Слайд 1Разработка урока по химии в
10 классе по теме «Лекарства
и здоровье человека »
Автор : Кравцова Екатерина Сергеевна
учитель химии
МБОУ « Ломовская СОШ»
Корочанский район
Белгородская область
2015 год
Слайд 2Девиз урока:
Мы тайны многие сумеем разгадать
И многое осмыслить
и понять.
Добытое нам в жизни пригодится,
Как интересно все- таки учиться!
Слайд 4Тема , цели и задачи урока.
Самое ценное,
что есть у человека-это его здоровье. По- настоящему счастливым может
быть лишь здоровый человек, хотя зачастую он этого не понимает. К сожалению, наш организм подвержен болезням , и мы время от времени вынуждены пользоваться лекарствами. Сегодняшний урок посвящен изучению лекарств. Запишите тему урока
« Лекарства и здоровье человека».
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с понятием «лекарства», с классификацией лекарственных средств, с их формами , узнаем , как правильно принимать лекарства, чтобы не навредить себе.
Важно не сколько ты знаешь, а ЧТО ИМЕННО ты знаешь.
Слайд 5 Здоровье – это привилегия мудрых!
Мудр не тот, кто знает
многое, а тот, кто знает нужное". Эсхил
Возьмите для себя
нужную информацию о лекарствах!
Слайд 6Что же такое лекарства?
Ответить на этот
вопрос несложно. Лекарства –вещества, помогающие бороться с болезнями. Но вот,
что интересно, в любой болезни есть симптомы: повышенная температура, жар, головная боль, например, и тогда мы воспользуемся жаропонижающими и болеутоляющими препаратами.
Причиной данных симптомов может быть какое-то воспаление и нам придется воспользоваться противовоспалительными лекарствами .
Поэтому одни лекарства лечат симптомы, а другие –устраняют причину болезни.
Лекарства - это группа веществ, различных по своей форме, действию и динамике, направленных на устранение признаков заболевания.
Слайд 7Какие бывают лекарства и почему они лечат ?
Запишите в тетрадь
определение понятия « лекарства» и группы лекарств.
В медицинской практике лекарственные
вещества делятся на группы в зависимости от их действия на системы и органы. Например:
Снотворные и успокаивающие(седативные);
Сердечно – сосудистые;
Анальгезирующие (болеутоляющие),жаропонижающие и противовоспалительные;
Противомикробные (антибиотики,сульфаниламидные препараты и др.);
Местно-анестезирующие;
Антисептические;
Диуретические;
Гормоны;
Витамины
Слайд 8Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется
фармакологией.
В далеком прошлом древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье»имели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства называли «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм
Лекарственных препаратов очень много. В каком виде выпускаются лекарства? ( Твердые, жидкие).
Различают следующие формы лекарств.
Запишите в тетрадь формы и примеры лекарств.
Слайд 10Природа заболеваний
Грипп – это острое инфекционное вирусное заболевание, с коротким
инкубационным периодом.
Слайд 12В чем отличие гриппа от ангины?
Грипп – это вирусное заболевание,
ангина – бактериальное. Природа заболеваний разная. Бактериальные заболевания лечат антибиотиками.
Что
такое антибиотики?
Запишите ответ в тетрадь. Продукты жизнедеятельности ( или их синтетические аналоги) живых клеток( бактериальных, грибковых и др.) ,избирательно подавляющих функционирование других клеток ( микроорганизмов, опухолевых и др.).
Вирусные болезни антибиотиками не лечат.
Для их лечения используют противовирусные препараты.
Слайд 13Открытие А.Флемингом в 1928 г. Пенициллина – группы антибиотиков грибка
Penicillium стало триумфом учения об антибиозе – явлении антагонизма и
смертельной борьбы микроорганизмов друг с другом: одни виды бактерий подавляют жизнедеятельность других с помощью выделяемых микроорганизмами в окружающую среду специфических веществ – антибиотиков.
Медицина XX века
Слайд 14Это надо знать
Все лекарства имеют побочные действия, принимайте лекарства только
по назначению врача. Внимательно читайте инструкцию к лекарственному средству. Лекарства
принимаются в определенное врачом или инструкцией время. Нельзя лекарства запивать чаем, компотом, минералкой и т.п.
Запивайте лекарства только водой.
Слайд 15 Путешествие в аптечку.
Каждому человеку в процессе жизни приходится открывать
аптечку и использовать, такие известные лекарства, как спиртовый раствор иода
и «зеленку».
Вы уверены в том, что правильно их используете? Проверим?!
Слайд 16 Узнайте, когда надо применять йод
Может показаться, что
эти препараты отличаются только цветом, но это Большое заблуждение.
И то,
и другое — антисептики. Йод подсушивает обрабатываемые ткани, и при чрезмерном употреблении запросто может их сжечь. Поэтому йод употребляют для обработки царапин, а также кожи вокруг ран для дезинфекции, и в тех случаях, когда необходимо подсушить кожу.
Кроме того, йод применяют всегда, когда необходимо стимулировать приток крови к мягким тканям — в первую очередь, в случае различных ушибов и растяжений. С этой целью на поверхность неповреждённой кожи наносится так называемая йодная сетка — полагаю, вы знаете такое.
Слайд 17 Когда используют зеленку?
Зелёнка — также антисептик, но
более слабый и мягкий, зато
она слегка стимулируетзаживление ран и
не сушит кожу.
Следует употреблять именно зелёнку, а не йод,
при обработке заметных поверхностей (размером с
пятирублевую монету и выше), а также чувствительной кожи
(например у младенцев).Зеленка предупреждает гниение ран.
Слайд 18А теперь вам предлагается задача
Больному после перелома врач назначил препарат
кальция и предложил на выбор три препарата: глюконат[HOCH2(CHOH)4C(O)O]2Ca * H2O,
лактат [CH3CH(OH)C(O)O]2Ca * 5H2O и глицерофосфат кальция СaP3OC3H5(OH)2* 2H2O
(какой из них будет в продаже). В аптеке сказали, что в наличии есть все три, и стоят они одинаково. Надо помочь пациенту выбрать нужное лекарство.
Слайд 19Ваши действия.
В каждом веществе вы вычислите массовую долю кальция в
процентах.
Для этого :
1.найдите молекулярную массу вещества.
2.Так как в каждом
соединении содержится один атом кальция, атомная масса которого равна 40,поделите 40 на молекулярную массу и умножьте на 100%, так вы узнаете
массовую долю кальция в процентах.
Слайд 20Расчет первого лекарства
глюконат[HOCH2(CHOH)4C(O)O]2Ca * H2O,
1)Мr=1+16+12+2+(12+1+16+1).4+12+16+16=195+40+18=253
2) 40: 253 =0,158 .100%=15,8%
По этому образцу сделайте расчет двух оставшихся лекарств. Там ,
где процент кальция выше, то лекарство и рекомендуйте больному.
Вперед, у вас все получится.
Слайд 21
Я думаю, что полученная информация из данного источника будет для
вас полезной и пригодится вам в будущей жизни.
В предложении вставьте
пропущенные слова или словосочетания.
Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.
Слова для справок : предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическое, неверном, химические соединения, ядом, врача
Слайд 22Заключение.
"Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем
от врачебного искусства и лекарств".
Д. Леббок
"Здоровье
так же заразительно, как и болезнь". Р.Роллан
Будьте здоровы!
Слайд 23Литература
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений [Текст]/ О.С.Габриелян.– М.: Дрофа, 2011.-267с.: ил.
2. . Габриелян О.С.,
Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8кл.:Методическое пособие [Текст]/ О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2009. – 265с.: ил.
3..http://900igr.net/kartinki/meditsina/Lekarstva/Lekarstva.html