Слайд 1Гигиенические аспекты загрязнения
пищевых продуктов
чужеродными веществами
Выполнила: Чаврикова
Наталья
Учитель : Муравьева
Н. А.
Слайд 2Содержание:
1.Введение
1 Цель работы.
1.2 Задачи.
3 Место и время проведения.
2.Теоретические основы.
1.2 Пищевые
добавки. Общие сведения.
2.2 Питательные пищевые добавки.
2.3 Опасные пищевые добавки.
2.4 Диетические
пищевые добавки.
2.5 Синтетические пищевые добавки.
2.6 Биологически активные пищевые добавки.
2.7 Как пищевые добавки влияют на наше здоровье.
2.8 Что входит в состав газированных напитков.
2.9 Чем опасны газированные напитки.
2.10 Мнения врачей о влиянии газированных напитков на организм ребенка.
3.Основная часть. Изучение газированных напитков, продаваемых в магазинах ст. Арбузовка на наличие в них пищевых добавок.
3.1 Какие газированные напитки были взяты для изучения.
3.2Х арактеристика напитков на наличие пищевых добавок.
3.3 Опыты с использованием исследуемых напитков. (с гвоздями, удаление накипи с чайника, Напиток + конфета МЕНТОS)
3.4 Рекомендации по употреблению продуктов питания
4.Заключение.
4.1 Выводы.
4.2 Перспективы работы.
5.Литература.
Слайд 3
Проблема безопасного питания сейчас очень
актуальна. В газетах и журналах, причем отнюдь не научного характера,
стали появляться статьи, посвященные теме, которая в нашей стране стоит особенно остро. Это связано с экономической ситуацией в России, куда в последнее время экспортируют товары не самого лучшего качества. А потребители используют зачастую лишь широко разрекламированные товары, не придавая особого значения его составу. Поэтому выбранная нами тема является актуальной. Ведь правильное питание - залог здоровья.
Цель
Исследование гигиенических аспектов загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами
Введение
Слайд 4
-дать теоретическое описание основных классов веществ-загрязнителей пищи;
-представить обзор заболеваний немикробной
этиологии, вызванных ими;
-указать меры профилактики;
-сделать общий анализ на наличие (или
отсутствие) токсинов в пищевых продуктах.
Задачи:
Слайд 5Пищевые добавки - это вещества химического происхождения, которые используются в
пищевых продуктах для того, чтобы сделать вкус лучше, а также
увеличить питательную ценность или замедлить порчу продукта.
Слайд 6Питательные
пищевые добавки
Потребность во влаге,
т.е. в воде
Слайд 7Питательная потребность:
протеин
Питательная
потребность:
жиры
Слайд 8Вещества, необходимые для восстановления: антиоксиданты
Необходимость
набора
массы и
получения
энергии: углеводы
Слайд 9Необходимость
набора массы и получения
энергии: креатин
Необходимость повышения
выносливости:
фосфаты
Слайд 10Потребность в восстановлении: стимуляторы высвобождения гормона роста
Повышение уровня метаболизма: тиреоидные
добавки
Нейрологическая потребность: предшественники
нейротрансмиттеров
Повышение уровня метаболизма: тиреоидные добавки
Слайд 11Основными пищевыми добавками являются:
Красители
Среди красителей есть как красители из органических
веществ, так и синтетические.
Они придают продуктам цвет.
Эмульгаторы и
стабилизаторы
Благодаря эмульгаторам и стабилизаторам создается однородная
консистенция вещества. Например, лимонная кислота и целлюлоза.
Усилители вкуса
Арамотизаторы
Консерванты
Слайд 13Синтетические пищевые добавки
Синтетические пищевые красители — представители нескольких классов органических
соединений: азокрасители (тартразин — Е102; желтый «солнечный закат» — Е110;
кармуазин — Е122; пунцовый 4К — Е124; черный блестящий — Е151); триарилметановые красители (синий патентованный V—Е131; синий блестящий — Е133; зеленый 5 — Е142); хинолиновые (желтый хинолиновый — Е104); индигоидные (индигокармин — Е132)
Слайд 14Биологически активные
пищевые добавки
Биологически активные добавки (БАД) — природные (идентичные
природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей
или введения в состав пищевых продуктов.
Их делят на нутрицевтики — БАД, обладающие пищевой
ценностью,
и парафармацевтики — БАД,
обладающие выраженной биологической активностью.
Слайд 15"Пищевые добавки и
здоровье человека"
Слайд 16Что входит в состав газированных напитков
Основу большинства газированных напитков (softdrink
или, транслитерируя, софтдринки) составляет вода с добавлением кислых и
сладких компонентов, или, попросту, кислоты и сахара
Слайд 17Так ли опасен сахар?
Наш организм получает огромное количество рафинированных сахаров,
являющихся фактором развития таких заболеваний, как кариес, ожирение, болезни сердечно-сосудистой
системы и даже сахарный диабет.
Слайд 18О вреде кислот
Газированные напитки содержат кислоты, чаще лимонную или ортофосфорную.
Кислоты играют вкусообразующую роль и служат консервантами.
Лимонная кислота (Е330)
способна воздействовать на эмаль зубов. Кариес, она, конечно, не вызовет, однако будет способствовать ряду заболеваний зубов и в ряде случаев провоцировать болевые приступы у людей с повышенной чувствительностью зубов и при некоторых формах кариеса.
Более опасна фосфорная кислота (Е338), способная присоединять ионы кальция. Прежде всего, она связывает кальций, содержащийся в слюне. Эксперты установили, что при систематическом попадании в организм ортофосфорная кислота способна вымывать кальций из костей, что опасно развитием остеопороза, при котором возникает повышенная ломкость костей даже при минимальных нагрузках
Слайд 19Коварный бензол
Бензол, как химическое соединение, известен давно. После первых попыток
синтеза он был использован в парфюмерной промышленности, так как имеет
приятный аромат (кстати, целый ряд химических соединений на основе бензола получил название «ароматические» благодаря этому свойству). Сегодня известно, что бензол
является сильным канцерогеном
(то есть способен играть роль в
развитии опухолей).
Слайд 20Кофеин
Часто кофеин можно обнаружить в софтдринках. Это делает напиток тонизирующим.
Человек, пьющий колу (в которую чаще всего и добавляют кофеин),
может испытать прилив
сил и работоспособности.
Слайд 21Углекислый газ является одним из основных компонентов софтдринков. Именно ему
они обязаны своим названием – «газ
ированные напитки». Сам по себе
он не опасен, но тем, кто страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастриты с повышенной секрецией, язвенная болезнь,
энтериты, метеоризм и другие
болезни) надо быть осторожными,
ведь углекислый
газ может спровоцировать
расстройство пищеварения
или болевой приступ.
Углекислый газ
Слайд 22Чем опасны
газированные напитки
Кариес.
Остеопороз.
Камни в почках.
Сахарный диабет.
Слайд 23Мнения врачей о влиянии газированных напитков на организм ребенка.
Мария Кутепова,
терапевт, врач московского медицинского центра «Медстайл эффект»:
Дошкольникам и детям, страдающим
любым видом гастритов, гастродуоденитом, имеющим предрасположенность к сахарному диабету или мочекаменной болезни, употребление газированных напитков абсолютно противопоказано.
Категорически нельзя пить газировку натощак. Лучше заменить ее молочными продуктами, натуральными соками, компотами и фруктами.
Слайд 24Юрий Шишмаков, врач, мануальный терапевт Детского центра диагностики и лечения
им. Н.А. Семашко, член Всероссийской ассоциации мануальной медицины
Очевидно, что сладкие
газированные напитки не могут добавить здоровья. Сахар и другие химические вещества, входящие в их состав, «обманывают » мозг, доставляя ему удовольствие, лишенное пользы. Лишний сахар сжигает дополнительное количество витаминов группы В и приводит к ожирению и диабету. Но не это главное, ведь сладких продуктов много.
Сладкие шипучки содержат лимонную, яблочную или ортофосфорную кислоту, которая повреждает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, а также постепенно растворяет эмаль зубов, вымывая из нее кальций. Такие же процессы происходят в костях. Поэтому длительное регулярное употребление сладких газированных напитков может стимулировать развитие остеопороза.
Слайд 25Мария Павлючкова, диетолог, кандидат медицинских наук
Если ребенок часто пьет
газировку, значительно повышается нагрузка на поджелудочную железу, что впоследствии может
привести к такому заболеванию, как сахарный диабет.
Кроме сладких добавок во многие шипучие напитки входит кофеин (около 10 мг на 100 мл) и хинин, а также лимонная кислота (Е 330) и ортофосфорная кислота (Е 338). Соли фосфора, содержащиеся в газировке, образуют нерастворимые и совершенно неусвояемые соединения с кальцием, которые быстро выводятся из организма. Это неблагоприятно сказывается на формировании костной ткани ребенка. Недостаток кальция может проявляться также повышенной возбудимостью, бессонницей, раздражительностью, болезненностью десен, замедлением роста.
Слайд 26
Тема: Изучение газированных напитков, продаваемых в магазинах ст. Арбузовка на
наличие в них пищевых добавок.
Цель: научиться использовать информацию на
этикетках газированных напитков на наличие пищевых добавок
Оборудование: этикетки газированных напитков:
Ход работы:
1. Какие газированные напитки были взяты для изучения.
2.Характеристика напитков на наличие пищевых добавок.
3. Итоги исследований.
П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А
Слайд 27Итоги исследований
Практически во всех продовольственных продуктах содержатся пищевые добавки, разница
лишь в том, что одни вредны для вашего здоровья, а
другие не представляют опасности. Ваше здоровье в большинстве случаев зависит от употребляемой вами пищи, поэтому стоит задуматься, хотите ли вы вредить своему здоровью. После, мы повели во всех классах классные часы на тему: "Гигиена питания". Пытались воздействовать на учащихся, объясняя, какая пища полезна, что такое пищевые добавки и их воздействие на организм. Также мы выпустили листовки под лозунгом: "Ты то, что ты ешь!", изложив информацию о еде, употребляемой учениками каждый день, и какой вред она приносит организму.
Слайд 28Эксперименты
Эксперимент №1
Нам понадобится чайник с накипью и газированный напиток (лучше
всего подойдёт «Sprite» или «7up»). Если есть 2 чайника, прекрасно!
Нальём в один чайник «газировку», а в другой – смесь уксусной и лимонной кислот, используемую обычно в борьбе с накипью. Поставим оба чайника на огонь и дадим содержимому некоторое время кипеть. Нетрудно убедиться, что в обоих чайниках частично растворилась накипь, но в чайнике с софтдринком накипи стало заметно меньше, чем в чайнике с кислотами. Этот опыт наглядно доказывает агрессивность газированных напитков.
Слайд 29Эксперимент №2
Для эксперимента понадобится газированная вода (например, «Pepsi-cola» или «Coca-cola»)
и мятная конфета (например, «Mentos»). Просто опустите мятную конфету в
бутылку и увидите фонтан! Осторожно, здесь главное успеть отскочить!
Слайд 30Эксперимент №3 с Кока-колой:
Мы взяли 2 ржавых гвоздя, поместили
их
на 4 часа в Кока - Колу.
Результат: ржавчина
с гвоздей сошла легко.
Слайд 31Рекомендации по употреблению
продуктов питания
Внимательно читайте надписи на этикетке
продукта;
Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;
Не покупайте продукты
с неестественно яркой окраской;
Не покупайте подкрашенную газировку, делайте соки сами;
Не покупайте переработанных или законсервирован-ных мясных продуктов (колбаса, сосиски, тушёнка);
Не покупайте супы и каши быстрого приготовления, готовьте их сами;
Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами, изюмом;
В питании всё должно быть в меру, безопасно и по возможности разнообразно.
Слайд 32Выводы:
Изучили литературу по экологическим проблемам здорового питания.
Определили, что во многих
продуктах содержатся различные пищевые добавки, в том числе и опасные
для человека.
Слайд 33Перспективы работы.
Данная работа может быть продолжена в
направлении поиска оптимальной пищи по безопасному питанию из традиционных продуктов,
имеющихся в продаже.
Слайд 34Литература
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное
пособие для учащихся.- Самара: корпорация "Фёдоров", Издательство "Учебная литература",
2005.- 3охс.(Элективный курс для старшей профильной школы).
Билиг Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии.- СПБ., "Водолей", 1998, 560с.
Енгелифрид Ю., Малхолл Д., Плетнева Т.В. Как защитить себя от опасных веществ в быту /Под ред. М.Браукгарта и Л.А.Алексеевой- М., 1994.
Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для школ – М.:ТЦ Сфера, 2004.
Переш Э. Питание и здоровье.- Алма – Ата: Казахстан,1991. 143с.
Семенчева А.Б, Колпаова О.А. Здоровье и проблема рационального и безопасного питания. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя.- М.: Издательство "Первое сентября", 2001. 256с.
www.bryngollie.com
http://www.elc-eu.org/