Слайд 1«Что читают современные подростки?»
Шакенова Н. В., учитель
русского языка
и литературы
ГБОУ школа №104 Выборгского
района Санкт-Петербурга
Слайд 2Что мешает подросткам читать?
Неравномерность экономического развития регионов;
Ускорение жизненных процессов;
Трудности в
издании и высокая стоимость хороших книг;
Утрата интереса к библиотекам, вызванная
их невозможностью откликаться на потребности современного общества и успевать реагировать на перемены;
Стремительное увеличение информационного потока (засилье компьютеров, планшетов, смартфонов, беспрепятственный доступ в интернет, социальные сети, видеоигры);
Зависимость от одобрения окружающих (школы, друзей, семьи).
Слайд 3исследования
Основное исследование, на которое можно опираться,
проводила Русская библиотечная система с участием 594 учеников разного возраста,
и полученные данные отражают картину чтения подростков в крупных и средних городах России.
Также еще в 2004 году в Норвегии проводили подобный опрос «Свободный выбор» с целью узнать, что читают дети в возрасте от 11 до 17 лет. Исследование подтвердило, что большинство подростков пользуются библиотеками, регулярно читают книги (около 60% девочек и 40% мальчиков).
Слайд 4Результаты исследований
Вывод, который можно сделать по
результатам исследований – дети и подростки читают различную литературу, помимо
школьной программы, несмотря на то что интерес к художественной литературе уменьшается.
Примерно треть опрашиваемых сообщило, что читает от 30 минут до 1 часа в день.
Слайд 5Репертуар чтения школьников
- Классика (28,6%)
- Сказки, «фэнтези» (13,5%)
- Приключенческая
литература (10,8%)
- Детективы (8,8%)
- Фантастика (6,1%)
- Книги о природе (4,9%)
Слайд 6Выводы
Очевидно, что центр интересов читающих подростков смещен
в сторону развлекательной литературы (порядка 40% всех читаемых книг). Научно-познавательная
литература интересует вдвое меньше детей (всего 21%). Основная мотивация к чтению среди подростков заключается в школьных заданиях, поэтому при выборе литературы больше 30% следуют рекомендациям учителей.
Слайд 7Каких не хватает книг подростку?
Подростки остро нуждаются
в современных книгах о сверстниках, которые во всем мире сталкиваются
со схожими проблемами. Книги, говорящие с ребенком на одном языке, помогают адаптироваться в современном мире, учат спокойнее реагировать на внешние раздражители и переживать непонимание, травлю и моменты одиночества.
Сейчас ощущается нехватка отечественных книг, затрагивающих подростковые темы, поэтому молодые люди обращают внимание на западных авторов (Ф. Паскаль с серией о девочках-подростках «Школа в ласковой долине», «Сумерки» С. Майер, серия «Детский детектив» авторства К. Кин, А. Хичкок, Э. Блайтон и другие).
Слайд 9Помогает ли кинематограф?
Западный кинематограф выпускает множество
фильмов (чаще всего антиутопии), которые мотивируют подростков брать в руки
книги-первоисточники. Молодежные антиутопии являются популярным жанром среди подростковой аудитории. Читатели могут увидеть в них будущее, которое больше похоже на настоящее, что дает возможность проанализировать ситуацию и предотвратить социальные катастрофы
К примеру:
Трилогия «Голодные игры» Сьюзен Коллинз,
«Дивергент» Вероники Рот,
«Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера,
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг.
Слайд 11Важность чтения
По словам известного социолога С.
Н. Плотникова, читающие люди способны мыслить в рамках проблем, выявлять
противоречия и связывать различные явления, быстрее принимать правильные решения, а также имеют более развитое творческое воображение благодаря задействованию обоих полушарий, лучше владеют языком, на котором изъясняются.
Поэтому в наших задачах вырастить поколение, которое любит читать книги!