характерное свойство галогенов – присоединение электрона, отдаваемого металлами, поэтому о них говорят: «Галогены – сильные ...» 4. Самый химически активный галоген. Впервые получен в 1886 г. А.Муассаном (Франция). 5. Переход из твердого состояния непосредственно в пар, способный превращаться в твердое тело, минуя стадию жидкого состояния. Легко осуществляется для йода. Используется для очистки веществ. 6. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне в атомах галогенов. 7. Значение слова «бром» в переводе с греческого языка на русский. 8. Название солей, которые получаются в результате взаимодействия хлора с металлами; соли хлороводородной кислоты.
Слайд 25Ответы на кроссворд «галогены» По вертикали:
Газы 2.
Астат 3. Окислители
4. Фтор
5. Возгонка 6. Семь
7. Зловоние 8. Хлориды
Слайд 26
Группа семь аборигены:
Солероды – галогены.
Окислительный народ –
Эти F, Cl,
Br и I !
В клетках 9 и 17
Два преступника томятся.
Главный
электронный вор,
Разрушитель фтор – флюор,
С водородом заодно
Влезет запросто в окно.
Ядовит зеленый Хлор,
Замышляет страшный ор.
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.
Жидкий и зловонный Бром
Притаился за бугром.
Вот сейчас петлю накинет
На Алкены и Алкины…
И хитер в разбойный род
Фиолетовый Йод.
Твердый только до поры,
На глазах уйдет в пары.
Посмотри, каков нахал:
Перепортил весь крахмал!
Заключение
Слайд 27Домашнее задание : §18
Спасибо за урок!
Слайд 28 Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М., Высшая школа,
1988,с.253-296.
Спицын В.И., Мартыненко Л.И. Неорганическая химия. Часть I. М.,МГУ,
1991, с.49-78.
Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. М., МИР, 1969, т.2, с.220-238, 719-452.
Турова Н.Я. Справочные таблицы по неорганической химии. М., Химия, 1997, с.6-11.
Семинары по неорганической химии. I семестр. Учебное пособие. М., Химфак МГУ, 1996, с.21-25.
Практикум по неорганической химии. Под ред.В.П.Зломанова. Издание 3-е, М., МГУ, 1994.
Список литературы