вашему, его главная мысль?
Что характерно для внутреннего мира лирического героя?
Что его тревожит ?
«Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» «Есть целый мир в душе
твоей…» - для поэта важны чувства, мечты, мысли, душевные движения.
Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа
внешнего мира?
Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.
Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни?
Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни?
Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
Какие средства художественной выразительности использует поэт?
Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня?
Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Вывод: В тютчевской парадигме слово — это “мысль изречённая”, но слово человеческое всё же не Божественное, а “наше”: оно не может выразить всей полноты мира. Но даже несовершенное “слово наше” — “благодать”, ниспосланная свыше сила, дарованная человеку. Благодать, сила выразить свою мысль словом, даётся человеку вместе со способностью “сочувствия”, то есть умения со-чувствовать, проникать в чувства других живых существ, принимать в себя их радость и боль. “Слово наше” появляется только благодаря “сочувствию” и несёт в себе отзвук переживаний всего мира. “Мысль изречённая”, ставшая “словом нашим”, отзовётся в другом разумном существе, но каким будет этот отзвук — человеку предугадать не дано. В стихотворении, по словам И.С. Аксакова, «так хорошо выражена вся эта немощь поэта - передать точными словами, логической формулой речи внутреннюю жизнь души в ее полноте и правде…» Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические. Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность.
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium»