Слайд 1Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Слайд 2«Кто он таков? Ужель Евгений? Ужели он?..»
Не мысля гордый свет
забавить
Вниманья дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее
тебя
Слайд 3Цель работы:
Исследуя главы романа, определить существует ли процесс эволюции
образа главного героя в романе и , если существует, то
каков её результат
Слайд 4Почему Евгения Онегина считают «лишним» человеком?
Евгений Онегин – лишний человек,
в его жизни нет никаких духовных устремлений, он не выполняет
никакой очевидной общественно-полезной функции, не востребован обществом. Он эгоист.
Слайд 5Гипотеза:
Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Представитель
определённой эпохи – 1810г., определённой сословной группы – петербургского светского
дворянства, определённого образа жизни, когда требовалось придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку
Слайд 6План исследования:
Проанализировать 1и 8 главы романа «Евгения Онегина», раскрывающие эволюцию
героя;
Соотнести содержание глав романа с событиями, происходившими в то время,
когда создавался роман;
Выявить круг интересов героя; выявить общее и различное в образах Онегина и автора, их отношение к творчеству, труду, чтению, сопоставить образы Онегина и Ленского, выявить черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и оформить результат в таблицах.
Изучить работы исследователей об образе Евгения в романе Пушкина «Евгений Онегин»;
Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Слайд 7Ход исследования:
В ходе исследования мы изучили следующие работы литературоведов:
5ka.ru - Литература : русская -> М.Ю Лотман о
романе Евгений Онегин
Роман "Евгений Онегин" в оценке В.Белинского и Д.Писарева.
А.С. Пушкин и его роман "Евгений Онегин"
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского языка. – М., Просвещение, 1993
Вопрос - кто ты «Евгений Онегин»? остаётся актуальным и доныне с момента своего рождения.
Слайд 8Ход исследования
Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа,
раскрывающие эволюцию образа героя.
Выявили общее и различное в образах Онегина
и автора, их отношение к творчеству, труду, чтению, сопоставили образы Онегина и Ленского, выявили черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и оформили это в таблицах.
Результаты работы
Таблица
Слайд 9Ход исследования
Проанализировав главы романа, мы увидели, что Евгений Онегин –
меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при том
внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже меняется. Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». В 1 главе мы проанализировали сцену в театре и увидели, что Онегин – духовный инвалид. Его не интересует сцена, а лишь он сам, поэтому ему скучно: «входит, идёт меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам…», едва взглянув на сцену «в большом рассеянье», уже «отворотился - и зевнул».
В каждом его движении сквозит одновременно и самолюбование, и презрение к окружающим его, таким же, как он сам, людям.
Слайд 10Ход исследования
Противоречия в изображении Онегина;
1гл. –сатирическое изображение Онегина как типичного
представителя светского общества: отсутствие интереса к «учению»; В конце главы
мы видим элегическое изображение Онегина
Кто же такой Онегин? На этот вопрос нам отвечает Татьяна, которая разгадывает его по книгам, которые он читает, по его пометкам на полях и догадывается: «Уж не пародия ли он?»
Слайд 11Результаты работы
Таблица 2
Таблица 3
Слайд 12Результаты работы
Нет, рано чувства в нём остыли
Гл.1 показывает нам раздражение
Онегина. Он недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем он не
видит смысла, но что приходится исполнять. Онегин соглашается на роль, которая в его собственных глазах трезво оценена как «низкое коварство», потому, что он вообще ни в чем не видит смысла и равнодушен, ко всему на свете, кроме чувства собственного достоинства и независимости, которые вдруг поколеблены поездкой к дяде. Это раздражение героя идет от того, что привычное притворство ему надоело, и от того, что Онегин честен перед собой.
Слайд 13Результаты работы
В 8 главе показана эволюция героя и его отношение
к Татьяне . Мы видим, что Евгений изменился, вырос и
стал рядом с Татьяной, его душевный мир открылся ценностям, наполнявшим высоким содержанием мир Татьяны, Но счастье их не- возможно, они поменялись ролями, Татьяна не видит изменений в Онегине, и он вынужден признаться себе «Как я ошибся, как наказан…»
Слайд 14Белинский о Евгении Онегине
«Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине
душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и
эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою».
Слайд 15Выводы
Так кто же он? Прежде всего человек – сложный, меняющийся,
противоречащий сам себе. Его разгадка – в живой человеческой неоднозначности.
Онегин
– лишний человек. Но это не просто человек, «как ты, да я, как целый свет», это особый человеческий тип, впервые введённый в в русской литературе, лишний человек». Исследуя образ этого героя, мы увидели одну из важных черт, на которую нам указывает автор:
«С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - это ключ для понимания Онегина.
Онегин – одарённый человек (недаром втор с ним «подружился»), один из лучших людей своего времени, не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принёс несчастье любящей его женщине:
Слайд 16Выводы
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии
досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним»
Слайд 17Выводы
Этот характер для русской литературы стал типическим. Вслед за Онегиным
появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены
тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества – отчасти по причине их собственной слабости, отчасти же по вине общества.
Таким образом, мы опровергаем гипотезу и говорим, что Онегин – не просто человек своего времени, а человек «лишний» для своего времени.
Слайд 18Литература
Эволюция главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин
...
(http://www.proza.ru/2007/02/05-334 - 69k -
Поэзия и русская литература
| О романе "Евгений Онегин" А.С ...
http://www.moe2006.com/poezi.html - 48k -
А.С. Пушкин и его роман "Евгений Онегин"
http://otherreferats.allbest.ru/literature/00002478_0.html - 87k
Литература : русская -> М.Ю Лотман о романе Евгений Онегин
http://www.5ka.ru/43/8925/1.html - 53k
Роман "Евгений Онегин" в оценке В.Белинского и Д.Писарева
http://revolution.allbest.ru/literature/00003744_0.html - 81k
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского языка. – М., Просвещение, 1993