Слайд 1Нитраты
Урок разработала учитель химии МОУ «СОШ № 34»
г.Саратова
Григорян Наталия Валентиновна
Два основных достояния человеческой
природы - это ум и рассуждение.
Плутарх.
Химия
9 класс (УМК О.С. Габриеляна)
Слайд 2Цель урока
Систематизировать знания о солях, познакомиться с окислительными свойствами нитратов,
научиться распознавать их.
Закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, формировать представление о
причинно-следственных связях явлений.
Слайд 3Повторим свойства азотной кислоты
Задание 1
Допишите схемы реакций и составьте уравнения,
используя метод электронного баланса:
1)Hg + НNО3(конц.) →
2)Zn + НNО3 →
3)Сu
+ НNО3(конц.) →
4)Аg + НNО3(разб.) →
Задание 2
Закончите уравнения практически осуществимых реакций, характеризующих свойства азотной кислоты. Запишите их в молекулярном и ионном виде:
с сульфатом бария
с оксидом меди (II)
с оксидом углерода (IV)
с карбонатом магния
Задание 3
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:
аммиак → оксид азота (II) → оксид азота (IV) → азотная кислота → оксид азота (IV)
Слайд 4Селитры
Все нитраты твердые, хорошо растворяются в воде и могут быть
окрашенными, если катион металла в их составе имеет окраску. Нитраты
щелочных металлов, кальция и аммония называются селитрами. Они применяются в качестве удобрений для почвы.
KNO3 - калийная селитра
NaNO3 - натриевая (чилийская) селитра
Ca(NO3)2 - кальциевая селитра
NH4NO3 - аммиачная селитра.
Слайд 5Способы получения
1. Металл + азотная кислота
5 Mg + 12 HNO3
=>
5 Mg(NO3)2 + N2 + 6 H2O
2. Оксид металла
+ азотная кислота
2HNO3 + MgO => Mg(NO3)2 +
H2O
3.Основание + азотная кислота
Al(OH)3 + 3 HNO3 => Al(NO3)3 + 3H2O
4. Соли слабых кислот + азотная кислота
CaCO3 + 2HNO3 => Ca(NO3)2 + H2O + CO2
5. Аммиак + азотная кислота
NH3 + HNO3 => NH4NO3
6. Щелочь + диоксид азота
2 KOH + 2NO2 => KNO3 + KNO3 + H2O
7. Карбонаты активных металлов + диоксид азота
Na2CO3 + 3NO2 => 2NaNO3 + CO2 + NO
Слайд 6Химические свойства
. Нитраты участвуют во всех обменных реакциях, характерных для
солей.
Ba(NO3)2 + CuSO4 => Cu(NO3)2 + BaSO4
2. При нагревании нитраты
разлагаются с выделением кислорода. Характер разложения нитрата зависит от активности металла в его составе (смотрим в ряд активности металлов):
K, Na, Li : MeNO3 => MeNO2 + O2
от Ca до Cu : MeNO3 => MeO + NO2 + O2
Ag, Hg : MeNO3 => Me + NO2 + O2
Исключение составляют нитраты марганца и аммония:
Mn(NO3)2 => MnO2 + 2NO2
NH4NO3 => N2O + 2H2O
Есть и другие пути разложения - в зависимости от температуры.
Выделяющийся кислород активно поддерживает горение, поэтому селитры входят в состав пороха и пиротехнических смесей.
Слайд 7Краткое описание
Нитраты – прекрасные азотные удобрения. Они необходимы для нормального
питания растений. При недостатке азота в почве у растений наступает
азотное голодание. Оно характеризуется изменением зеленой окраски листьев, так как задерживается образование хлорофилла. Листья приобретают бледно-зеленую окраску. Другой признак азотного голодания растений – это сильная задержка роста из-за ограниченного образования белков, необходимых для формирования молодых клеток.
Слайд 8Техника безопасности
Из всех минеральных удобрений нитраты особенно сильно загрязняют окружающую
среду, так как отличаются более высокой подвижностью в почве, чем
калийные и фосфорные удобрения, и лучшей растворимостью. Для предотвращения загрязнения окружающей среды удобрениями необходимо соблюдать основные правила их использования, хранения и транспортировки.
Человеку, отравившемуся монооксидом азота, нитратами, нитритами, надо обеспечить полный покой, вдыхание чистого кислорода, питье молока в больших количествах.
Слайд 9Инструкция по применению
Не рекомендуется вносить удобрения поздней осенью или ранней
весной, когда почва покрыта коркой льда или подморожена, так как
талые воды смывают до половины удобрений. Сроки внесения азотных удобрений должны быть приближены к периоду их максимального использования растениями. Кроме того, нельзя запахивать удобрения в почву.
Слайд 10Определение нитратов
Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов,
зерновых культур и др. Последствия употребления некачественных продуктов могут быть
такие:
развиваются раковые заболевания;
появляется заболевание, при котором кровь не способна удерживать кислород, - метгемоглобинемия (кислородное голодание);
нарушается деятельность щитовидной железы и др.
Анализатор Микон-2 предназначен для определения ионометрическим методом концентрации нитритов, нитратов в различных объектах по имеющимся ГОСТ и утвержденным методикам.
Слайд 11Определение нитратов
Наличие избытка нитратов в растениях можно установить различными методами.
Выпускается индикаторная бумага “Индам-2” и др., с помощью которых можно
мгновенно определить избыток нитратов в растительной продукции.
Слайд 12Демонстрация
Свойство № 1: диссоциация нитратов.
Ме(NO3)х ↔ Мех+ + хNO3-
Свойство
№ 2: взаимодействие раствора нитрата с металлами, стоящими в ряду
стандартных электродных потенциалов левее металла, входящего в состав соли.
Свойство № 3: взаимодействие с кислотами. АgNО3 + НСl → АgСl + НNO3
Аg+ + NO3- + Н+ + Сl- → АgСl↓ + Н+ + NO3-
Аg+ + Сl- → АgСl↓
Слайд 13Демонстрация
Свойство № 4: взаимодействие со щелочами.
Сu(NO3)2 + 2NаОН ->
Сu(ОН)2↓ + 2NаNO3
Сu2+ + 2NO3- +2Nа+ + 2NO3- → 2Na+
+ 2ОН- + Сu(ОН)2|
Свойство № 5: взаимодействие с солями
АgNО3 + NаСl → АgСl↓ + NаNO3
Аg+ + Сl- → АgСl↓
Слайд 14Заключение
Сами по себе вещества не могут быть хорошими или плохими.
Все зависит от того, насколько грамотно человек их использует и
какие цели при этом преследует.
Слайд 15Литература
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2001.
Хомченко И.Г.
Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.:
ООО «Издательство Новая Волна», 1998.
Практикум но неорганической химии /Л.В.Бабич и др. М.: Просвещение, 1991.
Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998,
Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.