Разделы презентаций


Особенности стихов Юрия Живаго в произведении Б.Л. Пастернака Доктор Живаго

Содержание

Роман является своего рода автобиографией Бориса Пастернака, но не в физическом плане (то есть роман не отражает событий, происходящих с автором в реальной жизни), а в духовном (произведение отражает то, что

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Особенности стихов Юрия Живаго
БОРИС ПАСТЕРНАК.

Особенности стихов Юрия ЖивагоБОРИС ПАСТЕРНАК.

Слайд 2Роман является своего рода автобиографией Бориса Пастернака, но не в

физическом плане (то есть роман не отражает событий, происходящих с

автором в реальной жизни), а в духовном (произведение отражает то, что происходило в душе писателя). Тот духовный путь, который прошел Юрий Андреевич Живаго, является как бы отражением собственного духовного пути Бориса Леонидовича Пастернака.
Роман является своего рода автобиографией Бориса Пастернака, но не в физическом плане (то есть роман не отражает

Слайд 3Юрий Живаго — человек, который воспринимает эпоху, но не вмешивается

в нее. Он не принимает конкретных однозначных решений, а живет

сомнениями и колебаниями. Однако это скорее не слабость, а моральная сила. «В нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений», — так пишет о Юрии Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих «Размышлениях над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».
События управляют внешней жизнью Юрия, но не в силах изменить его духовной жизни. Революция подчиняет себе героя, но не может заставить доктора Живаго принять ее, она не может перетянуть Юрия на свою сторону. Он остается сторонним наблюдателем, со своими мыслями, впечатлениями, изменить которые не в силах никакая стихия. В этом, на мой взгляд, и заключается «страстная бессмертность» души, противостоящая смертности тела.
Юрий Живаго — человек, который воспринимает эпоху, но не вмешивается в нее. Он не принимает конкретных однозначных

Слайд 4Идея рождества жизни скрыта в самой фамилии главного героя –

Живаго. Фамилия Живаго этимологически связана со словом «живой». Живаго –

форма винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем «Христа, сына Бога живаго».

Образ Христа кисти В. Иванова

Идея рождества жизни скрыта в самой фамилии главного героя – Живаго. Фамилия Живаго этимологически связана со словом

Слайд 5Весной 1954 г. в “Знамени” (№ 4) были напечатаны стихотворения

из “Доктора Живаго”. Публикация сопровождалась краткой аннотацией: “Роман предположительно будет

дописан летом. Он охватывает время от 1903 до 1929 г. с эпилогом, относящимся к Великой Отечественной войне. Герой – Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки, умирает в 1929 году. После него остаются записки и… стихи”.
Весной 1954 г. в “Знамени” (№ 4) были напечатаны стихотворения из “Доктора Живаго”. Публикация сопровождалась краткой аннотацией:

Слайд 6Характерным признакам творчества Пастернака является принцип единения. В поэзиях Юрия

Живаго сливаются воедино природа и человек, человек и культура, старина

и современность, Библия и реальность. В цикле «Стихотворения Юрия Живаго» представлены четыре важные сферы: человек, природа, евангельский мир и культура. Они объединяются в сознании лирического героя, который выступает как обобщающий образ человека ХХ столетия, который пытается разрешить важные вопросы в контексте вечности. Таким образом, можно сделать вывод, что в цикле «Стихотворения Юрия Живаго» в поэтической форме дана общая картина макро- и микромира, в середине которой стоит человек – центр и смысл бытия.
Характерным признакам творчества Пастернака является принцип единения. В поэзиях Юрия Живаго сливаются воедино природа и человек, человек

Слайд 7Стихотворение «Гамлет» открывает цикл стихов Юрия Живаго. Этому произведению Пастернак

придавал особенное значение. Юрий Живаго умирает, но стихотворение, написанное как

бы от его имени, утверждает бессмертие духа и свободы человека. Темой стихотворения является выбор моральной позиции человека в мире зла и насилия. Идея стихотворения созвучна с идеей самого романа. Лирический герой осознаёт трагедию истории, в которой он живёт, понимает, что он, возможно, один единственный старается бороться с неправдой, но все-таки до конца готов идти своей трудной дорогой.
Стихотворение «Гамлет» открывает цикл стихов Юрия Живаго. Этому произведению Пастернак придавал особенное значение. Юрий Живаго умирает, но

Слайд 8Стихотворение «Весенняя распутица» связано с эпизодом возвращения Живаго из Юрятина

домой:
Земля и небо, лес и поле
     Ловили этот редкий

звук,
     Размеренные эти доли
     Безумья, боли, счастья, мук.

