Слайд 1Жизнь и творчество И.А. Крылова
Забавой он людей исправил,
Сметая с них
пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И
не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А.Вяземский
Слайд 2Атаманова И.В.
Басня «ВОЛК НА ПСАРНЕ»
Слайд 3Эта басня стала откликом на события войны 1812 года, когда
Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял,
что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский басно-писец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под Красным, обнажил голову, показав свои седины.
Слайд 4«ВОЛК НА ПСАРНЕ»
овчарня –
псарня –
ловчий –
хлев –
почуяв –
лад
–
натура –
гончие -
ахти –
с дубьём –
запор –
расчесться
–
сват -
кум –
стад –
ад -
Словарная работа:
Слайд 5Назовите героев басни и охарактеризуйте их на основании анализа их
поступков и речи.
Волк –
Ловчий –
Псари –
Гончих
стая –
Овцы -
«ВОЛК НА ПСАРНЕ»
Слайд 6АЛЛЕГОРИИ
Волк – Наполеон
Ловчий – Кутузов
Слайд 7
ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ БАСНИ
1. Какими качествами наделяет Крылов Волка (Наполеона)?
2.
Какими качествами наделяет автор Ловчего (Кутузова)?
Слайд 8ВОЛК (НАПОЛЕОН)
забияка
вор
хитрец
вероломный
трусливый
лицемерный
лгун
Слайд 9ЛОВЧИЙ (КУТУЗОВ)
мудрый
с жизненным опытом
решительный
смелый
прямолинейный
Слайд 10ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ
Антитеза (противопоставление).
Оценочные эпитеты (художественные определения).
Речевая характеристика (реплики героев).
Слайд 11МОРАЛЬ
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши
шкуру с них долой.
ЧЕМУ УЧИТ ЭТА БАСНЯ?
Слайд 12Басня
«Свинья под дубом»
Что делает Свинья?
Есть ли в её действиях
какой-то смысл?
Какие черты человека
олицетворяет Свинья?
Слайд 13Аллегория – иносказание
ДУБ – русский народ
Свинья – невежда и невежа
Ворон
– умный человек
Слайд 14Басня построена на антитезе – противопоставлении персонажей.
Чем они отличаются друг
от друга?
ВОРОН
СВИНЬЯ
Умный глупая
Думающий примитивная
Трудолюбивый ленивая
Воспитанный нахальная, грубая
Думает о других думает только о себе
Слайд 15Атаманова И.В.
МОРАЛЬ БАСНИ
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И
все учёные труды,
Не чувствуя,
что он вкушает их труды.
Слайд 16Атаманова И.В.
Басня «Демьянова уха»
Слайд 17Атаманова И.В.
Часто басни И.А.Крылова являлись откликами на реальные события общественной
жизни. Басня «Демьянова уха» связана с современной писателю литературной жизнью.
Слайд 18Атаманова И.В.
МОРАЛЬ БАСНИ
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если
помолчать во- время не умеешь
И ближнего ушей ты не
жалеешь:
То ведай, что твои и проза, и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Слайд 19
И до и после Крылова в России писались басни. Но
он признан лучшим баснописцем, которому благодарные потомки возвели не один
памятник.
ПАМЯТНИК
И. А. КРЫЛОВУ В ЛЕТНЕМ САДУ
САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
УСТАНОВЛЕН В 1855 году
Скульптор П. Клодт
Слайд 20Какова мораль
сегодняшнего урока?
Знать басни И. А. Крылова – значит
знать русскую литературу и историю.
Пользоваться «крылатыми выражениями» - значит показать
себя образованным и эрудированным человеком.
Слайд 21Домашнее задание
1.Выучить одну из басен И.А. Крылова наизусть (по выбору).
2.Инд.задание:
составить кроссворд, написать басню
Слайд 22Список литературы:
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4
т.-М.: Русский язык,1981 Т3.- 235с.
2. Десницкий, А.В. Иван Андреевич Крылов:
Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 143с.
3. Коровин, В.И. Басни Ивана Крылова: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 96с. – (Перечитывая классику).
4. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
5. Налетова, Т.Н. Открытые уроки русского языка и литературы.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 270 с.4