Слайд 1Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики во внеурочное
время.
Учитель информатики
Исупова Дарья Сергеевна
МКОУ «Гимназия» г. Ефремов
Слайд 2В современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только
к уровню знаний выпускников школ, но и к их умению
работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Проектная деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.
Слайд 3Основные требования к использованию метода проектов:
наличие значимой в творческом плане
проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
практическая, познавательная
значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта;
использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.
Слайд 4Цели и задачи проектной деятельности:
контроль знаний и умений по пройденному
материалу;
формирование в сознании школьника информационной картины мира;
возможность работать с компьютером;
развитие
умений поиска и обработки информации;
работа по новым технологиям;
развитие самостоятельности;
умение слушать и уважать мнения учащихся;
способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
развитие исследовательских умений.
Слайд 5Трудности, которые могут возникнуть перед учащимися в ходе выполнения проекта:
выбор
темы;
постановка целей и задач проекта;
пути их решения;
сравнения ожидаемого результата с
тем, что они получили.
Слайд 6Виды проектов.
Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам:
число
участников проекта;
метод, доминирующий в проекте;
продолжительность проекта;
предметно-содержательная область;
масштаб применения проекта.
По количеству
участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
1. Исследовательские.
2. Творческие
3. Ролевые, игровые .
4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) .
5. Практико-ориентированные (прикладные) .
По продолжительности выполнения проекты могут быть: краткосрочными , средней продолжительности , долгосрочными .
По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:
Монопроекты .
Межпредметные .
Системные .
По масштабу применения проекты дифференцируются на:
Групповые .
Общешкольные .
Региональные .
Международные .
Слайд 7Работа над проектами проходит в несколько этапов:
Подготовка к работе над
проектом.
Выбор темы.
Постановка цели и задачи проекта.
Поиск информации различными способами.
Поиск иллюстраций.
Разработка
структуры презентации.
Разработка дизайна кадров.
Подготовка к защите проекта.
Презентация проектов (защита).
Анализ проектной работы.
Слайд 8Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального
раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя
индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 9В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию,
готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.
Велико разнообразие учебных проектов. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определённой темы, и компьютерная игра, и тематическое общение по электронной почте, и многое другое. Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и расширением на факультативах, кружковых занятиях.
Слайд 10Презентацию результатов проектной деятельности целесообразно проводить на уроках обобщения, а
также на школьной конференции. При этом педагоги должны иметь в
виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, - дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств, проектной и исследовательской компетентности.
Слайд 11Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности
обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного
времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и учителей. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.