Стихотворение «Весенняя распутица» связано с эпизодом возвращения Живаго из Юрятина домой:Земля и небо, лес и поле     

Слайд 9Ряд стихотворений имеют автобиографическую основу и связывают жизнь героя романа

и судьбу самого Пастернака. «Осень», «Объяснение», «Свидание» были посвящены О.Ивинской,

послужившей прототипом Лары в романе и являвшейся большой привязанностью поэта, как он писал в августе 1949 г. Трагические нотки звучат в этих стихотворениях, напоминая о прошлых встречах, о трагическом расставанье, но именно мир чувств, в который погружается лирический герой, и мир природы, его окружающей, отодвигают временно страхи и тяготы.
Ряд стихотворений имеют автобиографическую основу и связывают жизнь героя романа и судьбу самого Пастернака. «Осень», «Объяснение», «Свидание»

Слайд 10Сам роман как бы состоит из противоборства жизни и смерти,

света и тьмы. Недаром одним из первоначальных названий романа было: «Свеча

горела». Свеча — стихия огня, символ света, тепла, жизни. Образ свечи встречается нам на всем протяжении романа и появляется в стихах Юрия Живаго. «Мело, мело по всей земле
Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела». Мело… Метель, снег — символы холода, тьмы, смерти, противопоставлены свече — теплу, свету, жизни. Стихия холода против стихии огня.
Сам роман как бы состоит из противоборства жизни и смерти, света и тьмы. Недаром одним из первоначальных

Слайд 11Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности,

а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В

стихотворении «Гефсиманский сад» словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: «Спор нельзя решить железом. Вложи свой меч на место, человек», Юрий говорит, что установить истину, разрешить исторический спор с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л. Пастернак, пример мужества для нас, опальный, гонимый, «непечатаемый», он остался человеком с большой буквы.

Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и

Слайд 12Ю.А. Живаго: «Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов, и вы

послушайте простоту его аргументации. Смерти не будет, потому что прежнее

прошло. Это почти как: смерти не будет, потому что это уже видели, это старо и надоело, а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная».
Ю.А. Живаго: «Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов, и вы послушайте простоту его аргументации. Смерти не будет,

Слайд 13Еще до окончания произведения Пастернак познакомил с его рукописным вариантом

тех людей, мнением которых особенно дорожил. Одной из первых его

читательниц была дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон. В то время она находилась на поселении в Рязани. В письме из ссылки в ноябре 1948 г. Ариадна сообщала Пастернаку свое впечатление о героях романа: “Образы Лары, Юры, Павла больно входят в сердце, потому что мы их знали такими, какими они даны тобой, и мы потеряли их… Как хорошо, что ты сделал то, что мог сделать только ты, – не дал им всем уйти безымянными и неопознанными, собрал их всех… оживил своим дыханием и трудом”.

КРИТИКА:

Еще до окончания произведения Пастернак познакомил с его рукописным вариантом тех людей, мнением которых особенно дорожил. Одной

Слайд 14Почёту на чужбине Пастернак предпочёл испытания на Родине, не отходя

от своих принципов, сформулированных устами Ю.А. Живаго: «Взрослый мужчина должен,

стиснув зубы, разделять судьбу родного края. По-моему, это очевидность».«И помните, никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать – наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние – забвение и нарушение долга».К счастью, Пастернак прожил дольше и имел полное право написать бессмертный афоризм:«Жизнь прожить - не поле перейти».Были у него оппоненты в советское время, найдутся и сейчас, но навряд ли кто-нибудь оспорит последний тезис. пастернак
Почёту на чужбине Пастернак предпочёл испытания на Родине, не отходя от своих принципов, сформулированных устами Ю.А. Живаго:

Слайд 15Философский итог всему подводит героиня романа. “Лара шла вдоль полотна

по тропинке, протоптанной странниками, и сворачивала на луговую стежку, ведшую

к лесу. На одно мгновение смысл существования опять открывался Ларе. Она тут,— постигала она,— для того, чтобы разобраться в сумасшедшей прелести земли и все назвать по имени, а если это будет ей не по силам, то, из любви к жизни, родить себе преемников, которые сделают это”.

Философский итог всему подводит героиня романа. “Лара шла вдоль полотна по тропинке, протоптанной странниками, и сворачивала на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика