Слайд 1Зуева Л.В.
УРОК В 8 «Б» КЛАССЕ
«Человека можно уничтожить, но
его нельзя победить». ( По повести Э. Хемингуэя «Старик
и море».)
Учитель
ЗУЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА (МОУ СОШ № 9 г. Ржева Тверской области)
Слайд 2Зуева Л.В.
ЦЕЛЬ УРОКА
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя;
анализируя повесть
«Старик и море», раскрыть философию и миропонимание автора, веру писателя
в человека и силу его духа;
дать представление о художественном стиле Хемингуэя («методе айсберга»).
Слайд 3Зуева Л.В.
ХОД УРОКА
1. Человек – легенда Эрнест Хемингуэй. Знакомимся
с судьбой и творчеством американского писателя.
(Презентация)
Слайд 4 О нём ещё при жизни складывались легенды.
Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека
в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, писатель и в жизни стремился воплотить тип своего героя. ОХОТНИК, РЫБОЛОВ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ВОЕНКОР, а по необходимости и СОЛДАТ, он выбирал во всём путь наибольшего сопротивления, самого себя испытывал на «прочность», порой рискуя жизнью – не ради острых ощущений, а потому, что осмысленный риск, по его мнению, подобает настоящему мужчине.
Слайд 6Зуева Л.В.
Детство.
Эрнест Хемингуэй родился
21 июля 1899 года в пригороде Чикаго в штате Иллинойс.
Его отец Кларенс Эдмонт Хемингуэй был врачом, а мать Грейс Холл посвятила жизнь воспитанию детей.
Отец с раннего детства пытался привить Эрнесту любовь к природе, мечтая о том, что тот пойдёт по его стопам и займется медициной. Когда Эрни было 3 года ,Кларенс Хемингуэй подарил ему первую удочку и взял с собой на рыбалку. К 8 годам будущий писатель уже знал наизусть именования всех деревьев, цветов, птиц, рыб и зверей, которые обитали на Среднем Западе. Другим любимым занятием для Эрнеста стала литература. Мальчик часами сидел за книгами, которые мог найти в домашней библиотеке. Миссис Хемингуэй мечтала о другом будущем для своего сына Она заставляла его петь в церковном хоре и играть на виолончели.
У семьи был ещё коттедж на озере Валлун. Каждое лето Хемингуэй отправлялся в эти тихие места. Его никто не заставлял играть на виолончели, и он мог заниматься своими делами — сидеть на берегу с удочкой, бродить по лесу, играть с детьми из индейского посёлка. В 1911 году, когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка подарил ему однозарядное ружье 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы старика и на всю жизнь сохранил о нём добрые воспоминания. Охота стала для Эрнеста главной страстью. Одни из первых своих рассказов о Нике Адамсе Хемингуэй посвятит именно охоте и фигуре отца. Его личность, жизнь и трагический конец будут всегда волновать писателя.
Слайд 7Зуева Л.В.
Школьные годы
Будучи здоровым и
сильным юношей, Хемингуэй активно занимался боксом и футболом.
В школьные годы дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном журнале «Скрижаль». Летом 1916 года, после школьных занятий, Эрнест, стремясь завоевать независимость от родителей, отправляется с приятелем в самостоятельное путешествие в Северный Мичиган. Там он переживает массу впечатлений, которые позднее войдут во многие произведения писателя. Первые литературные опыты давались Эрнесту без особого труда, и он решил еженедельно писать репортажи для школьной газеты «Трапеция». Это были репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем.
Слайд 8Зуева Л.В.
Полицейский репортёр
После выпуска из
школы он решил не поступать в университет, как этого требовали
родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету «Star». Молодой репортёр выезжал на все происшествия, знакомился с притонами, сталкивался с наемными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах.
Эрнест наблюдал, запоминал, старался понять мотивы человеческих поступков, улавливал манеру разговоров, жесты и запахи. Всё это откладывалось у него в памяти, чтобы потом стать сюжетами, деталями и диалогами будущих рассказов. Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие.
Слайд 9Зуева Л.В.
Первая мировая война
Хемингуэй хотел
служить в армии, однако из-за плохого зрения ему долго отказывали.
Но он все-таки сумел попасть на фронты Первой мировой войны в Италии, записавшись шофёром-добровольцем Красного Креста. В первый же день его пребывания в Милане Эрнеста и других новобранцев прямо с поезда бросили на расчистку территории взорванного завода боеприпасов. На следующий день молодого Хемингуэя отправили в качестве водителя санитарной машины на фронт в отряд, дислоцировавшийся в городке Шио. Однако почти всё время здесь проходило в развлечениях: посещении салонов, игре в карты и бейсбол. Эрнест не смог долго вытерпеть такой жизни и добился перевода на реку Пьява, где стал заниматься обслуживанием армейских лавок. А вскоре он нашёл способ оказаться и на передовой, вызвавшись доставлять продукты солдатам прямо в окопы.
8 июля 1918 года Хемингуэй, спасая раненого итальянского снайпера, попал под огонь австрийских пулемётов и миномётов, но остался жив. В госпитале из него вынули 26 осколков, при этом на теле Эрнеста было более двухсот ран. Вскоре его перевезли в Милан, где простреленную коленную чашечку врачи заменили железным протезом.
Слайд 10Зуева Л.В.
Возвращение домой
21 января 1919 года
Эрнест вернулся в США героем — о нём писали все
центральные газеты как о первом американце, раненном на итальянском фронте. А король Италии наградил его серебряной медалью «За доблесть» и «Военным крестом».
Почти целый год Хемингуэй провел в кругу семьи, залечивая полученные раны и думая о своём будущем. 20 февраля 1920 года он переезжает в Торонто, чтобы снова вернуться к журналистике. Газета «Торонто Стар» позволила молодому репортёру писать на любые темы. Первые работы Эрнеста — «Кочующая выставка картин» и «Попробуйте побриться бесплатно» высмеивали предрассудки американцев. Позднее появились более серьёзные материалы о войне; о ветеранах, которые никому не нужны у себя дома; о гангстерах и глупых чиновниках.
В эти же годы у писателя разгорелся конфликт с матерью, которая не желала видеть в Эрнесте взрослого человека. Результатом нескольких ссор и стычек стало то, что Хемингуэй забрал все свои вещи и переехал в Чикаго. В этом городе он продолжил сотрудничать с «Торонто Стар», параллельно занимаясь редакторской работой в другом журнале. 3 сентября 1921 года Эрнест женится на молодой пианистке Хэдли Ричардсон и вместе с ней отправляется в Париж, в город, о котором он уже давно мечтает.
Слайд 11Зуева Л.В.
Париж
В Париже молодая
чета Хемингуэев поселилась в небольшой квартирке на улице Кардинала Лемуана.
Хемингуэю предстояло много работать, чтобы жить и позволять себе путешествия по миру в летние месяцы. И он начинает еженедельно отправлять в «Торонто Стар» свои рассказы. Редакция ждала от писателя зарисовок европейской жизни, деталей быта и нравов. Это давало Эрнесту возможность самому выбирать темы для очерков и отрабатывать на них свой стиль. Первыми работами Хемингуэя стали очерки, высмеивающие американских туристов, «золотую молодежь» и прожигателей жизни, которые хлынули в послевоенную Европу за дешевыми развлечениями.
В 1922 году Эрнест знакомится с Сильвией Бич, хозяйкой книжной лавки «Шекспир и компания». Между ними завязываются дружеские отношения. Хемингуэй часто проводит время в заведении Сильвии, берёт напрокат книги, знакомится с писателями и художниками, которые являются завсегдатаями лавки. Судьбоносным для молодого Эрнеста стало знакомство с Гертрудой Стайн. Она стала для Хемингуэя старшим и более опытным товарищем, с ней он советовался, о чём писать, часто беседовал о литературе. Гертруда убеждала, что главное предназначение Эрнеста — быть писателем.
Слайд 12Зуева Л.В.
Гражданская война в Испании и Вторая мировая война
Хемингуэй тяжело переживал Гражданскую войну в Испании
в середине 1930-х годов. Впечатления от войны нашли отражение в известном романе «По ком звонит колокол». Этот роман многие критики рассматривают как лучшую работу писателя.
В 1941 году Хемингуэй отправился в Балтимор, где на местной судоверфи купил большой морской катер. Перегнал судно на Кубу, где увлёкся морской рыбалкой.
В 1944 году Хемингуэй участвует в боевых полетах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией.. Эрнест встаёт во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвует в боях за Париж, Бельгию, часто оказывается на передовой впереди основных войск.
Слайд 13Зуева Л.В.
Последние годы жизни
Хемингуэй страдал
от ряда серьёзных физических заболеваний, в том числе от гипертонии
и диабета, однако для «лечения» был помещён в психиатрическую клинику, где психиатр игнорировал эти очевидные факторы и занимался только «психическими расстройствами», которыми Хемингуэя «наградили» его коллеги. В качестве лечения применялась электросудорожная терапия. После 20 сеансов Хемингуэй утратил память и способность формулировать мысли письменно: когда потребовалось, он не смог написать даже нескольких слов официального приветствия.
2 июля 1961 года в своем доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из психиатрической клиники, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки.
Слайд 14Зуева Л.В.
Библиография
Романы
И восходит солнце (Фиеста)
Прощай, оружие!
Иметь и
не иметь
Снега Килиманджаро
По ком звонит колокол
Старик и
море
Острова в океане
Сады Эдема
Документальная проза
Смерть после полудня
Зеленые холмы Африки
Хемингуэй, дикое время
Праздник, который всегда с тобой
Слайд 15Зуева Л.В.
Известные цитаты и фразы:
Хорошая проза подобна айсбергу, семь
восьмых которого скрыто под водой.
Каждый человек рождается для какого-то
дела.
Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Мир — хорошее место, и за него стоит драться...
Слайд 16Зуева Л.В.
2. Анализ повести Эрнеста Хемингуэя «СТАРИК И МОРЕ».
Слайд 17Зуева Л.В.
«СТАРИК И МОРЕ» (1952 год)
Повесть – вершина послевоенного творчества
писателя. Написана на Кубе, где он жил с 1939 по
1960 годы в местечке Сан – Франциско – де - Паула под Гаваной в доме, ставшем после смерти Хемингуэя мемориальным музеем. «Старик и море» - своеобразное завещание писателя.
Нобелевская премия по литературе (1954 год).
Слайд 18Зуева Л.В.
ФИЛОСОФСКОЕ НАЧАЛО ПОВЕСТИ
Вера писателя в человека и силу его
духа («Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения»);
утверждение необходимости
братства людей;
трагический взгляд на удел человека, чьи усилия перебороть судьбу в конечном счёте ни к чему не приводят.
Слайд 19Зуева Л.В.
Художественный стиль писателя
«МЕТОД АЙСБЕРГА»
Подобно тому как
видимая часть айсберга, возвышающаяся над водой, намного меньше основной его
массы, скрытой под поверхностью океана, так и скупое, лаконичное повествование Хемингуэя фиксирует лишь те «внешние» данные, отталкиваясь от которых читатель проникает в глубины авторской мысли и открывает для себя художественную вселенную, несоизмеримую по своим масштабам с тем малым, о чём непосредственно говорится в произведении.
Слайд 20Зуева Л.В.
«МЕТОД АЙСБЕРГА»
ДЕЙСТВИЕ повести ограничено несколькими днями и одним
частным случаем: старому рыбаку удаётся изловить в море огромную рыбу,
но по пути к берегу его добычу пожирают акулы, и он остаётся ни с чем. Но в строгие рамки сюжета «втиснута» богатейшая философская проблематика.
Слайд 21Зуева Л.В.
«МЕТОД АЙСБЕРГА»
Перед читателем не только открывается история долгой, достойной
и нелёгкой человеческой жизни, но ставятся вопросы КОСМИЧЕСКОГО порядка:
о смысле
и ценности жизни;
о преемственности поколений человеческого рода;
о солидарности семьи людей;
о единстве человека и природы.
Слайд 22Зуева Л.В.
ФИЛОСОФСКИЙ ИТОГ
«Человека можно
уничтожить, но его нельзя
победить !»
Слайд 23Зуева Л.В.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
Каким предстаёт перед нами старик в начале
повести? Согласен ли автор с тем, что он вызывает теперь
только жалость? Какая деталь в портрете старика говорит о его истинной сути?
(«Всё у него было старое, кроме глаз, глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся»).
Слайд 24Зуева Л.В.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
Когда старик выходит в море, он думает
о своём одиночестве, жалеет, что с ним нет мальчика. Действительно
ли он одинок? Как автор показывает связь старика с окружающим миром? Какую мысль выражает при этом писатель?
(Отвечая на этот вопрос, подберите из текста фрагменты, говорящие о единстве человека и природы.)
Слайд 25Зуева Л.В.
Авторская мысль:
В рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие
человека по отношению к миру природы. Птицы, рыбы, животные –
это его родня, между ними и стариком нет грани: они так же борются за жизнь, так же страдают, так же любят друг друга. И человек, если он воспринимает себя как часть окружающего мира (у старика и глаза цвета моря! ), никогда не будет в нём одинок.
Хемингуэй приводит читателя к мысли о неразрывном единстве всего живого на земле.
Слайд 26Зуева Л.В.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Что поражает в личности Эрнеста Хемингуэя? Можно ли
назвать писателя «человеком борющимся»?
Назовите книги, принадлежащие перу Хемингуэя.
Что такое «метод
айсберга» в творчестве писателя?
Каковы философские проблемы повести «Старик и море».
Слайд 27Зуева Л.В.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Центр повести – это старик и пойманная
им рыба. Выберите из текста основные эпизоды, связанные с ними.
Что значит для старика единоборство с рыбой?
2. Подготовьте пересказ эпизода «Любимый сон старика». Какова роль этого сна? Какое значение он имеет в конце повести?
Слайд 28Зуева Л.В.
МОЛОДЦЫ !
Вы хорошо
поработали !
Слайд 29Зуева Л.В.
Ресурсы урока
1. Материалы Интернета (Э. Хемингуэй)
2. Образовательная программа «Школа
2100». Литература. 8 кл. Учебное пособие в двух частях.
Москва. БАЛАСС. 2007 г.
3. Барова С.Е. Методические рекомендации для учителя к учебнику литературы 8 класса. Москва. БАЛАСС. 2006 .