Слайд 1Общая характеристика детских образовательных
компьютерных программ
Слайд 2Анализ программного обеспечения, рекомендуемого детям дошкольного возраста (как в нашей
стране, так и за рубежом), показывает огромные возможности компьютерных игр
для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения. Существует множество программ, специально предназначенных для обучения отдельным предметам: математике, художественной литературе и развитию речи, родному и иностранному языкам и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических заданий, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методическим приемам.
Слайд 3Как правило, все детские игровые компьютерные программы в силу своей
специфической, специально ориентированной на дошкольников организации: символического представления информации, опосредованного
характера управления — носят развивающий характер. Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, пакетов, серий — в зависимости от степени их «общности».
Слайд 4Все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие
классы:
Слайд 5Обучающие игры
- игровые программы дидактического («закрытого») типа, в которых
в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.
Сюда входят:
- игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений;
- с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам;
- с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;
- с эстетическим, нравственным, экологическим воспитанием;
- с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.
Слайд 6Развивающие игры для дошкольников
Это компьютерные программы т. н. «открытого» типа,
предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей,
целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка.
Слайд 7К развивающим играм относятся:
Слайд 8Игры-экспериментирования
В играх этого типа цель игры и правила игры
не заданы явно — скрыты в сюжете игры или способе
управления eю. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи.
Слайд 9Игры-забавы
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи
или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто
предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». К этой группе, в частности, можно отнести популярную серию программ типа «Живые книжки».
Слайд 10Игры развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог
и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю
игровых действий смогут многое сказать о ребенке. Однако, более строго, компьютерными диагностическими методиками считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики.
Слайд 11Компьютерные диагностические игры
Такие программы фиксируют заданные параметры, запоминают их
в памяти компьютера, затем обрабатывают и результаты обработки также сохраняют
на диске, в дальнейшем эти результаты выводятся на экран дисплея, или на печатающее устройство для интерпретации психологом, либо такая интерпретация может быть заранее запрограммирована и выведена автоматически компьютером. Результат диагностики может выводиться в виде рекомендаций для персонала детского сада и родителей. К этому классу программ относятся также компьютерные методики экспресс-диагностики различных функциональных систем детского организма, позволяющие в считанные минуты выявлять патологию, отклонения от нормы и затем направлять детей с отклонениями на дальнейшее обследование или лечение в специализированные медицинские учреждения.
Слайд 12Компьютерные диагностические программы могут использоваться в детском саду для:
выявления
уровня общих умственных способностей детей;
оценки уровня развития психических и
психофизиологических свойств личности (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфо-функциональной системы (моторики, быстроты движения и т. д.);
выявления творческих способностей детей;
определения уровня готовности детей к поступлению в детский сад;
определения уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости, физической подготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма, факторов риска);
экспресс-диагностики утомления ребенка в процессе компьютерных занятий;
ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.
Слайд 13В настоящее время идут разработки компьютерных программ и программно-технических средств
для коррекции, реабилитации, компенсации детей с отклонениями либо ограничениями умственного
и физического развития, в т. ч. для слабовидящих и слабослышащих детей, детей с нарушениями развития речи (логопедические) и аутичных детей и т. д