Слайд 1О литературных родах
Урок литературы в 6-м классе
Презентацию выполнила
Людмила Давыдовна Михальчик,
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ № 126»,
г.
Барнаул , Алтайский край
2011г.
Слайд 2
Задание: внимательно прочтите и закончите определение, запишите правильный ответ в
свои тетради
1.Словесный вид искусства, созданный с помощью художественного
образа, называется…
2.Устное народное творчество - это…
3.В переводе с французского языка это понятие дословно обозначает « genre - род, вид», а в литературоведении разновидность художественных произведений называется…
4. Большие группы литературно- художественных произведений, каждый с характерным основным признаком - это…
5. Художественная литература делится на три рода…
литература
фольклор
жанр
роды литературы
эпос , лирика, драма
Слайд 3Цели урока:
познакомиться с особенностью родов литературы;
выяснить, чем отличаются лирические произведения
от эпических .
Слайд 4Беседа по вопросам
Скажите, пожалуйста, фольклор и литература- это разные
формы искусства?
Чем, по-вашему, литература отличается от фольклора?
Чем литература
близка к фольклору?
Слайд 5 Отличие литературы от фольклора
Слайд 6Аристотель .Трактат «Об искусстве поэзии»
Слайд 7
эпос
лирика
драма
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 8
Работа со статьёй учебника
«О литературных родах, или ещё
одна встреча с Машей и Серёжей» с.46-48.
Что пытаются выполнить Маша
и Серёжа?
Какие роды литературы вы знаете?
Из каких жанров состоит каждый род литературы?
Слайд 9Эпос - род литературы
Эпос
рассказ
повесть
роман
эпопея
поэма
басня
Жанры
Слайд 10Лирика- род литературы
Лирика
стихотворение
песня
поэма
Жанры
Слайд 11Драма - род литературы
Драма
трагедия
драма
комедия
Жанры
Слайд 12Отличительные особенности лирики и эпоса
Слайд 13
«Кто быстрее!»
Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала
на бок, так и лежит, только бьётся ногами- до земли
не достаёт; в голове дыра, и из дыры так и свищет кровь чёрная, - на аршин кругом пыль смочила…
Эпический род литературы Рассказ- быль Л.Н. Толстого
« Кавказский пленник »
Слайд 14
Драматический род литературы. Действующие лица пьесы – сказки Т.Г. Габбе
« Город Мастеров»
Герцог де Маликорн - наместник чужеземного короля, захватившего
Горд Мастеров, Большой Гильон- его советник, Нанасс Мушерон Старший – новый бургомистр города, Клик – Кляк – его сын, мастер Фирен Старший – старшина золотошвейного цеха, Фирен Младший – его сын. Вероника - его дочь, Жильберт - метельщик по прозвищу Караколь, мастера, торговки, лев, медведь, заяц, улитка.
Слайд 15Лирический род литературы . Стихотворение « Есть в осени первоначальной…»
Ф.И. Тютчева
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день
стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Слайд 16Драматический род литературы. Ремарка из сказки С. Я. Маршака
« Двенадцать месяцев»
В лесу и на поляне всё меняется. Тает
последний снег. Земля покрывается молодой травкой. На кочках под деревьями появляются голубые и белые цветы. Кругом каплет, течёт, журчит. Падчерица стоит, оцепенев от изумления
Слайд 17
Эпический род литературы Повесть В. Г. Короленко
«В дурном обществе»
Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы
говорила о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшийся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза , сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум.
Слайд 18
Лирический род литературы
Стихотворение А.С. Пушкина
« Птичка»
В чужбине свято наблюдаю
Родной
обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны
Слайд 19Творческий практикум
Родов в литературе всего три:
И это эпос, лирика и
драма.
Ты их учи и снова повтори,
Ведь, что ни род, то
новая программа:
У эпоса - изобразить события, людей,
У лирики - мир чувств ты выразить сумей.
А драма- действие, конфликты, жизнь на сцене.
Запомни, словесный мир литературы бесценен.
Слайд 20Домашнее задание
1.С.47-48, выучить различия эпоса и лирики.
2.Задание по группам или
индивидуально: подготовить исполнение русской народной песни (по выбору учащихся).
Слайд 22
Использованные ресурсы
В мире литературы.6 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учебных
заведений. Авторы-составители: А.Г. Кутузов, В.В. Леденёва, Е.С. Романичева, А.К. Киселёв.
О.Е.
Ельцова . Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г. Кутузова: 6 класс.- Москва. Вако,2007.
Яндекс. Картинки, фотографии, шаблон презентации.
bin/dcforum/dcboard.cgi?az=printer_format&om=674&forum=DCForumID2
http://www.fomento.su/short/%C4%F0%E0%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%EA%EE%ED%F4%EB%E8%EA%F2+%E2+%EF%FC%E5%F1%E5+%CC+%C3%EE%F0%FC%EA%EE%E3%EE+%CD%E0+%E4%ED%E
http://shaltay0boltay.livejournal.com/387412.htm
http://www.titor.ru/details.php?id=19799
http://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik-2/032-Krossvord.htmlhttp://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik-2/032-Krossvord.html http://forum-psn.ru/lofiversion/index.php/adv/t3-10500.html
http://zolotov12.narod.ru/gallery_r.htm
Людмила Давыдовна Михальчик,
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ № 126»,
г. Барнаул , Алтайский край