Разделы презентаций


Основы программирования на Паскале

Содержание

УРОК 1

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Программирование на языке Паскаль

Программирование  на языке Паскаль

Слайд 2УРОК 1

УРОК 1

Слайд 3

Никлаус Вирт (Niklaus Wirth)

В 1970 году в мире программирования

произошли по крайней мере два великих события- появились операционная система

UNIX и новый язык программирования, созданный профессором Никлаусом Виртом из швейцарского Федерального Технологического Института в Цюрихе . Вирт назвал его в честь великого французского математика и философа XVII века Блеза Паскаля.

Блез Паскаль

Никлаус Вирт (Niklaus Wirth) В 1970 году в мире программирования произошли по крайней мере два великих события-

Слайд 4Язык Паскаль удобен для начального обучения программированию, не только
потому,

что учит как правильно написать программу, но и тому, как

правильно
разрабатывать методы решения задач программирования
Язык Паскаль удобен для начального обучения программированию, не только потому, что учит как правильно написать программу, но

Слайд 5Алфавит языка
прописные и строчные буквы латинского алфавита от A до

z, а также символ подчеркивания ( _ ), который тоже

считается буквой.
Прописные и строчные буквы взаимозаменяемы (рАвНоЗнАчНы);
арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9;
специальные одиночные знаки: + – * / = < > . , : ; ^ $ # @;
специальные парные знаки: [ ] ( ) { } ;
составные знаки : < = > = < > .. ( * * ) ( .. ).
Алфавит языкапрописные и строчные буквы латинского алфавита от A до z, а также символ подчеркивания ( _

Слайд 6Структура программы
Программа на языке Паскаль состоит из:

//Заголовок (необязательная часть)
//Блок описаний
//Тело

программы

Структура программыПрограмма на языке Паскаль состоит из://Заголовок (необязательная часть)//Блок описаний//Тело программы

Слайд 7Блок описаний
Описание меток;
Определение констант;
Определение типов;
Описание переменных;
Описание процедур и функций.

Блок описанийОписание меток;Определение констант;Определение типов;Описание переменных;Описание процедур и функций.

Слайд 8Тело программы
begin { начало программы }
{ тело

программы }
end. { конец программы }

Тело программыbegin { начало программы }   { тело программы } end. { конец программы }

Слайд 9Структура программы
Program имя программы; {заголовок программы}
Uses …;{раздел подключения модулей}


Label …; {раздел описания меток}
Const …; {раздел описания констант}


Туре …; {раздел определения типов}
Var …; {раздел описания переменных}
Function …; Procedure …; {раздел описания функций и процедур}
BEGIN
... {раздел операторов}
END.
Структура программыProgram имя программы;  {заголовок программы}Uses …;{раздел подключения модулей} Label …; {раздел описания меток} Const …;

Слайд 10
Из чего состоит программа?
Константа – постоянная величина, имеющая имя.
Переменная –

изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).
Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий

некоторые действия (рисование окружности).
Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).
Из чего состоит программа?Константа – постоянная величина, имеющая имя.Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).Процедура –

Слайд 11
Константы
const
i2 = 45; { целое число }
pi

= 3.14; { вещественное число }

q = 'Вася'; { строка

символов }

L = True; { логическая величина }

целая и дробная часть отделяются точкой

можно использовать русские буквы!

может принимать два значения:
True (истина, «да»)
False (ложь, «нет»)

Константыconst 	  	i2 = 45; { целое число }	pi = 3.14; { вещественное число }	q =

Слайд 12
Переменные
Типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
char { один символ }
string { символьная

строка }
boolean { логическая }
Объявление переменных (выделение памяти):
var a, b,

c: integer;

variable – переменная

тип – целые

список имен переменных

ПеременныеТипы переменных:integer			{ целая }real			{ вещественная }char			{ один символ }string			{ символьная строка }boolean 			{ логическая }Объявление переменных (выделение

Слайд 13Пример программы
Begin
write(‘Это моя первая программа!’);
End.

Запустите программу на исполнение просмотрите результат.

Пример программыBegin	write(‘Это моя первая программа!’);End.Запустите программу на исполнение просмотрите результат.

