Федор Иванович Тютчев.
1803 – 1873 гг.
Ф. И. Тютчев. Портрет работы
художника С. Александровского. 1876
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Ф.И.Тютчев
27 февраля 1869
Герб рода Тютчевых
Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству
Федор Иванович был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 г. 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Хотя в родословной и не показано, откуда "выехал" их первый родоначальник, но семейное предание выводит его из Италии, где, говорят, и поныне, именно во Флоренции, между купеческими домами встречается фамилия Dudgi. В Никоновской летописи упоминается "хитрый муж" Захар Тутчев, которого Дмитрий Донской, пред началом Куликовского побоища, подсылал к Мамаю со множеством золота и двумя переводчиками для собрания нужных сведений, - что "хитрый муж" и исполнил очень удачно.
Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк
С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева. Художник Б. Бельтюков. 1985
Овстуг Орловской губернии – родовая усадьба Ф.И.Тютчева
Детство
Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые
И где теперь туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.
Ф.И. Тютчев
Государственная коллегия иностранных дел
…Граф А. И. Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в Мюнхене. "Судьбе угодно было вооружиться последней рукой Толстого(вспоминает Федор Иванович в одном из писем своих к брату лет 45 спустя), чтоб переселить меня на чужбину".
Аксаков И. С. Федор Иванович
Тютчев. Биографический очерк
Более 20 лет поэт провел в Германии
и Италии на дипломатической службе
...Тютчев один, без руководителя, переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития,
от юности до зрелого мужества,
и возвращается в Россию на водворение, когда ему пошел уже пятый десяток лет.
Аксаков И. С. Федор Иванович
Тютчев. Биографический очерк
На чужбине...
Генрих Гейне
Ф.В. Шеллинг
Мюнхен. Фотооткрытка
1890 –х годов
Природа – это жизнь, мертвой природы нет. И в неорганической материи бьется пульс жизни, теплится Мировая Душа
Ф.В. Шеллинг
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и с замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
<Не позднее апреля 1836>
Элеонора Ботмер, первая жена поэта. Художник
И. Штилер. 1830-е
Семья
Ф.И. Тютчев. Неизвестный
художник. 1819–1820
Окунувшись разом в
атмосферу стройного и
строгого немецкого
мышления, Тютчев
быстро отрешается от
всех недостатков,
которыми страдало
тогда образование у
нас в России, и
приобретает обширные
и глубокие сведения.
И.С.Аксаков
«Мне благодатью ты б была…»
Эрнестина Дернбер – вторая жена Ф.И.Тютчева
В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской
миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла
жена. В 1839 он вступил в новый брак с Эрнестиной Дернберг,
с которой прожил до конца дней своих и посвятил ей немало
произведений…
«Его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина»
Из письма Э. Дернбер к дочери
Тютчева Д.Ф. Тютчевой
Эрнестина Федоровна Тютчева -
Дернбер. Портрет работы
Й. Штилера. Мюнхен. 1833
Именно Эрнестине Дернберг посвящены стихотворения Ф.И.Тютчева:
«1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской
влюбленной…», «Не знаю я,
коснется ль благодать…».
В поле литературного зрения Пушкина Тютчев попадает в 1826- 1827 гг. когда в 1827 г. в альманахе Раича и Ознобишина "Северная лира« Тютчев помещает пять стихотворений за своей полной подписью и одно за подписью Т
Начало творчества:
А.С. Пушкин и Ф.И. Тютчев:
Уже в 1836 году, в III и IV томах пушкинского «Современника» были опубликованы 16 стихотворений Тютчева под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и подписанные «Ф.Т.»
Пушкинский журнал «Современник»
Издание 1836 года
Если стихи его увидели свет, так только благодаря случайному, постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в пять и в четырнадцать лет, хотя в поэтическом его творчестве и не было перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, то есть когда ему пошел уже шестой десяток лет, именно со времени первого издания его стихотворений редакцией журнала "Современник" при содействии И. С. Тургенева.
И.С.Аксаков, первый биограф Тютчева
муж старшей дочери поэта — Анны.
Ф.И. Тютчев. Художник
И. Рехберг. 1838
Невторостепенный
«второстепенный» поэт
Денисьевский
цикл
«Она сидела на полу…»
«О, как убийственно
мы любим…»
«Последняя любовь» «Близнецы»
«Когда в кругу
убийственных забот».
