Слайд 1
Выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ
«СОШ №22»
г. Балаково Саратовской области Орлова Ольга Михайловна
«Герой нашего времени»
в литературных задачах и ответах к ним
Слайд 2Задача 1
В чём М.Ю. Лермонтов
видел свою роль писателя, создавая это произведение? Найдите ответ на
этот вопрос в предисловии к роману.
Ответ Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте однако после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает!
Слайд 3Задача 2
Ставит ли писатель в пример
такого безнравствен-ного человека, как Герой Нашего Времени?
Ответ на этот вопрос мы будем искать на протяжении всех наших размышлений о герое романа, но уже в предисловии есть слова, подсказывающие ответ. Найдите их.
Ответ Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
Слайд 4Задача 3
Сколько рассказчиков
в романе «Герой нашего времени»? Перечислите их в
том порядке, в каком они появляются в произведении. Какую из повестей узнаёт читатель от каждого из рассказчиков?
Ответ
I. Путешествующий
офицер, автор путевых
записок
II. Максим Максимыч
III. Печорин
От его лица написаны
повести «Бэла»,
«Максим Максимыч»
и предисловие
к журналу
Печорина
Его рассказ входит в
повесть «Бэла»
В своём журнале отра-
жает события, про-
изошедшие в повестях
«Тамань», «Княжна Мери»
и «Фаталист»
Слайд 5Задача 4
Читая роман, вы, конечно,
обратили внимание на запутанность хронологии событий. Как расположились бы главы
романа, если бы автор дал их в хронологической последовательности?
Слайд 6Сюжет и композиция романа
Роман состоит из 5 самостоятельных повестей,
расположенных в порядке,
который нарушает хронологию событий.
Повести объединены общими героями и общим названием
Хронологический
порядок событий
Печорин едет к месту назначения и останавливается
в городишке Тамань.
«Тамань»
После военных действий на Кавказе (где он знако – мится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск.
«Княжна Мери»
После дуэли с Грушницким Печорина направили в
крепость под начало Максима Максимыча.
«Бэла»
История с Вуличем.
«Фаталист»
Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом
Максимычем по дороге в Персию.
«Максим Максимыч»
Расположение повестей
в романе
Предисловие
Часть первая
I. «Бэла»
II. «Максим Максимыч»
«Журнал Печорина»
Предисловие
I. «Тамань»
Часть вторая
II. «Княжна Мери»
III. «Фаталист»
«Дневник
Печорина»
Слайд 7Задача 5
Как вы
думаете, с какой целью Лермонтов создал такую композицию романа?
Ответ
Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья – Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». Расположение повестей подчинено главной задаче автора – последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.
Слайд 8Задача 6
Поговорим о героях
Максим Максимыч, как правило, вызывает у читателя
симпатию. Почему? Какие эпизоды романа позволяют согласиться с Белинским, что Максим Максимыч - «чудесная душа, золотое сердце»?
Ответ
Это отеческая любовь к Бэле, переживания за неё, когда наступает охлаждение Печорина. Боль Максим Максимыча во время мучений и смерти Бэлы. Сам верный дружбе, Максим Максимыч не понимает поведения Печорина при их последней встрече. Максим Максимыч унижен и в глазах окружающих, задета его гордость, но и тогда у него нет никакой злобы, а только огорчение и печаль.
Слайд 9Задача 7
В. Г. Белинский пишет
о Печорине: «Вы видите человека сильной воли, не боящегося никакой
опасности, напрашивающегося на бури и тревоги». В какой из повестей особенно проявляются эти черты характера Печорина?
Слайд 10Ответ
В повести «Тамань». Герой, несмотря
на возникшие подозрения о грозящей опасности, направился на ночное свидание
к берегу моря. Сел в лодку, не умея плавать. Когда же он понял, что девушка хочет его утопить, кровь хлынула ему в голову. Между ними началась отчаянная борьба. Хотя Печорин уступал своему противнику в ловкости, он сумел сохранить себе жизнь.
Слайд 11Задача 8
Печорин и свои
поступки и свои мысли и чувства доверяет лишь дневнику. В
нём наедине с самим собой он исповедуется, и сам же безжалостно оценивает каждый свой поступок, каждое движение своей души. Судит строго и грехи себе не отпускает, хотя чаще всего люди стараются в своих глазах себя оправдать. О каких важных человеческих качествах свидетельствуют такие особенности Печорина?
Ответ
Автор в предисловии к журналу Печорина говорит: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Печорин не только искренен, умен и наблюдателен. Потребность в таком собеседнике, как дневник, связана с тем, что проговаривание ведёт к ещё большему осознанию себя, и говорит об одиночестве человека. …
Слайд 12Задача 9
Печорин – человек
яркий, смелый, волевой. Он умный, душевно тонкий, наблюдательный. Однако вот
что пишет о Печорине богослов М. М. Дунаев: «Единственно, что в нём неизменно от начала до конца… это способность приносить несчастье всем, с кем сводит его судьба».
Докажите, что это так, рассматривая повести в их хронологической последовательности.
Слайд 13Ответ
Повесть «Тамань»
— А я? — сказал слепой жалобным голосом.
— На что мне тебя? —
был ответ.
— На, купи себе пряников.
— Только? — сказал слепой.
«Ну, вот тебе ещё» — и упавшая монета зазвенела, ударясь о камень. Слепой её не поднял… слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго…
Слайд 14Задача 10
Назовите героев повести «Княжна Мери»,
которые пострадали из-за Печорина.
Ответ
Мери, Вера, её муж. Пострадал и конь Печорина, хотя он, конечно, не герой повести.
Грушницкий… Он не просто пострадал: он убит на дуэли Печориным.
Слайд 15Задача 11
Обратимся к повести «Бэла». Докажите, что появление
Печорина в крепости N обернулось трагедией для многих.
Для кого именно?
Слайд 16Ответ
Повесть «Бэла»
Руками Казбича Печорин
погубил всю семью черкесского князя, отца Бэлы.
Боясь Казбича, покинул родной дом Азамат и, по словам Максима Максимыча, так с тех пор и пропал.
Несчастлив и сам Казбич, ведь он лишился своего друга – коня Карагеза.
Слайд 17Задача 12
Обратимся к повести «Максим Максимыч». Здесь
никто не погибает. Но пострадавшие от Печорина есть. Это Максим
Максимыч. Почему?
Слайд 18
Ответ
Повесть
«МаксимМаксимыч»
Жестокое равнодушие Печорина
потрясло Максима Максимыча. Но не только. Он был унижен. К
тому же на глазах человека, которому он только что рассказывал о своей дружбе с Печориным. Старый штабс-капитан оказался неподготовленным к такой встрече, встрече с человеком, к которому относился, как к сыну, с которым не только вместе служил, но и пережил смерть Бэлы.
Слайд 19Задача 13
Как же душевно тонкий человек
мог так играть судьбами людей? Какие качества личности повинны в
его жестоких поступках и какие помогают их осуществить?
Слайд 20Ответ
Ответить на этот вопрос
помогает разговор Максима Максимыча с Печориным после похищения Бэлы. Максим
Максимыч хочет, чтобы Печорин признал неблаговидность своего поступка. На что тот отвечает: «Да когда она мне нравится?...»
Эгоизмом и скукой продиктованы и другие поступки Печорина. А осуществить всё задуманное ему помогают ум и обаяние. Неслучайно сокрушается Максим Максимыч: «Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться».
Слайд 21Задача 14
Почему Лермонтов назвал Печорина Героем
Нашего Времени?
Ответ
Печорин жил в первые годы после
разгрома декабрьского восстания… Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Большинство мыслящих людей 30-х годов составляли те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество.
Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием “лишнего человека”.
Слайд 22
Кипящая первая четверть XIX века
сменяется 30-ми годами. Это годы страха, апатии, пустоты. Именно на
это время приходится молодость Печорина и его сверстников, которых Лермонтов в одном из стихотворений назвал толпой угрюмою.
Достойно жить в недостойную эпоху дано далеко не всякому. Печорин с его умом, волей, смелостью, душевной тонкостью сделать этого не сумел…
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это
«история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.
Лермонтов указал на типичность этого героя, портрет которого составлен «из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». А потому Печорин – характер реалистический, соответствующий действительности.
Слайд 23Источники
Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, Е. Е. Динерштейн, К.В.
Миронова . Я –другой. М.Ю. Лермонтов: Учебная книга по русской
филологии. М.: ИЛЕКСА, 2011, 216 с
И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева. Поурочные разработки по литературе 9 класс. Москва «ВАКО», 2002
И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. Москва «ВАКО», 2003
Ю.В.Лебедев. Литература 10 класс. Москва «Просвещение», 2007
Ю.С.Миронова. Литература в схемах и таблицах. СП «Тригон», 2009
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лермонтов