Слайд 1А.С. Пушкин и физика
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Слайд 2Медный всадник
…И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с
простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.»
Слайд 3Из истории создания памятника Петру Великому
Работа Фальконе над фигурой всадника,
остановившего вздыбившегося коня у самого края скалы
Создание пьедестала для памятника
Слайд 4Создание пьедестала
Для «скалы» неподалеку от Петербурга нашелся огромный гром-камень массой
около 1600 тонн, с глубокой расщелиной, оставленной в нем некогда
ударившей молнией. Камень нужно было вывозить из 50метровой глубины болотной топи и доставить в Петербург.
Слайд 5Путь начался…
С помощью рычагов и воротов глыбу опрокинули на гигантскую
платформу, но дорога не позволяла осуществить перевозку. Ждали морозов, чтобы
преодолеть 8 верст.
С невероятным трудом камень был доставлен в столицу.
Для его транспортировки был изобретен оригинальный способ.
Везли камень на огромной деревянной платформе с медными
полозьями. Под полозья подкладывали деревянные рельсы с
желобами, в которых лежали медные шары. По ним при помощи
воротов 400 человек катили платформу со скоростью 400 м в сутки.
Во время движения на скале сидели 48 каменотесов, старавшихся придать ей нужную форму.
Подвезя к реке, монолит погрузили в гигантскую баржу и доставили прямо к набережной Сенатской площади.
Вся операция по перевозке камня заняла почти полгода.
Так подшипники сыграли большую роль в перемещении гром –камня, а условия плавания тел – в доставке его на место.
Слайд 6Работа над памятником
Образ Петра сложился у Фальконе сразу. Чтобы закрепить
задуманное технически (вздыбившего коня) скульптор долго наблюдал за конями поднявшимися
на дыбы. Идея пришла…
Сложной задачей оказалось укрепление на пьедестале фигуры вздыбленного коня с всадником. Но выход был найден. Конь топчет змею(символ зла), которая с одной стороны служит аллегорией: по словам Фальконе - "возвышает мысль", а с другой - соединяясь с хвостом коня, создает третью, почти незаметную, точку опоры.
Слайд 7Открытие памятника
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года
Радищев
писал: «Статуя представляет собой мощного всадника на коне борзом, стремящемся
на гору крутую, кое я вершины он уже достиг, раздавив землю, в пути лежащую <...> Крутизна горы суть препятствия, кои Петр имел, производя в действо свои намерения; змея, в пути лежащая, коварство и злоба, искавшие кончины его за введение новых нравов; древняя одежда, звериная кожа и весь простой убор коня и всадника суть простые и грубые нравы и непросвещение, кои Петр нашел в народе, который он преобразовать вознамерился; глава, лаврами венчанная, победитель бо был прежде нежели законодатель<...>»
Слайд 8Физика и лирика Пушкина
Первоначальное значение слова «физика» (от греч. ju1siV
– природа) - природа, все, что окружает человека: леса, поля,
реки, море, горы, небо, звезды, далекие миры. И сам человек со своим сложным миром мыслей, переживаний, ощущений.
К физике-природе, при таком исконном понимании слова, творчество Пушкина имеет, несомненно, самое прямое отношение: она представлена в его произведениях широко, вдохновенно и по научному глубоко.
Блестящий знаток природы Пушкин не мог не описать многие физические явления…Красиво дает описание:
«белых ночей»
смены времен года
круговорота воды в природе
волнового движения
относительности движения
буря
природы
Слайд 9 …И не пуская тьму ночную
На золотые
небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи
полчаса.
Слайд 10…И дни бегут; желтеют нивы;
С дерев спадает дряхлый лист;
В лесах
осенний ветра свист
Певиц пернатых заглушает;
Тяжелый пасмурный туман
Нагие холмы обвивает;
Зима приближалась…
Слайд 11 Едва прозрачный лед, над озером тускнея,
Кристаллом покрывал недвижные струи…
(«К Овидию»)
Исчезли
юные забавы, как сон как утренний туман… («К Чаадаеву»)
Взломав свой синий лед, Нева к морям его несет и, чуя вешни дни, ликует…
(
Слайд 12Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На
раздутых парусах.
…
И сладостно шумят полуденные волны…
Слайд 13Движенья нет – сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред
ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но,
господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако прав упрямый Галилей.
Слайд 14«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось
в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала
небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»
Слайд 15Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
Проглянет день, как
будто поневоле,
И скроется за край окружных гор...
…Исчезли юные забавы, как
сон как утренний туман…
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины.
И дремлющий залив, и черных скал вершины...
…Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
…Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета...
…В багрец и золото одетые леса...
Слайд 16 Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь
обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам
опыты быстротекущей жизни...
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
«Борис Годунов»
А.С. Пушкин и естественно-научная картина его времени
Слайд 17 Пушкин понимал, что знания - такое же богатство страны, как
запасы недр, полей и лесов. Знания - капитал, залог и
необходимый потенциал развития общества. В 7-й главе «Евгения Онегина» представлена развернутая картина будущей российской действительности:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
Слайд 18Из бедного седого простяка
Панкратий вдруг в Невтоны
претворился.
Обдумывал, смотрел, сличал,
смекну
И в радости свой опрокинул
стул.
И, как мудрец, кем Сиракуз
спасался,
По улице бежавший бос и гол,
Открытием своим он
восхищался
И громко всем кричал:
«Нашел! нашел!»
поэма«Монах», 1813г.
Эврика!
Слайд 19Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь
и воды
И не подавят нас собой, –
и сопровождает в рукописи
написанное красноречивым комментарием:
«Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!»
«Подражаниях Корану»
Слайд 20О, сколько нам открытий
чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок
трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
1829г.
Слайд 21Презентацию выполнила:
Лифанова Наталья Владимировна,
учитель физики МОУ Космынинская СОШ
МР г.
Нерехта и Нерехтский район
Костромская область