«На Неве»
«Как ни дышит полдень
знойный»
«Предопределение»
Философская или метафизическая лирика
Silentium!
«Летний вечер»
«Как океан объемлет шар земной...»
«Проблеск»
«Фонтан»,
«На камень жизни роковой...»,
«Сон на море»,
«Безумие»,
«Видение»
?
Философичность – основа лирики поэта
Лирика (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта
Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
Принципы власти как единства интересов личности, народа, государства, основанного на духовно-нравственных и исторических началах («Божественная власть, Божья правда») отражены в одном из последних стихотворений Тютчева:
Лишь там, лишь в той семье народной,
Где с властью высшею живая связь слышна
И где она закреплена,
Взаимной верою и совестью свободной,
Где святы все ее условья
И ей народ одушевлен...
«Наполеон III» (1872).
«Град Петров…»
В знаменитом стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» (1830) спящее человечество приобщается к космосу и постигает красоту и гармонию мирозданья. Стихотворение это начинается уподоблением жизни человечества, «объятой снами», земному шару – сфере, охваченной, «объятой» океаном. Восприятие духовной сферы как обладающей материальными свойствами нередко
проявляется в творчестве Тютчева
Лотман Л.М. Тютчев // История русской
литературы: в 4 томах. – Л.: Наука, 1982. –
Т. 3: Расцвет реализма. – С. 403–426.
Красота мирозданья и здесь воплощается в образе сферы.
…Сферический образ космоса призрачен, – ведь небо лишь отражается в воде, и полное совпадение верха и низа сферы – иллюзия. Однако эта иллюзия, этот созданный мечтой образ соответствует реальности. Подобно тому как «океан объемлет шар земной», а сны и мечты – земную жизнь, звездное небо составляет оболочку земного шара с его материальным бытием и духовной сферой,
окружающей человека. Для самого Тютчева космическая тема была естественным и необходимым порождением его взгляда на природу и взаимоотношения человека с нею
Лотман Л.М
«Последние четыре стиха удивительны:
читая их, чувствуешь невольный трепет»
Н.А. Некрасов
«В стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» сны названы особой «стихией», неодолимо влекущей к себе человека».
В.Я. Брюсов (Изд. Маркса. С. XLII)
«Как океан объемлет шар земной….»
хаос и космос в лирике Тютчева
Философская лирика
Статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850), – первый критический очерк о творчестве Тютчева, появившийся в печати, – содержала утверждение, что Тютчев, волею обстоятельств оказавшийся в положении второстепенного поэта, по сути дела является первоклассным художником, уход которого из литературы должен расцениваться как большая потеря. Некрасов заявлял: «Мы решительно относим талант г. Ф. Т–ва к русским первостепенным поэтическим талантам»
Лотман Л.М. Тютчев // История русской литературы: В 4 томах. – Л.:
Наука, 1982. – Т. 3: Расцвет реализма. – С. 403–426.
«Грудь дышит легче и вольней…»
М.Чюрленис. Истина
У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли.
И.С.Аксаков.
Ф. И. Тютчев как поэт - философ
Соотнесите стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!» и картину М.Чюрлениса «Истина»
Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические.
Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность.
Вывод: В тютчевской парадигме слово — это “мысль изречённая”, но слово человеческое всё же не Божественное, а “наше”: оно не может выразить всей полноты мира. Но даже несовершенное “слово наше” — “благодать”, ниспосланная свыше сила, дарованная человеку. Благодать, сила выразить свою мысль словом, даётся человеку вместе со способностью “сочувствия”, то есть умения со-чувствовать, проникать в чувства других живых существ, принимать в себя их радость и боль. “Слово наше” появляется только благодаря “сочувствию” и несёт в себе отзвук переживаний всего мира. “Мысль изречённая”, ставшая “словом нашим”, отзовётся в другом разумном существе, но каким будет этот отзвук — человеку предугадать не дано. В стихотворении, по словам И.С. Аксакова, «так хорошо выражена вся эта немощь поэта - передать точными словами, логической формулой речи внутреннюю жизнь души в ее полноте и правде…» Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические. Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность.
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium»
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
28 ноября 1866
Глубокое постижение жизни России, вера в духовные силы народа, обострённое патриотическое чувство свойственно гражданской лирике Тютчева. Родина, народ, родной язык становятся духовно-нравственной опорой для личности.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855
Гр. Мясоедов. Осенний пейзаж
О Тютчеве не спорят; тот, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии.
И.С.Тургенев
Стихи о природе
...Стихотворения г. Ф.Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф.Т.
написал очень немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного
таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства
Н.А. Некрасов «Русские второстепенные поэты». «Современник». 1850 г
Неспособность проникнуться любовью к природе и стремлением понять ее язык Тютчев рассматривает как убожество, признак нравственной неполноценности.
Стихотворение утверждает идею суверенности природы и направлено как против вульгарных материалистов, проповедующих безоглядное произвольное вторжение человека в мир природы, подчинение ее воле человека, так и против церковного догмата о природе как «слепке» воли бога .
Лотман Л.М. Тютчев // История русской
литературы: в 4 томах. – Л.: Наука, 1982.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Вы зрите лист и цвет на древо:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?
1836
С. Брусилов. Подмосковный полдень
Тютчевские стихи о природе наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок. Природа для Тютчева — это что-то величественное, бесконечное.
И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И клубится мутной пеной
Обессиленный порыв...
Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой -
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой...
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она -
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна...
Ф.И. Тютчев.
Е.И. Денисьева.
Художник Иванов. 1850-е
Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье -
Но как я беден перед ней...
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе -
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе...
Когда, порой, так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,
Где спит она - твое рожденье -
Твой безыменный херувим,-
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.
1851
«Денисьевский цикл» это лирический дневник о самой глубокой и трагической, «последней любви» Тютчева к молоденькой, только что окончившей институт благородных девиц Елене Александровне Денисьевой. Этот роман 47 –летнего поэта, не скрываемый от света, принес много страданий любящим, но особенно горестной и тяжелой в этой ситуации была участь несчастной женщины. Рождались дети, и хотя Тютчев законно усыновил их, перед Денисьевой были закрыты двери всех бывших друзей и знакомых, она была изгнана из света и своей среды. Все перипетии этого бурного и трагического романа, который длился с 1851 года и до самой смерти Денисьевой в 1864 году, стали лирическим откровением поэта. Лучшие стихи, входящие в этот цикл, написаны уже после смерти Елены Александровны
«Но в сердце не скудеет нежность...»
«Мучительной отрадой» становится любовь в изображении Тютчева. Любовь светлая и
благодатная оборачивается мучением «судьбы ужасным приговором» «и
незаслуженным позором…» Судьба женщины, отдавшейся страсти, прослеживается в
истории лирической героини «Денисьевского цикла».
Исследователь Г.А. Гуковский писал, что любовная лирика Тютчева тяготеет к объединению «в своего
рода роман, близко подходящий по манере, смыслу, характеру, «сюжету», к прозаическому роману той же эпохи»
С.Ю. Жуковский. Печальные думы
Талант Тютчева, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить его, надо самому читателю быть одаренным некоторой тонкостью понимания, некоторой гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной
Аксаков И. С. Ф. И. Тютчев.
Биографический очерк
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!…(1851)
«Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе её цвело». «убийственно мы любим…», «вернее губим», «все опалили, выжгли слезы» – таков словарь любовной лексики поэта
Этот удивительный лирический роман "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой длился 14 лет. И после смерти любимой женщины от чахотки в 1864 году Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". «Во мне все убито: мысль, чувства, память, все не заживает»,-
писал Ф.И.Тютчев к А.И. Георгиевском (мужу сестры Е..Денисьевой)
«Толпа вошла, толпа вломилась…»
Е.И. Денисьева с дочерью Еленой Тютчевой. Фото 1862–1863
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
К. Б.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26 июля 1870
Романс «Я встретил вас…»
Весной 1823 года Тютчев
влюбился в совсем ещё юную
Амалию фон Лерхенфельд.
1 апреля 1873 года в Петербурге тяжело больной Тютчев собственноручно написал дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».
Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков. С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.
Кабинет Ф.И. Тютчева
Усадьба Мураново -
музей-заповедник Ф.И. Тютчева
Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.
И.С. Аксаков
Могила Фёдора Ивановича Тютчева на Новодевичьем кладбище в Санкт - Петербурге
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть