Слайд 1Александр Иванович Куприн
1870 -1938
Учитель Феоктистова О.В.
МОУ «СОШ №8»
Слайд 2
26 августа (7 сентября) 1870 года – родился в
г. Наровчат Пензенской губернии в семье чиновника.
1890 год – окончив
юнкерское училище, поступает в армию.
1894 год – оставляет военную службу, работает грузчиком, актёром, организовывает цирк, управляет имением, сотрудничает в местных газетах как репортёр и фельетонист.
Слайд 3
Куприн противопоставляет современной цивилизации естественную жизнь в общении с
природой (“Олеся” 1898 год и “Чёрный туман” 1905 год).
Слайд 4
В рассказах “Гамбринус” (1907 год), “Гранатовый браслет”
(1911 год) неподкупность, благородство чувств противопоставляет пошлости, лицемерию буржуазной морали.
Увлекается экзотическими, библейскими мотивами (“Суламифь” 1908 год). Эти и другие его произведения (“Сны”, “Свадьба”, “Река жизни”, “Убийца”, “Бред”, “Обида”) были откликом на события первой русской революции
Слайд 5
1919 год – вынужден был эмигрировать в Париж.
1937 год
– возвращение в СССР.
25 августа 1938 года – умер в
Москве
Слайд 6Повесть "Олеся"
Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе
старой "колдуньи", вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к
случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу - это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари.
Слайд 7
История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются
в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и
суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся
вынуждена бежать
из лесного гнезда.
Слайд 8Какое значение имеет место действия рассказа?
Действие повести происходит на лоне
природы в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского
человека, на целых 6 месяцев.
Герой ожидает новых впечатлений.
Слайд 9Какую роль играет пейзаж?
Зимний пейзаж подчеркивает отрешенность от цивилизации.
Природа постепенно
становится участницей событий: «Ветер бесился, как старый, озябший голый дьявол.
В его реве слышались стоны, визг и дикий смех…» Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость, ворвавшийся в его дом»
Слайд 10
Описания природы часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел
на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование
этого торжественного безмолвия…»
Слайд 11Природа, ее сила воплощаются в «колдунье» Олесе.
Слайд 12Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа, пробуждаются чувства
Слайд 13В последней главе – внезапный вихрь, гроза, град – предвестники
разлуки и крушения любви
Слайд 14Как рисует Куприн образ главной героини?
Высокая брюнетка лет
около
20 -25 с лицом,
которое «нельзя было
позабыть, но трудно
описать»:
«лукавство, властность
и наивность» во взгляде
«больших, блестящих,
темных глаз»
Слайд 15С чем сравнивает Куприн героиню?
С молодыми елочками, выросшими в приволье
старого бора
Слайд 16
Героя привлекает «ореол окружавшей ее таинственности, репутация ведьмы, жизнь
в лесной чаще среди болота», но более всего – гордая
уверенность в свои силы.
В ее неразгаданности особая привлекательность.
Олеся не знает расчета, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет отношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич
Слайд 17В чем особенность изображения героя-рассказчика?
Героя описывает сама Олеся: «Человек вы
хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая.
Не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».
Слайд 18Как построен сюжет повести?
Картины жизни и природы связаны в единый
поток: после встречи героя с Олесей – картина бурной весны,
объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи
Слайд 19Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича
Отношения
с Олесей он воспринимает как наивную, очаровательную сказку, ей же
заранее известно, что эта любовь принесет горе…
Его любовь постепенно убывает… Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на белошвейках, на горничных… и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других?»
Слайд 20Как меняется Олеся?
Ее любовь становится самоотверженной.
Язычница Олеся приходит в церковь и
едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать ведьму
Слайд 21Какой цвет сопровождает образ Олеси?
«Красная юбка Олеси выделялась ярким пятном
на ослепительно белом, ровном фоне снега» (в первой встрече);
Красный кашемировый
платок;
Нитка дешевых красных бус – единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви» (в последнем эпизоде)
Слайд 22Почему счастье героев оказалось таким коротким?
Олеся, владеющая даром предвидения, осознает
неизбежность конца короткого счастья. Слишком разные они люди. Тем более
ценно ее самоотречение. Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья.