Слайд 1Литературное чтение
Урок 27
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема. «Заколдованная буква» (по В. Драгунскому).
Цель:
познакомить учащихся с рассказом
«Заколдованная буква» ,«Не умею быть один » В Коркин «
Что сказала бы мама» Л.Воронкова; продолжить работу по формированию четкой, правильной, литературной речи, развитию фонематического слуха; вырабатывать темп чтения; вызвать положительные эмоции.
Слайд 3Выборочное чтение.
Прочитайте в статье правила чтения.
Какие советы вы бы дали
своим одноклассникам по поводу того, как нужно читать?
Слайд 4Работа над пословицами.
Прочитайте пословицы.
Выпустил словечко — не догонишь и на
крылечке.
Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь —
не приставишь.
У него язык ниткой перевязан.
Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
А какие из пословиц вы запомнили с прошлого урока?
Слайд 5Игра «Веселые звуки».
Ученый-преученый крот
Читал слова наоборот.
...И только
вывеску «Дом мод»
Крот изменить не смог.
Тогда перевернул он
год
И получился ... (дог). .
Слайд 6Игра «Звук заблудился»
На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.
Синеет
море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
На болоте нет дорог,
Я по кошкам (кочкам) —
Скок да скок!
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.
Слайд 7Работа над чистоговоркой и скороговоркой.
С виду бабушка Улита
И сурова
и сердита.
Вы зайдите в гости к ней
Да отведайте сластей.
Та-та-та
— у нас дома чистота.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти — съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё — отложили мы шитьё.
То-то-то — стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать — мы идем гулять.
Ат-ат-ат — берем с собой самокат.
Слайд 8Работа над многосложными словами
не-пра-виль-но
по-ка-ти-лись
при-кла-ды-вать
про-го-ло-дал-ся
кри-ви-лась
вы-ва-лил-ся
вы-свйс-ты-ва-ет-ся
нё-ви-даль
ша-та-ют-ся
ос-та-но-вил-ся
Слайд 9Беседа.
Ребята, как по вашему мнению, без чего (без кого) не
может жить человек? Известный писатель Михаил Пришвин писал:
«Рыбе нужна вода,
птице — воздух, зверю — лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять родину».
А сейчас я предлагаю вам послушать в аудиозаписи песню В. Шаинского на стихи М. Пляцковского «Улыбка». Кто знает ее, может подпевать.
(Дети прослушивают песню.)
Скажите, что начинается с улыбки?
Как вы думаете, без кого и без чего не может жить человек?
Вывод. Человек не может жить без друзей, без дружбы.
Слайд 10стихотворение Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог».
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ...
(позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ... (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости ... (не идут).
Я ждал пока хватило сил,
Потом кусочек ... (откусил).
Потом придвинул стул и сел
И весь пирог в минуту … (съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек…( не нашли)
Слайд 11Чтение стихотворения В. Коркина «Не умею быть один»
Есть ли у
вас друзья?
Расскажите о своем самом близком друге.
добрый
внимательный
заботливый
хороший
верный
отзывчивый
доброжелательный
сердечный
Вывод. Конечно, всем хочется
иметь добрых, внимательных заботливых и сердечных друзей.
Слайд 12Игра-тест «Сделай выбор».
Ребята, я предлагаю вам игру-тест «Сделай свой выбор».
На листе бумаги вы должны поставить номер вопроса, а рядом
— выбранный вами ответ (например: 1а).
Я считаю себя:
а) достаточно добрым;
б) недостаточно добрым.
Мне произносить грубые слова:
а) приятно;
б) неприятно.
Я считаю, что прийти на помощь другим — это:
а)неправильно;
б)правильно.
4. Если одноклассник решил неправильно задачу, я:
а) радуюсь;
б) огорчаюсь.
Вывод. Кто людям добра желает, тот и себе добро делает.
Слайд 13Чтение рассказа JI. Воронковой «Что сказала бы мама?»
Словарь: пчельник —
пасека, место, где стоят пчелиные ульи;
Лексическая работа:
простофиля — глуповатый,
малосообразительный человек, разиня.
Как звали ребят, которые пошли на луг?
Кто из них, по вашему мнению, поступил правильно?
Слайд 14Многосложные слова
ща-ве-лём
ско-ман-до-вал
ре-бя-тиш-ки пче-ло-во-да
раз-бре-лись
от-ма-хи-вал-ся
Ва-сят-ки-на ра-зу-кра-сил
не-по-слуш-ный
про-сто-фи-ля
рас-сме-ял-ся
Слайд 15Беседа с элементами выборочного чтения.
Чего испугались ребята?
Что услышали мальчики?
Как поступил
каждый из них? Найдите и прочитайте об этом в тексте.
Права
ли бабушка, которая назвала Ваню простофилей?
Почему отец сказал, что мама похвалила бы сына? Найдите, где говорится об этом в тексте.
Слайд 16Работа над пословицей.
Конь познается при горе,
а друг — при
беде.
К кому из героев рассказа вы отнесли бы данную пословицу?
Докажите
почему.
Слайд 17О. Донченко «Настоящие товарищи»
аудирование
Сегодня в школу не пришел Павлик, и
никто не знал почему.
Павлик с мамой жил недалеко от школы.
На большой перемене с разрешения учительницы к нему пошли Юра, Маруся и Степа.
Дети вошли в небольшой дворик, прошли по коридору и очутились в кухне. Посреди кухни стояло корыто. Рядом, на скамейке, лежала куча белья.
Из комнаты послышался тихий женский голос:
Заходите сюда, заходите!
В опрятной комнате на кровати лежала женщина с компрессом на голове. Возле нее сидел Павлик.
Садитесь,— пригласила она.— Заболела я не в добрый час. Врач велел лежать. Белье со вчерашнего дня осталось, не успела выстирать. Соседку позвала бы — на работе...
После уроков Маруся рассказала, почему не пришел в школу Павлик.
Не мог он оставить больную мать,— сказала она.— Нужно нам помочь ему. Отца ведь у него нет.
С предложением Маруси все согласились.
К Павлику пошли Маруся, Оля, Люба, Юра и Ваня.
Девочки помогали стирать белье, вымыли пол, убрали в комнатах. Оля принесла букет астр и поставила его в кувшине возле больной. Юра с Ваней и Павликом заготовили на несколько дней дров. Наносили воды в бочку и даже вскопали на огороде грядку для чеснока.
Мама Павлика сердечно поблагодарила детей.
Слайд 18Аудирование.
Сейчас я проверю; как вы поняли рассказ. Запишите номер вопроса
и один из вариантов ответов, которые я вам предлагаю.
Куда пошли
ребята на большой перемене?
а) Гулять в школьный двор.
б) К однокласснику Павлику.
Кого дети увидели в комнате?
а) Играющего Павлика.
б) Больную женщину.
Почему Павлик не пришел в школу?
а) Он сильно заболел.
б) Остался ухаживать за больной матерью.
Какую помощь оказали ребята семье?
а) Помогли навести порядок в доме, во дворе.
б) Помогли Павлику выполнить домашнее задание.
Слайд 19Беседа.
Почему рассказ называется «Настоящие товарищи»?
Какое слово лишнее среди слов, характеризующих
друзей Павлика: добрые, милосердные, веселые, озорные?
Словарь: милосердие — это
доброе, сочувственное отношение к кому-либо.
Что общего у Вани (героя рассказа Л. Воронковой) и ребят из рассказа О. Донченко?
Слайд 21
Беседа.
Чему был посвящен наш урок?
Как вы понимаете слово
дружба?
Умеете ли вы ценить дружбу? Как?
Слайд 22Пословицы о дружбе.
Друзья познаются в беде.
Дружба в делах помощница.
Дружба крепка
не лестью, а правдой и честью.
К дому друга дорога никогда
не бывает длинной.
Один за всех — и все за одного.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Один в поле не воин.
Сам умирай, а товарища выручай.
Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.
Слайд 23ИТОГ УРОКА
О чем очень важном вы узнали из сегодняшнего урока?