Слайд 4«Загадка»:
Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял.
Был нескромным
я не в меру,
Тысячи лет до нашей эры.
А за
блеск, мерцавший холодом,
Люди там платили золотом!
Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.
Очень в яблоке полезно,
И зовут меня …
(Железо).
Слайд 5Тема урока: Железо.
Железо не только основа всего мира, самый главный
металл окружающей нас природы, оно основа культуры и промышленности, оно
орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества.
Академик А.Е.ФЕРСМАН
Слайд 6Цель урока: Познакомится с элементом побочной подгруппы – железом: его
историей, строением атома, физическими и химическими свойствами, нахождением в природе.
Fe
История металла
Положение металла в ПСХЭ Д.И.Менделеева
Строение.
Физические свойства
Биологическая роль
Нахождение в природе
Химические свойства
Применение
Слайд 7История.
прослушайте сообщения учащихся, ответьте на вопрос:
Почему железо имеет такое
историческое значение для развития цивилизации, что одна из эпох названа
железным веком?
Слайд 82. Положение металла в ПСХЭ. Строение.
Работая в паре, определите местоположение
элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи
в тетради.
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
Электронная формула атома:
Тип кристаллической решетки:
Вид химической связи:
Слайд 93.Нахождение в природе.
Задание: 1. Назвать важнейшие руды и минералы, содержащие
железо. Для работы воспользуйтесь физической картой учебника и информационными ресурсами:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab8f177-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_04_06.jpg
2. Показать важнейшие месторождения на карте. 3. Заполнить таблицу.
Слайд 10 4. Физические свойства простого вещества.
Задание: определить и доказать
физические свойства железа:
Оборудование: гвоздь с ниткой, стакан на 100
мл. с водой, железная стружка, магнит, провод (кусочек). Проведя опыты, заполните таблицу:
Слайд 11 5. Химические свойства простого вещества.
Задание: Изучить химические свойства
железа. Проделайте опыты, составьте уравнения химических реакций железа с соляной
кислотой. Сделайте выводы. Результаты запишите в таблицу. Если затрудняетесь в написании уравнений, обратитесь к учебнику.
Реактивы и оборудование: пробирки, Fe(порошок), S , CuSO4, HCl,, железный гвоздь. Исходя из знаний о химических свойствах металлов, как вы думаете, какими химическими свойствами будет обладать железо +2, +3 ? Проводится эксперимент.
Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей. При нагревании прогревайте сначала всю пробирку. Направляйте ее отверстие в сторону от себя и соседей.
Слайд 12Опыт 1. Взаимодействие железа с раствором медного купороса.
В пробирку
поместите железный гвоздь на нитке. Добавьте 1мл. медного купороса. Объясните
наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.
Опыт 2. Взаимодействие железа с соляной кислотой.
В пробирку поместите стружку железа. Добавьте 1 мл соляной кислоты.
Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.
Опыт 3. Взаимодействие железа с кислородом.
Видеоопыт. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a30af-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_056.wmv
Опыт 4. Взаимодействие железа с хлором.
Видеоопыт: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d91229-d534-4874-b849-86a0a19c7e66/056.wmv
Слайд 13Подведем итог:
Химические свойства:
1. Взаимодействие с простыми веществами - неметаллами.
Fe
+ S= FeS (при нагревании)
2Fe +3Cl2 = 2FeCl3
3Fe +2O2
= Fe3O4 (Fe2O3 FeO ) –раскаленное железо сгорает в кислороде с образованием железной окалины.
2.На воздухе железо легко окисляется – ржавеет (25% железа гибнет от коррозии)
.4Fe +6H2O + 3O2 4Fe(OH)3
3.С разбавленными кислотами HCl
Fe + 2HCl= FeCl2 + H2
4.С солями, если металл соли находится в ряду активности правее железа
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu (учащиеся опускают привязанный на нитке гвоздь в водный р-р CuSO4)
5. С водой 3 Fe + 4H2O (пары) = Fe3O4 + 4H2при температуре 700-900оС . Эту реакцию использовал Лавуазье для получения водорода.
Слайд 14Вывод: железо – восстановитель. Образует два ряда соединений: Fe+2
и Fe+3.
Fe
+3
Cl2, HNO3
+2
S, Cu2+, p-р HCI,
p-рH2SO4
+2,+3
O2, H2O
Слайд 152.Стадия осмысления:
работа по программам деятельности
6. Биологическая роль железа.
Задание: прочитайте
текст, заполните таблицу.
Какова роль железа в жизни человека и растений?
Сообщая
учащимся информацию о биологической роли железа для организма человека – реализуется принцип экологизации.
Слайд 16Применение
Задание: воспользуйтесь информационными ресурсами и укажите области применения железа и
его сплавов. Составьте схему:
Fe
Слайд 18Ошибка
Ошибка
Ошибка
Ошибка
Железо легко куется.
Железо взаимодействует с
концентрированными кислотами H2SO4 и HNO3.
Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.
Температура
плавления железа - 15390С
Атомы железа проявляют восстановительные свойства.
Железо – это активный щелочной металл.
Максимальная степень окисления железа равна номеру группы, в которой находится, то есть +8.
На внешнем энергетическом уровне атома железа два электрона, следовательно, это элемент II группы
Слайд 19Вернемся к теме сегодняшнего урока.
Какие цели мы поставили
в начале его?
Удалось ли нам их выполнить?
К
какому выводу вы пришли?
Сегодня я понял (а), что……….
Главным на уроке для меня было………
Больше всего мне запомнилось………….
Слайд 20Вопросы для всех:
В чем состоит главное отличие в строении атома
железа от атомов металлов, изученных ранее?
Можно ли железо назвать элементом
с постоянной степенью окисления? Сколько электронов может отдавать атом железа при взаимодействии с окислителями? От чего это зависит?
Какова распространенность железа в природе? Какие железные руды вы можете назвать?
Химически чистое железо практически не подвергается коррозии на воздухе. Почему же так быстро ржавеют железные гвозди, болты, трубы и другие изделия?
Концентрированные серную и азотную кислоты перевозят в стальных баллонах, не опасаясь их разрушения. Почему?
С помощью каких реагентов можно обнаружить присутствие в растворе ионов Fe2+ и Fe3+ ?
Какие продукты питания наиболее богаты железом?
Слайд 21Задачи для желающих подумать:
Близ города Дели в Индии стоит железная
колонна без малейшего пятнышка ржавчины, хотя ее возраст 2800 лет.
Это знаменитая Кутубская колонна высотой 7 м и массой 6,5 т. Надпись на колонне говорит о том, что она была поставлена в 9 веке до н.э. Чем объяснить ее долговечность и коррозионную стойкость? (Колонна была изготовлена из чистого металла: железа в колонне оказалось 99,72 %. Как удалось получить такой чистый металл в то время до сих пор загадка).
Чтобы обнаружить примеси железа в платиновой посуде, например, чашке, ее нагревают до температуры красного каления. Тогда ее поверхность покрывается красным налетом. С чем связано появление налета? Как удалить этот налет не повредив изделие?
Слайд 22http://pedsovet.su/load/420-1-0-29379 - шаблон презентации
http://icache2.rutraveller.ru/icache/place/7/001/701_340x340.jpg
http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/0/9/4661904.jpg
http://www.motto.net.ua/pic/201209/1280x768/motto.net.ua-7741.jpg
http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/99/d-98018/98018_html_35fad88.jpg
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab8f177-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_04_06.jpg
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a30af-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_056.wmv
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d91229-d534-4874-b849-86a0a19c7e66/056.wmv