Слайд 1ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ
автор Макаров А.Д., преподаватель
Тюменского нефтегазового колледжа
имени
Ю.Г.Эрвье
Слайд 2Илья Сергеевич Глазунов - выдающийся русский художник современности, Народный художник СССР,
академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации, основатель
и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Родился в 1930 году в Ленинграде.
Слайд 3"Художником меня сделал Ленинград, - говорит он, - с его
громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер...
Эрмитаж - мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах... Сколько помню себя - рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: "Живи!"
Слайд 4 Особый творческий метод
Сам
художник определяет его по Достоевскому «как реализм в высшем смысле
этого слова», как выражение идеи борьбы и зла, где поле битвы – сердце
человека. Он творит «мыслеобразы» выражающие нравственные, социальные и эстетические категории, когда форма внешнего мира служит для выражения мира внутреннего.
Его называют «Достоевским в
живописи».
Слайд 5Автор серии работ по сюжетам романов Ф. М. Достоевского и
актуальным политическим темам («Чили», 1969; «Никарагуа», 1983), портретов многих советских
и иностранных политических и общественных деятелей, писателей и артистов. Создал живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980, здание ЮНЕСКО в Париже), а также цикл многофигурных полотен (1970—1990), в которых воплотил свою концепцию самобытного исторического пути России («Мистерия XX века», «Вечная Русь», «Моя жизнь», «Поле Куликово» и др.).
Слайд 6МАСШТАБНЫЕ РАБОТЫ
Вклад народов СССР
в мировую культуру и цивилизацию.
1980. Холст, масло.
250 х 500.
Слайд 7Международная критика отметила
необычность колорита, смелость решения и поистине новаторскую
подачу столь трудного по выражению содержания.
«Вклад народов
СССР в мировую культуру и
цивилизацию» 1980 г.
Здание ЮНЕСКО, Париж
Слайд 8 Главная тема творчества
Всеобъемлющей страстью,
любовью и болью, главной темой творчества
И.Глазунова является
Россия, породившая его, давшая своей величественной и трагической историей импульс к творчеству и выдвинувшая в мир проповедников её пробуждения и возвращения на верный исторический путь.
Слайд 9Илья Глазунов. Вечная Россия (Сто веков).
1988. Холст, масло. 300 х
600.
Слайд 10Это полотно художник посвятил 1000-летию Крещения Руси. Художник представил историю
вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего
начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых, создававших, возвышавших и защищавших Россию.
Слайд 11Илья Глазунов. Великий эксперимент.
1990. Холст, масло. 250 х 500.
Слайд 12Илья Глазунов. Моя жизнь.
1994. Холст, масло. 250 х 500.
Слайд 13Илья Глазунов. Россия, проснись!
1994. Холст, масло. 250 x 400.
Слайд 14Илья Глазунов. Мистерия XX века.
1999. Холст, масло. 300 х 800.
Слайд 15«Мистерия ХХ века»
Картина Глазунова “Мистерия XX века” (1988) стала
своего рода иллюстрацией борьбы Добра
и Зла, мировых потрясений, пережитых
человечеством в XX в. В центре картины
художник написал Сталина, символизирующего самую великую победу добра в современном
мире — победу русского народа в Великой Отечественной войне. В советское время картину «Мистерия ХХ века» не разрешали показывать на выставках. Власти сказали художнику, что согласятся
на её показ только тогда, когда он вместо Солженицына напишет на полотне портрет Брежнева.
Слайд 16Илья Глазунов.
Разгром Храма в Пасхальную ночь.
1999. Холст, масло. 400 х
800.
Слайд 17Илья Глазунов. Рынок нашей демократии.
1999. Холст, масло. 300 х 600.
Слайд 18Мастер портрета
Славу непревзойденного мастера портрета снискали художнику созданные им образы
соотечественников и «звезд» мировой культуры, выдающихся государственных и общественных деятелей
(Л. Висконти, У. К. Кекконен, Д. Лоллобриджида, Индира Ганди, короли Швеции, Лаоса, Испании, папа римский Иоанн-Павел II и др.).
Слайд 19Илья Глазунов. Нина в шубке.
1954. Бумага, соус, уголь.
Слайд 20Илья Глазунов. Нина. Портрет жены художника.
1955. Собственность автора.
Слайд 21Илья Глазунов. Князь Мышкин.
1956. Бумага, соус, пастель.
Иллюстрация к роману Федора
Достоевского
Идиот
Слайд 22
Илья Глазунов. Царевич Димитрий.
1967. Фанера, масло, инкрустация. Собственность автора.
Слайд 23Илья Глазунов. Русский мужик.
1967. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Слайд 24Илья Глазунов. Князь Олег и Игорь.
1973. Холст, масло. Третьяковская Галерея,
Москва, Россия.
Слайд 25Илья Глазунов. За ваше здоровье.
1977. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Слайд 26Илья Глазунов. Возвращение блудного сына.
1977. Министерство культуры. Москва, Россия.
Слайд 27Особое место среди работ исторической тематики занял цикл «Поле Куликово,
отражающий переломный момент в истории Отечества, ознаменованный Куликовской битвой. В
своих произведениях Глазунов предстает не только как великий продолжатель традиций отечественной школы высокого реализма, виртуозный рисовальщик, мастер композиции, но и знаток мировой истории и культуры.
Слайд 28Засадный полк. Из цикла "Поле Куликово".
Слайд 29Илья Глазунов. Проводы войска.
1979. Холст, масло. Тульский областной художественный музей,
Тула, Россия.
Из цикла Поле Куликово
Слайд 30Иллюстрирование литературных произведений
В цикле ставших хрестоматийными иллюстраций к произведениям русских
классиков — Блока, Куприна, Некрасова, Мельникова-Печерского, Лескова, созданных в 60-е,
Глазунов явил себя как глубочайший знаток национального духа и быта, глубокий психолог, величайший мастер передачи образного строя литературного произведения языком изобразительного искусства.
Слайд 31Илья Глазунов. Незнакомка.
1980. Бумага, соус, пастель.
Иллюстрация к стихотворению А. Блока.
Слайд 32Илья Глазунов. Нелли.
1983. Бумага, пастель.
Иллюстрация к роману Федора Достоевского
Униженные и
оскорбленные
Слайд 33Илья Глазунов. Юность Андрея Рублева.
1985. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Слайд 34Илья Глазунов. Тутаев над рекой.
1984. Собственность автора.
Слайд 35Илья Глазунов. Тутаев пруд.
1986. Собственность автора.
Слайд 36Илья Глазунов. Автопортрет с семьей.
1986. Холст, масло.
Слайд 37Илья Глазунов. Ева.
1986. Холст, масло.
Слайд 38Илья Глазунов. Девушка в платке.
1987.
Слайд 39Илья Глазунов. На колхозном складе.
1986. Холст, масло.
Слайд 40Илья Глазунов. Город. Сумерки.
1987.
Слайд 41Илья Глазунов. Портрет писателя Валентина Распутина.
1987. Холст, масло. Собственность автора.
Слайд 42
Илья Глазунов. Портрет поэта Андрея Дементьева.
1987. Холст, масло.
Слайд 43Илья Глазунов. Венеция.
1987. Собственность автора.
Слайд 44Илья Глазунов. Озеро слез. Черный пруд.
1988. Холст, масло.
Слайд 45Из серии "Блокадный Ленинград" 1956 г.
Слайд 47Многогранный талант Глазунова воплотился в ряде его архитектурных проектов: музея
народного искусства в Палехе, оформлении интерьеров зданий Российского посольства в
Мадриде, созданной художником Российской Академии живописи, ваяния и зодчества и зданий Московского Кремля. В созданных художником архитектурных образах проявилось блестящее чувство стиля, глубокое проникновение в традиции русской классической архитектуры.
Слайд 48 Российская Академия живописи, ваяния и зодчества.
Слайд 51 ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Являясь представителем официального «разрешённого» искусства, найдя свою «нишу», художник
поныне остаётся
одним из самых востребованных русских художников.
Его выставки с триумфом проходят в крупнейших городах и столицах мира от Токио до Мадрида, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации.
Слайд 52Широкий резонанс вызывает общественная деятельность Глазунова. В самые тяжелые годы
идеологического гнета он стал возбудителем интереса к отечественной истории, выдающимся
деятелям России, чьи имена находились под глубоким запретом; он один из немногих утверждал, что у России не «темное проклятое», а великое прошлое, что она никогда не была «тюрьмой народов», не знала глупых и недостойных монархов, что ей должно принадлежать великое будущее.
«Я монархист не только потому, что идея монархии — это святая и вечная традиция истории человечества, — говорит И. Глазунов, — но и потому, что все, что я люблю в истории России, связано с идеей монархии. Россия — страна, не знавшая колоний… Царская Россия была самой свободной, самой богатой и самой духовной страной мира. Общеизвестен ее вклад в культуру человечества».
Слайд 53Творческая и общественная деятельность Глазунова отмечена рядом наград — Орденом
Сергия Радонежского (1998), Серебряной медалью Всемирного Совета Мира (1987), орденом
Вишну (Лаос, 1967), Золотой медалью ЮНЕСКО (1999) орденом св. Михаила (Португалия). Именем Глазунова названа одна из планет.
Слайд 55Ссылки
Глазунов Илья Сергеевич. Официальный сайт
Глазунов Илья Сергеевич. Лучшие произведения
Глазунов Илья
Сергеевич. Биографическая справка
«Ставьте вопросы конкретнее». О выставке художника И. Глазунова
в Манеже в 1978 г. // «Посев» (1978. № 10)
Иллюстрированное эссе об Илье Глазунове. Art-in-Exile.com