Разделы презентаций


Герой нашего времени в литературных задачах и ответах к ним

Задача 1 В чём М.Ю. Лермонтов видел свою роль писателя, создавая это произведение? Найдите ответ на этот вопрос в предисловии к роману. Ответ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ

«СОШ №22»

г. Балаково Саратовской области Орлова Ольга Михайловна




«Герой нашего времени»
в литературных задачах и ответах к ним

Выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №22»

Слайд 2Задача 1
В чём М.Ю. Лермонтов

видел свою роль писателя, создавая это произведение? Найдите ответ на

этот вопрос в предисловии к роману.
Ответ Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте однако после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает!



Задача 1     В чём М.Ю. Лермонтов видел свою роль писателя, создавая это произведение?

Слайд 3Задача 2
Ставит ли писатель в пример

такого безнравствен-ного человека, как Герой Нашего Времени?

Ответ на этот вопрос мы будем искать на протяжении всех наших размышлений о герое романа, но уже в предисловии есть слова, подсказывающие ответ. Найдите их.

Ответ Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
Задача 2    Ставит ли писатель в пример такого безнравствен-ного человека, как Герой Нашего Времени?

Слайд 4Задача 3
Сколько рассказчиков

в романе «Герой нашего времени»? Перечислите их в

том порядке, в каком они появляются в произведении. Какую из повестей узнаёт читатель от каждого из рассказчиков?
Ответ







I. Путешествующий
офицер, автор путевых
записок

II. Максим Максимыч

III. Печорин

От его лица написаны
повести «Бэла»,
«Максим Максимыч»
и предисловие
к журналу
Печорина

Его рассказ входит в
повесть «Бэла»

В своём журнале отра-
жает события, про-
изошедшие в повестях
«Тамань», «Княжна Мери»
и «Фаталист»

Задача 3       Сколько рассказчиков в романе «Герой нашего времени»?

Слайд 5Задача 4
Читая роман, вы, конечно,

обратили внимание на запутанность хронологии событий. Как расположились бы главы

романа, если бы автор дал их в хронологической последовательности?

Задача 4     Читая роман, вы, конечно, обратили внимание на запутанность хронологии событий. Как

Слайд 6Сюжет и композиция романа

Роман состоит из 5 самостоятельных повестей,
расположенных в порядке,

который нарушает хронологию событий.

Повести объединены общими героями и общим названием

Хронологический
порядок событий

Печорин едет к месту назначения и останавливается
в городишке Тамань.
«Тамань»


После военных действий на Кавказе (где он знако – мится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск.
«Княжна Мери»

После дуэли с Грушницким Печорина направили в
крепость под начало Максима Максимыча.
«Бэла»

История с Вуличем.
«Фаталист»

Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом
Максимычем по дороге в Персию.
«Максим Максимыч»

Расположение повестей
в романе

Предисловие
Часть первая

I. «Бэла»

II. «Максим Максимыч»

«Журнал Печорина»

Предисловие

I. «Тамань»

Часть вторая

II. «Княжна Мери»

III. «Фаталист»


«Дневник
Печорина»


Сюжет и композиция романа         Роман состоит из 5 самостоятельных

Слайд 7Задача 5
Как вы

думаете, с какой целью Лермонтов создал такую композицию романа?

Ответ
Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья – Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». Расположение повестей подчинено главной задаче автора – последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.
Задача 5      Как вы думаете, с какой целью Лермонтов создал такую композицию

Слайд 8Задача 6 Поговорим о героях

Максим Максимыч, как правило, вызывает у читателя

симпатию. Почему? Какие эпизоды романа позволяют согласиться с Белинским, что Максим Максимыч - «чудесная душа, золотое сердце»?
Ответ
Это отеческая любовь к Бэле, переживания за неё, когда наступает охлаждение Печорина. Боль Максим Максимыча во время мучений и смерти Бэлы. Сам верный дружбе, Максим Максимыч не понимает поведения Печорина при их последней встрече. Максим Максимыч унижен и в глазах окружающих, задета его гордость, но и тогда у него нет никакой злобы, а только огорчение и печаль.
Задача 6 Поговорим о героях           Максим Максимыч,

Слайд 9Задача 7
В. Г. Белинский пишет

о Печорине: «Вы видите человека сильной воли, не боящегося никакой

опасности, напрашивающегося на бури и тревоги». В какой из повестей особенно проявляются эти черты характера Печорина?


Задача 7     В. Г. Белинский пишет о Печорине: «Вы видите человека сильной воли,

Слайд 10Ответ
В повести «Тамань». Герой, несмотря

на возникшие подозрения о грозящей опасности, направился на ночное свидание

к берегу моря. Сел в лодку, не умея плавать. Когда же он понял, что девушка хочет его утопить, кровь хлынула ему в голову. Между ними началась отчаянная борьба. Хотя Печорин уступал своему противнику в ловкости, он сумел сохранить себе жизнь.
Ответ     В повести «Тамань». Герой, несмотря на возникшие подозрения о грозящей опасности, направился

Слайд 11Задача 8
Печорин и свои

поступки и свои мысли и чувства доверяет лишь дневнику. В

нём наедине с самим собой он исповедуется, и сам же безжалостно оценивает каждый свой поступок, каждое движение своей души. Судит строго и грехи себе не отпускает, хотя чаще всего люди стараются в своих глазах себя оправдать. О каких важных человеческих качествах свидетельствуют такие особенности Печорина?
Ответ
Автор в предисловии к журналу Печорина говорит: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Печорин не только искренен, умен и наблюдателен. Потребность в таком собеседнике, как дневник, связана с тем, что проговаривание ведёт к ещё большему осознанию себя, и говорит об одиночестве человека. …
Задача 8      Печорин и свои поступки и свои мысли и чувства доверяет

Слайд 12Задача 9
Печорин – человек

яркий, смелый, волевой. Он умный, душевно тонкий, наблюдательный. Однако вот

что пишет о Печорине богослов М. М. Дунаев: «Единственно, что в нём неизменно от начала до конца… это способность приносить несчастье всем, с кем сводит его судьба».
Докажите, что это так, рассматривая повести в их хронологической последовательности.

Задача 9     Печорин – человек яркий, смелый, волевой. Он умный, душевно тонкий, наблюдательный.

Слайд 13Ответ Повесть «Тамань»

— А я? — сказал слепой жалобным голосом.
— На что мне тебя? —

был ответ.
— На, купи себе пряников.
— Только? — сказал слепой. 

«Ну, вот тебе ещё» — и упавшая монета зазвенела, ударясь о камень. Слепой её не поднял… слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… 


Ответ Повесть «Тамань»— А я? — сказал слепой жалобным голосом.— На что мне тебя? — был ответ.— На, купи себе пряников.— Только?

Слайд 14Задача 10
Назовите героев повести «Княжна Мери»,

которые пострадали из-за Печорина.
Ответ

Мери, Вера, её муж. Пострадал и конь Печорина, хотя он, конечно, не герой повести.
Грушницкий… Он не просто пострадал: он убит на дуэли Печориным.

Задача 10    Назовите героев повести «Княжна Мери», которые пострадали из-за Печорина.   Ответ

Слайд 15Задача 11
Обратимся к повести «Бэла». Докажите, что появление

Печорина в крепости N обернулось трагедией для многих.

Для кого именно?

Задача 11  Обратимся к повести «Бэла». Докажите, что появление Печорина в крепости N обернулось трагедией для

Слайд 16Ответ Повесть «Бэла»

Руками Казбича Печорин

погубил всю семью черкесского князя, отца Бэлы.

Боясь Казбича, покинул родной дом Азамат и, по словам Максима Максимыча, так с тех пор и пропал.
Несчастлив и сам Казбич, ведь он лишился своего друга – коня Карагеза.
Ответ Повесть «Бэла»      Руками Казбича Печорин погубил всю семью черкесского князя, отца

Слайд 17Задача 12
Обратимся к повести «Максим Максимыч». Здесь

никто не погибает. Но пострадавшие от Печорина есть. Это Максим

Максимыч. Почему?
Задача 12   Обратимся к повести «Максим Максимыч». Здесь никто не погибает. Но пострадавшие от Печорина

Слайд 18 Ответ Повесть «МаксимМаксимыч»



Жестокое равнодушие Печорина

потрясло Максима Максимыча. Но не только. Он был унижен. К

тому же на глазах человека, которому он только что рассказывал о своей дружбе с Печориным. Старый штабс-капитан оказался неподготовленным к такой встрече, встрече с человеком, к которому относился, как к сыну, с которым не только вместе служил, но и пережил смерть Бэлы.
Ответ  Повесть  «МаксимМаксимыч»     Жестокое равнодушие Печорина потрясло Максима Максимыча. Но

Слайд 19Задача 13
Как же душевно тонкий человек

мог так играть судьбами людей? Какие качества личности повинны в

его жестоких поступках и какие помогают их осуществить?
Задача 13    Как же душевно тонкий человек мог так играть судьбами людей? Какие качества

Слайд 20Ответ
Ответить на этот вопрос

помогает разговор Максима Максимыча с Печориным после похищения Бэлы. Максим

Максимыч хочет, чтобы Печорин признал неблаговидность своего поступка. На что тот отвечает: «Да когда она мне нравится?...»
Эгоизмом и скукой продиктованы и другие поступки Печорина. А осуществить всё задуманное ему помогают ум и обаяние. Неслучайно сокрушается Максим Максимыч: «Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться».
Ответ      Ответить на этот вопрос помогает разговор Максима Максимыча с Печориным после

Слайд 21Задача 14
Почему Лермонтов назвал Печорина Героем

Нашего Времени?
Ответ
Печорин жил в первые годы после

разгрома декабрьского восстания… Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Большинство мыслящих людей 30-х годов составляли те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество.
Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием “лишнего человека”.
Задача 14    Почему Лермонтов назвал Печорина Героем Нашего Времени?Ответ   Печорин жил в

Слайд 22

Кипящая первая четверть XIX века

сменяется 30-ми годами. Это годы страха, апатии, пустоты. Именно на

это время приходится молодость Печорина и его сверстников, которых Лермонтов в одном из стихотворений назвал толпой угрюмою.
Достойно жить в недостойную эпоху дано далеко не всякому. Печорин с его умом, волей, смелостью, душевной тонкостью сделать этого не сумел…
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это
«история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.
Лермонтов указал на типичность этого героя, портрет которого составлен «из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». А потому Печорин – характер реалистический, соответствующий действительности.

Кипящая первая четверть XIX века сменяется 30-ми годами. Это годы страха, апатии,

Слайд 23Источники
Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, Е. Е. Динерштейн, К.В.

Миронова . Я –другой. М.Ю. Лермонтов: Учебная книга по русской

филологии. М.: ИЛЕКСА, 2011, 216 с
И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева. Поурочные разработки по литературе 9 класс. Москва «ВАКО», 2002
И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. Москва «ВАКО», 2003
Ю.В.Лебедев. Литература 10 класс. Москва «Просвещение», 2007
Ю.С.Миронова. Литература в схемах и таблицах. СП «Тригон», 2009
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лермонтов

ИсточникиГ. Г. Граник, Л. А. Концевая, Е. Е. Динерштейн, К.В. Миронова . Я –другой. М.Ю. Лермонтов: Учебная

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика