Слайд 1Основные тенденции развития литературы на рубеже 19-20 веков
«…Немые и незримые
сферы, которым стал причастен человек, исказили его образ…Самосознание его распалось
и разъединилось, стало абстрактными и идеальным…Образ человека стал многослойным и разносоставным…»
М.М.Бахтин
Слайд 2Философия на рубеже веков
Марксистская
Ф.Ницше и его теория о «воле и
свободе»
Богоискательство
Все три основных направления философии уходят от истинной веры –
акт богоотступничества.
Слайд 3Марксистская философия
В.И.Ленин 1910г.
Развитие эстетики будет происходить с опорой лишь на
«материалистическое понимание истории»
«Мы знаем … только одну пролетарскую науку –
марксизм»
Слайд 4Ф. Ницше и его теория о
«воле и свободе»
« …а нищих
надо бы совсем уничтожить»
«…укоры совести учат кусать других»
«…падающего – толкни»
Слайд 5Богоискательство
Перестроить формы гражданского быта и человеческого существования на основании обновления
христианства.
То есть попытка сформулировать универсальные законы, которые сдержат агрессивные
силы человечества.
Слайд 6«Вехи»( Н.Бердяев, С.Булгаков)
От идеи социальной революции к идее революции духовной
Опасность
фанатического служения каким бы то ни было теоретическим программам
Моральная недопустимость
веры в универсальную значимость тех
или иных общественных идеалов
Предупреждали о гибельности
революционного пути для России
Слайд 7Споры о названии эпохи
Декаданс –(от фр. «упадок») – определенное умонастроение,
кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной
усталости.
Модернизм - «новейшее, современное»
«Серебряный» век русской поэзии
Русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, на рубеже веков стала эстетически многослойной.
Слайд 8Его основателями стали писатели и известные религиозные публицисты и
философы «серебряного века».
В. Розанов
Д. Мережковский
Слайд 9Литературные направления
Реализм:
Л.Толстой, А.Чехов,
Л.Андреев, И.Бунин,
В.Вересаев, А.Куприн,
И.Шмелев, М.Горький
Особенности:
1) Темы
2) Герои
3)
Жанры
4) Стилевые особенности (стр.21-28 учебник)
Модернизм:
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Дж.Северини «Голубая танцовщица» 1912
Слайд 13Символизм
Д.Мережковский
(1892г. Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской
литературы»)
В.Брюсов
В.Иванов
А.Блок
Ф.Сологуб
А.Белый
Ф.Сологуб
Основными элементами обновления литературы назвал «мистическое содержание,
символы и расширение
художественной впечатлительности»
«символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении»
«Символ – окно в бесконечность»
«Стремление отобразить жизнь в ее целом, не с внешней только ее стороны, не со стороны частных ее явлений, а образным путем символов…изобразить то, что образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом
Слайд 14Художественные особенности
Символ - центральная эстетическая категория; многозначен: он содержит в
себе перспективу безграничного развертывания смыслов, при этом полноценная значимость предметного
плана образа, его материальной фактуры.
Категория музыки. Не ритмическая организация звуков, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Вместе с тем это пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т.е. максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии
Слайд 15«Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти
слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение».
А.Блок «Записные книжки»
Стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в духовном восхождении от «реального» к «высшей реальности»
Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла, уточняла его восприятие, развивала родственную художнической интуицию
Слайд 16К.Бальмонт
Я –изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты –
предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон.
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.
1901г.
Слайд 17Символизм в живописи
В.Э.Борисов –Мусатов «Призраки» 1903г.
Одилон Редон
«Глаз как шар»
1890г.
Слайд 18Футуризм
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском
искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России.
Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.
Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини ) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.
Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Слайд 19Акмеизм
АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила),
течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М.
А. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э.Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова.
«Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.