Слайд 1
Закон сохранения массы веществ. ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
Учитель химии МАОУ «СОШ
№12» г. Кунгура Пермского края Фотеева В.А.
Слайд 2ТЕСТ
1 вариант
Какие из перечисленных явлений являются химическими (химическими реакциями)?
А)
замерзание воды
Б) горение серы
В) брожение сока
Г) плавление металлов
Д) подгорание пищи
Е)
перегонка воды
Ж) гашение соды уксусом
З) пожелтение листьев
2вариант
Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?
А) кипение воды
Б) разложение воды электрическим током
В) гашение соды с уксусом
Г) плавление парафина
Д) выпаривание раствора соли
Е) подгорание пищи
Ж) фильтрование
З) заваривание чая
Слайд 3Проверка
1 вариант
Какие из перечисленных явлений являются химическими (химическими реакциями)?
Б)
горение серы
В) брожение сока
Д) подгорание пищи
Ж) гашение соды уксусом
З) пожелтение
листьев
2вариант
Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?
А) кипение воды
Г) плавление парафина
Д) выпаривание раствора соли
Ж) фильтрование
З) заваривание чая
Слайд 4Давайте вспомним!!!
Что называется химической реакцией?
Какие вы знаете признаки химических реакций?
А
как вы думаете, происходят ли с веществами количественные изменения, например,
что происходит с массой веществ?
Какие будут мнения?
Мнения разделись. Кто же из вас прав?
Какова будет тема урока?
( Что происходит с массой веществ при химических реакциях?)
Как мы это можем выяснить?
(Провести опыт, прочитать в учебнике).
Слайд 5ОПЫТ:
в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию: растворы хлорида
бария (BaCl2) и сульфата магния (МgSO4) - m1 , а
также образующиеся в результате реакции вещества: сульфата бария (BaSO4) и хлорида магния (МgCl2 ) - m2.
Слайд 6
Какое явление вы наблюдали? Почему вы так считаете?
Что произошло с
массой веществ до и после реакции?
Что является мельчайшей частицей вещества?
Из
каких частиц состоят молекулы? Вспомните определение АТОМА.
Что показывает химическая формула?
Как рассчитывается молярная масса, масса вещества?
Так почему же m1=m2?
Можете ли вы сразу ответить на данный вопрос? Почему? Что нужно знать?
( Может быть, знать химические формулы - состав веществ до и после реакции и посмотреть изменяется ли атомный состав веществ до и после реакции?)
Какой вопрос возникает?
(Изменяется ли атомный состав веществ до и после реакции?)
Какова цель нашего урока?
(Выяснить, изменяется ли качественный и количественный состав атомов при хим. реакциях?)
Слайд 7Решение проблемы
Запишем данную реакцию на русском,а затем на хим.языке:
хлорид бария
+ сульфат магния сульфат бария + хлорид магния
BaCl2
+ MgSO4 BaSO4 + MgCl2
1атом Ba 1атом Mg 1атом Ba 1атом Mg
2атома Cl 1атом S 1атом S 2 атома Cl
4атома O 4атома O
До реакции После реакции
Какой вывод можно сделать?
(Атомы и их состав до и после реакции не изменились)
Слайд 8Результаты взвешивания веществ до и после реакции подтверждают закон сохранения
массы веществ. Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2?
Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся сравнительно легко приходят к следующему выводу: m1= m2, так как атомы и их количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ.
Слайд 9Давайте проверим наш вывод расчётами:
BaCl2 +
MgSO4
BaSO4 + MgCl2
n= n= n= n=
M= M= M= M=
m= + m= m= + m=
До реакции - m1 После реакции – m2
-Что показали расчёты?
-Что Вы доказали?
(m1= m2) Почему?
Слайд 10Закон сохранения
массы вещества
«Все перемены в натуре случающиеся такого суть
состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько же
присовокупится к другому. Так, ежели где убудет материи, то умножится в другом месте...»
Слайд 11Давайте вспомним
Химическая формула – условная запись состава вещества с помощью
химических знаков и индексов.
Индекс показывает число атомов в
формульной единице вещества.
Коэффициент показывает число несоединенных друг с другом частиц
5Н2О
Коэффициент
Химическая формула
Индекс
На основании данного закона составляют уравнения химических реакций
с помощью химических формул, коэффициентов и
математических знаков.
Слайд 12Уравнение реакции
хА + уВ = сАВ
А,В, АВ- химические формулы
х, у,
с- коэффициенты
Слайд 13ФОСФОР + КИСЛОРОД = ОКСИД ФОСФОРА (V)
1. P + O2
P2 +5O5-2
2. Начинаем с кислорода.
3. O — 2 атома
слева
O — 5 атомов справа
4. НОК = 10
5. 10 : 2 = 5
P + 5O2 P2O5
6. 10 : 5 = 2
P + 5O2 2P2O5
7. В левую часть уравнения перед формулой фосфора необходимо поставить
коэффициент – 4
4P + 5O2 = 2P2O5
Слайд 14Выполнить упражнения:
1.Расставить коэффициенты в химической реакции
Al + O2
Al2O3
2.Записать химическую реакцию химическими формулами и расставить коэффициенты
гидроксид железа (III) + азотная кислота нитрат железа (III) + вода
Слайд 15Самостоятельная работа.
1 уровень:
Найдите и исправьте ошибки:
Al + 3HCl ═ AlCl3
+ 3H2↑
2 уровень:
Расставьте коэффициенты в схеме химической реакции:
FeSO4 +
KOH → Fe(OH)2 + K2SO4
3 уровень:
Составьте уравнение химической реакции и расставьте коэффициенты:
Оксид фосфора (V) + гидроксид натрия → фосфат натрия + вода
Слайд 16Ответы
1 уровень:
2 Al + 6HCl ═ 2AlCl3 + 3 H2↑
2
уровень:
FeSO4 + 2 KOH ═ Fe(OH)2 + K2SO4
3 уровень:
P2O5 +
6 NaOH ═ 2 Na3PO4 + 3 H2O
Слайд 17?
После двух часов нагревания был открыт запаянный кончик реторты, причём
в неё ворвался с шумом наружный воздух.
По
нашему наблюдению при этой операции была прибыль в весе на 8 гранов…»m1> m2
Подобно Бойлю русский учёный делал опыт в запаянных ретортах. Но, в отличие от Бойля, Ломоносов взвешивал сосуды как до, так и после прокаливания не вскрывая. m1=m2
Слайд 18ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1).М.В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ в:
А.1789г.
Б.1756г.
В.1673г.
2).Установите правильную последователь- ность закона сохранения массы веществ:
A- массе веществ,
Б- масса веществ
В- в результате ее
Г-вступивших в реакцию,
Д-получившихся
Е- равна
3). Условная запись химической реакции это- А. химическая формула Б. коэффициент
В. химическое уравнение Г. индекс
Слайд 19РЕФЛЕКСИЯ
Выберите выражение, которое соответствует Вашей работе на уроке:
1. Терпение и
труд всё перетрут.
2. Тяжело в учении – легко в бою.
3.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
4. Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
5. Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее.
Слайд 20Домашнее задание
Стр.96-98 § 27,
упр.1(б), 2(г),3(б)
Слайд 21Давайте вспомним!!!
Какие явления называются химическими?
Какие условия необходимы для того, чтобы
произошла химическая реакция?
По каким признакам можно судить о том, что
произошла химическая реакция?
А как мы обозначали состав вещества?
А реакцию можно обозначить? Какова тема и цель нашего урока?