Слайд 1Вступление
На уроках литературы даётся такой непростой и неоднозначный автор, как
Николай Семёнович Лесков. В 6 классе школьники знакомятся с его
сказом «Левша». В 10 классе предполагается более конкретный разговор о писателе и его творчестве. На выбор учителя (по программе В.Я Коровиной) предлагается либо «Тупейный художник», либо «Очарованный странник». Презентация сделана с упором на повесть «Очарованный странник». На уроках мы обсуждаем узловые эпизоды текста. Презентация помогает визуально воспринять необходимый объём информации о писателе, о самобытности его творчества и о тексте повести.
Автор: Сидоров Евгений Юрьевич, учитель МОУ СОШ № 16 г. Калининграда
Слайд 2Николай Семёнович Лесков (1831-1895)
Если все русские классики XIX века уже
при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью
в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине ХХ века.
Слайд 3 Особое, изощрённое мастерство языка произведений
Всегда и во всём
шёл против течения
Сосредоточился на языковых изысках речи своих персонажей
На «проклятые вопросы» давал такие ответы, которые обижали и возмущали всех критиков
Слайд 4Фото 1892-1893 гг.
Главная проблема в творчестве Лескова – это проблема
русского национального характера.
Сущность русского человека раскрывается им в рассказах «Левша»,
«Железная воля», «Запечатлённый ангел», романе «Соборяне», повестях «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник» и др.
Слайд 6Леди Макбет Мценского уезда
Иллюстрации
Ильи Глазунова
Слайд 7Илья Глазунов Цыганочка
Иллюстрация к повести
Слайд 8Лесков выбивался из общего хора, высказывая о русском человеке такие
неприятные вещи, для которых тогдашний читатель и критик были явно
не готовы.
Такова повесть «Очарованный странник» (1873)
Слайд 9Главный герой Иван Северьянович вызывает ассоциации с былинными богатырями:
то с
положительным и степенным Ильёй Муромцем, то с озорником Василием Буслаевым.
Он
одолевает степного богатыря, усмиряет дикого коня, совершает ратные подвиги, спасает близких и вовсе чужих ему людей.
Слайд 10Иван Северьянович
и Грушенька
Фрагмент памятника
Н.Лескову
в Орле
А ещё он переживает искушение чарами
земной красоты.
И всё ему кажется, что он плохой, недостойный, грешный,
и он ищет новых приключений, идёт навстречу подвигам.
Слайд 11Н.Кузьмин Грушенька
Илья Глазунов
Иван Северьянович Флягин
Слайд 12Иван Северьянович поддаётся власти порывов, которые постоянно переламывают его судьбу.
Это
приводит его не только к проступкам, но и к преступлениям:
убийствам, воровству, растрате.
Доброта и тонкость чувств уживаются в его душе с грубостью, драчливостью, а главное, с поражающей читателя интеллектуальной и моральной недоразвитостью, духовным младенчеством.
Слайд 13Конэсер и Грушенька
Художник Н.Кузьмин
Лесков прекрасно понимал и донёс до нас
народное невежество и духовное рабство, наложенное на русского человека веками
его трудной истории.
Слайд 14Рассказ
о татарском плене
Художник Н.Кузьмин
Флягин – большой ценитель красоты жизни в
природе, в людях. Но заглавное определение «очарованный» - заколдованный, находящийся
под действием злых чар.
Что это за чары? Вот ответ Лескова: обстоятельства происхождения и жизни героя, которые являются тем, что мы называем русской историей.
Слайд 15Рассказ
об укрощении коня
Художник Н.Кузьмин
Хороший ли человек, Иван Северьянович? Положительный герой?
Да,
соглашается Лесков, но лучше держаться от него подальше: очень уж
непредсказуем и в хорошем, а особенно в плохом.
Слайд 16В Мариинском театре состоялась
премьера оперы «Очарованный странник».
В основу произведения положены
мотивы
одноимённой повести Лескова.