Слайд 14Оператор вывода
Write(‘текст’); - оператор вывода текста и переменных на экран

(оставляет курсор на текущей строке);

Writeln(‘текст’); - оператор вывода текста и

переменных на экран (переносит курсор на новую строку);
Оператор выводаWrite(‘текст’); - оператор вывода текста и переменных на экран (оставляет курсор на текущей строке);Writeln(‘текст’); - оператор

Слайд 15Задание
Выведите следующий текст на экран:
Привет всем!
Я лучший программист ОСШ

№3!
Обратите внимание на то, что текст выводится в две разные

строчки
Задание Выведите следующий текст на экран:Привет всем!Я лучший программист ОСШ №3!Обратите внимание на то, что текст выводится

Слайд 16УРОК 2

УРОК 2

Слайд 17Вычисление математических выражений в ABC Pascal

Вычисление математических выражений в ABC Pascal

Слайд 18Приоритет выполнения операций в ABC Pascal такой же, как и

в математике.
Достаточно только научиться правильно записывать математические выражения на языке

Pascal
Приоритет выполнения операций в ABC Pascal такой же, как и в математике.Достаточно только научиться правильно записывать математические

Слайд 19Арифметические действия
Вычисли:

10 div 3 18 mod 4

Арифметические действияВычисли:10 div 3 		18 mod 4

Слайд 20Примеры
Десятичная запятая в Pascal обозначается точкой

ПримерыДесятичная запятая в Pascal обозначается точкой

Слайд 21Стандартные функции
Определите результат:
Frac(16.68); Round(16.68); Trunc(16.68);

Стандартные функцииОпределите результат: Frac(16.68); Round(16.68); Trunc(16.68);

Слайд 22
Стандартные функции

Стандартные функции

Слайд 23Градусы в Pascal нужно перевести в радианы

Градусы в Pascal нужно перевести в радианы

Слайд 24Операторы ЯП Pascal ABC

Операторы ЯП Pascal ABC

Слайд 25
Оператор присваивания
Арифметическое выражение может включать
константы
имена переменных
знаки арифметических операций:
+

- * / div mod

вызовы

функций
круглые скобки ( )

умножение

деление

деление нацело

остаток от деления

<имя переменной> := <выражение>;


Оператор присваиванияАрифметическое выражение может включатьконстантыимена переменныхзнаки арифметических операций:	 	 + -  *  /

Слайд 26 program qq;
var a, b: integer;
x, y: real;
begin
a

:= 5;
10 := x;
y

:= 7,8;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
a := b + x;
end.


Какие операторы неправильные?

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются точкой

нельзя записывать вещественное значение в целую переменную


program qq;	var a, b: integer;		 x, y: real; 	begin	 a := 5;   10 := x;

Слайд 27
Оператор ввода
read ( a ); { ввод значения переменной

a}
read ( a, b ); { ввод значений переменных a

и b}

Как вводить два числа?
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30

Оператор вводаread ( a );  { ввод значения переменной a}read ( a, b ); { ввод

Слайд 28
Оператор вывода
write ( a ); { вывод значения переменной

a}
writeln ( a ); { вывод значения переменной a и

переход на новую строчку}

writeln ( 'Привет!' ); { вывод текста}

writeln ( 'Ответ: ', c ); { вывод текста и значения переменной c}

writeln ( a, '+', b, '=', c );

Оператор выводаwrite ( a );  { вывод значения переменной a}writeln ( a ); { вывод значения

Слайд 29
Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и вывести на

экран их сумму.
Простейшее решение:
program qq;
var a, b, c: integer;
begin

read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.
Сложение двух чиселЗадача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму.Простейшее решение:	program qq;	var a, b,

Слайд 30
Полное решение
program qq;
var a, b, c: integer;
begin
writeln('Введите два

целых числа');
read ( a, b );
c

:= a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.

Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь

Полное решение	program qq;	var a, b, c: integer;	begin  writeln('Введите два целых числа');  read ( a, b

Слайд 31УРОК 3

УРОК 3

Слайд 32ВЫЧИСЛИТЬ:
12 div 4 =
19 div 5 =
12 mod

3 =
136 mod 10 =

ВЫЧИСЛИТЬ:12 div 4 = 19 div 5 = 12 mod 3 = 136 mod 10 =

Слайд 34Домашнее задание
1. Вычислить длину окружности и площадь круга по заданному

радиусу
2. Вычислить периметр прямоугольного треугольника по его катетам

Домашнее задание1. Вычислить длину окружности и площадь круга по заданному радиусу2. Вычислить периметр прямоугольного треугольника по его

Слайд 35УРОК 4

УРОК 4

Слайд 36Реализация разветвляющихся алгоритмов на Паскале

Реализация разветвляющихся алгоритмов на Паскале

Слайд 37Условный оператор (полная форма)

полная форма ветвления

Условный оператор (полная форма)полная форма ветвления

Слайд 38
Условный оператор (полная форма)
if then begin
{что

делать, если условие верно}
end
else begin

{что делать, если условие неверно}
end;

Особенности:
перед else НЕ ставится точка с запятой
если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end

Условный оператор (полная форма) 	if then begin  {что делать, если условие верно}    end

Слайд 39Условный оператор (неполная форма)

неполная форма ветвления

Условный оператор (неполная форма)неполная форма ветвления

Слайд 40
Условный оператор (неполная форма)
if then begin
{что

делать, если условие верно}
end;
Особенности:
если в блоке один

оператор, можно убрать слова begin и end
Условный оператор (неполная форма) 	if then begin  {что делать, если условие верно}   end;Особенности:если в

Слайд 41Вычислить значение функции:

Вычислить значение функции:

Слайд 42Домашнее задание
Составьте программу, которая уменьшает первое число в пять раз,

если оно больше второго.

2. Запишите программу, в которой значение переменной

с вычисляется по формуле: a+b, если а нечетное и a*b, если а четное.
Домашнее заданиеСоставьте программу, которая уменьшает первое число в пять раз, если оно больше второго.2. Запишите программу, в

Слайд 43УРОК 5

УРОК 5

Слайд 44Домашнее задание
а). Известно значение х. Вычислить у, если
б). Даны

координаты точки. Выяснить лежит ли эта точка в 3 координатной

четверти?

2. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 6;
b := 15;
a := b – a*2;
if a > b then
c := a + b
else c := b – a;

1. Написать программу решения задачи:

Домашнее заданиеа). Известно значение х. Вычислить у, если б). Даны координаты точки. Выяснить лежит ли эта точка

Слайд 45УРОК 6

УРОК 6

Слайд 46Реализация циклических алгоритмов на Паскале

Реализация циклических алгоритмов на Паскале

Слайд 47
Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.
цикл с известным

числом шагов (цикл с параметром)
цикл с неизвестным числом шагов (цикл

с условием)
Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.цикл с известным числом шагов (цикл с параметром)цикл с неизвестным

Слайд 48Циклы с параметром

Циклы с параметром

Слайд 50
for := to

do begin
{тело цикла}
end;
Увеличение переменной

на 1(шаг 1):

for <переменная> := <начальное значение> downto
<конечное значение> do begin
{тело цикла}
end;

Уменьшение переменной на 1 (шаг -1):

for := to   do begin  {тело цикла}    end;Увеличение переменной на 1(шаг

Слайд 51
Особенности:
переменная цикла может быть только целой (integer)
шаг изменения переменной цикла

всегда равен 1 (to) или -1 (downto)
если в теле цикла

только один оператор, слова begin и end можно не писать:
если конечное значение меньше начального, цикл (to) не выполняется ни разу (проверка условия в начале цикла, цикл с предусловием)

for i:=1 to 8 do
writeln('Привет');

Особенности:переменная цикла может быть только целой (integer)шаг изменения переменной цикла всегда равен 1 (to) или -1 (downto)если

Слайд 52
в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла
при изменении

начального и конечного значения внутри цикла количество шагов не изменится:
n

:= 8;
for i:=1 to n do begin
writeln('Привет');
n := n + 1;
end;

нет зацикливания

в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла при изменении начального и конечного значения внутри цикла количество

Слайд 53Циклы с предусловием

Циклы с предусловием

Слайд 55
while do begin
{тело цикла}

end;
Особенности:
можно использовать сложные условия:
если в теле цикла только один оператор,

слова begin и end можно не писать:

while (a {тело цикла}
end;

while a < b do
a := a + 1;

while do begin  {тело цикла}    end;Особенности:можно использовать сложные условия:если в теле цикла только

Слайд 56
условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл
если условие на

входе в цикл ложно, цикл не выполняется ни разу
если условие

никогда не станет ложным, программа зацикливается

a := 4; b := 6;
while a > b do
a := a – b;

a := 4; b := 6;
while a < b do
d := a + b;

условие пересчитывается каждый раз при входе в циклесли условие на входе в цикл ложно, цикл не выполняется

Слайд 57Циклы с постусловием

Циклы с постусловием

Слайд 59Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка условия

выполняется в конце цикла.
repeat

until

Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка условия выполняется в конце цикла.repeat until

Слайд 60Найти сумму квадратов всех натуральных чисел от 1 до 100.

Решим эту задачу с использованием всех трех видов циклов.

ЗАДАЧА

Найти сумму квадратов всех натуральных чисел от 1 до 100. Решим эту задачу с использованием всех трех

Слайд 61 С использованием цикла "Пока".
Program qq;
var a, s : integer;
begin
a:=1;
s:=0;
while a

do begin
s:=s+a*a;
a:=a+1;
end;
writeln(s);
end.

С использованием цикла

Слайд 62С использованием цикла "До"
Program qq;
var a, s : integer;
begin
a:=1;
s:=0;
Repeat
s:=s+a*a;
a:=a+1;
until a

>100;
writeln(s);
end.


Слайд 63 С использованием цикла "С параметром"
Program qq;
var a, s : integer;
begin
s:=0;
for

a:=1 to 100 do
s:=s+a*a;
writeln (s);
end.

С использованием цикла

Слайд 64Задача.
Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от

1 до 8.
Особенность:
одинаковые действия выполняются 8 раз.

Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до 8.Особенность: одинаковые действия выполняются 8

Слайд 65

начало
конец

i1 := i * i;
i2 := i1 * i;
i :=

1,8
блок «цикл»
тело цикла
i, i1, i2

началоконецi1 := i * i;i2 := i1 * i;i := 1,8блок «цикл»тело циклаi, i1, i2

Слайд 66
Программа


program qq;
var i, i1, i2: integer;
begin


for i:=1 to

8 do begin
i1 := i*i;
i2 :=

i1*i;
writeln(i, i1, i2);
end;
end.

переменная
цикла

начальное значение

конечное значение

Программаprogram qq;var i, i1, i2: integer;begin  for i:=1 to 8 do begin  i1 := i*i;

Слайд 67
Цикл с уменьшением переменной
Задача. Вывести на экран квадраты и кубы

целых чисел от 8 до 1 (в обратном порядке).
Особенность: переменная

цикла должна уменьшаться.
Решение:

for i:=8 1 do begin
i1 := i*i;
i2 := i1*i;
writeln(i, i1, i2);
end;

downto

Цикл с уменьшением переменнойЗадача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 8 до 1 (в

Слайд 68УРОК 7

УРОК 7

Слайд 69Массивы на Паскале

Массивы на Паскале

Слайд 70
Массив – это группа однотипных элементов, имеющих общее имя и

расположенных в памяти рядом.
Особенности:
все элементы имеют один тип
весь массив имеет

одно имя
все элементы расположены в памяти рядом
Примеры:
список учеников в классе
квартиры в доме
школы в городе
данные о температуре воздуха за год
Массив – это группа однотипных элементов, имеющих общее имя и расположенных в памяти рядом.Особенности:все элементы имеют один

Слайд 71

A
массив
3
15
НОМЕР элемента массива
(ИНДЕКС)
A[1]
A[2]
A[3]
A[4]
A[5]
ЗНАЧЕНИЕ элемента массива
A[2]
НОМЕР (ИНДЕКС) элемента массива: 2
ЗНАЧЕНИЕ элемента

массива: 10


Aмассив315НОМЕР  элемента массива(ИНДЕКС)A[1]A[2]A[3]A[4]A[5]ЗНАЧЕНИЕ элемента массиваA[2]НОМЕР (ИНДЕКС)  элемента массива: 2ЗНАЧЕНИЕ  элемента массива: 10

Слайд 72

Объявление массивов
Зачем объявлять?
определить имя массива
определить тип массива
определить число элементов
выделить

место в памяти
Массив целых чисел:


Размер через константу:
имя
начальный индекс
конечный

индекс

тип
элементов


var A: array[1.. ] of integer;

const N=5;

N





var A : array[ 1 .. 5 ] of integer ;

Объявление массивовЗачем объявлять? определить имя массиваопределить тип массиваопределить число элементоввыделить место в памятиМассив целых чисел: Размер через

Слайд 73Что неправильно?
var a: array[10..1] of integer;
...
A[5] := 4.5;
[1..10]
var a:

array ['z'..'a'] of integer;
...
A['B'] := 15;
A['b']
['a'..'z']
var a: array [0..9]

of integer;
...
A[10] := 'X';
Что неправильно?var a: array[10..1] of integer;... A[5] := 4.5;[1..10]var a: array ['z'..'a'] of integer;... A['B'] := 15;A['b']['a'..'z']var

Слайд 74Объявление:
Ввод с клавиатуры:
Поэлементные операции:
Вывод на экран:
const N = 5;
var

a: array[1..N] of integer;
i: integer;
for i:=1 to N

do begin
write('a[', i, ']=');
read ( a[i] );
end;

a[1] =
a[2] =
a[3] =
a[4] =
a[5] =

5
12
34
56
13

for i:=1 to N do a[i]:=a[i]*2;

writeln('Массив A:');
for i:=1 to N do write(a[i]:4);

Массив A:
10 24 68 112 26

Объявление:Ввод с клавиатуры:Поэлементные операции:Вывод на экран:const N = 5; var a: array[1..N] of integer;  i: integer;for

Слайд 75
Задача:
1. Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов,

найти среднее арифметическое всех элементов массива.
Пример:
Введите пять

чисел:
4 15 3 10 14
среднее арифметическое 9.200

РЕШЕНИЕ:

Задача:1.   Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, найти среднее арифметическое всех элементов массива.

Слайд 76Program qq;
var N: array[1..5] of integer;
i: integer;
c, k: real;
begin
for i:=1

to 5 do begin
write ('N[',i,']');
read (N[i]);
end;
c:=0;
for i:=1 to 5 do

begin
c:=c + N[i];
k:=c/5;
end;

write('среднее', k:6:2);

end.

Program qq;var N: array[1..5] of integer;i: integer;c, k: real;beginfor i:=1 to 5 do beginwrite ('N[',i,']');read (N[i]);end;c:=0;for i:=1

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика