Разделы презентаций


Роды литературы

Содержание

Повествовательный род литературыСобытие рассказывания во времени всегда позже рассказываемого событияИнвариантная для эпики речевая структура представлена как сочетание речи изображающей и речи изображенной . ФрагментарностьЭПОС

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 4Повествовательный род литературы
Событие рассказывания во времени всегда позже рассказываемого события
Инвариантная

для эпики речевая структура представлена как сочетание речи изображающей и

речи изображенной .
Фрагментарность

ЭПОС

Повествовательный род литературыСобытие рассказывания во времени всегда позже рассказываемого событияИнвариантная для эпики речевая структура представлена как сочетание

Слайд 5инвариантное для эпики событие — встреча персонажей, представляющих противоположные части

(сферы) эпического мира, причем это событие имеет два основных исторических

варианта: в древней эпике — поединок, в романе — диалог-спор.

ЭПОС

инвариантное для эпики событие — встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы) эпического мира, причем это событие имеет

Слайд 6удвоение центрального события
закон эпической ретардации
равноправие и равноценность случая и

необходимости
равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем
случайность

и условность границ сюжета

Структура эпического сюжета

удвоение центрального событиязакон эпической ретардации равноправие и равноценность случая и необходимости равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной

Слайд 7Действие героя (в конечном счете или в целом) нарушает и

восстанавливает объективное мировое равновесие.
Герой поступка
Герой сознания
В эпическом герое

литературы Нового времени может быть акцентирована приобщенность к другим людям
или, наборот, отъединенность от них.

Эпический герой

Действие героя (в конечном счете или в целом) нарушает и восстанавливает объективное мировое равновесие. Герой поступкаГерой сознания

Слайд 9В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии,

сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях ведущих персонажей —

разные нормы (правды) или правда и ложь (обман).
Этому «родовому» содержанию конфликта органически соответствует диалогическая форма: происходит тяжба, дискуссия; обсуждаются правомерность действий и решений, их предпосылки и их последствия.

ДРАМА

В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях

Слайд 10Временная дистанция отсутствует и полностью замещена пространственно отдаленной позицией эмоционально

и интеллектуально заинтересованного свидетеля того, что совершается целиком на его

глазах — «здесь и сейчас».
«Все повествовательные формы переносят настоящее в прошедшее; все драматические делают прошедшее настоящим» (Шиллер)
Временная дистанция отсутствует и полностью замещена пространственно отдаленной позицией эмоционально и интеллектуально заинтересованного свидетеля того, что совершается

Слайд 11Катарсис (греч. — «очищение», «прояснение») — термин др.-греч. философии и

эстетики, обозначающий «сущность эстетического переживания» (Лосев)

Катарсис (греч. — «очищение», «прояснение») — термин др.-греч. философии и эстетики, обозначающий «сущность эстетического переживания» (Лосев)

Слайд 12Единство действия состоит в подготовке катастрофы, а его развитие в

настоящем необходимо для сопричастия к событию, т.е. для того чтобы

реакция на это событие у героя и зрителя была одновременной, хотя и не идентичной.
Единство действия состоит в подготовке катастрофы, а его развитие в настоящем необходимо для сопричастия к событию, т.е.

Слайд 13Завязка — пункт, с которого начинается нарастание напряжения,
Развязка завершает снижение

напряжения или окончательно его «снимает»,
Перипетия - переход от восходящей линии

действия к нисходящей.
Пятиэлементая схема драматического действия («экспозиция — завязка — нарастание напряжения — кульминация— развязка») была создана в конце XIX в. писателем и теоретиком драмы Густавом Фрайтагом

Понятия, описывающие драматический сюжет

Завязка — пункт, с которого начинается нарастание напряжения,Развязка завершает снижение напряжения или окончательно его «снимает»,Перипетия - переход

Слайд 14Конфликт в драме связан с остротой противоречия, лежащего в основе

сюжета, в отличие от сюжета эпического произведения, в основе которого

может быть ситуация.
Ситуация, являющаяся источником развития сюжета в эпическом роизведении, не нуждается в разрешении, ибо представляет собой противостояние сил, равно необходимых для изображаемого бытия. Конфликт — противостояние не мировых сил, а человеческих позиций, которые возникают в результате самоопределения человека по отношению к существующим мировым силам.

Конфликт

Конфликт в драме связан с остротой противоречия, лежащего в основе сюжета, в отличие от сюжета эпического произведения,

Слайд 15В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии,

сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях ведущих персонажей —

разные нормы (правды) или правда и ложь (обман). Этому «родовому» содержанию конфликта органически соответствует диалогическая форма: происходит тяжба, дискуссия; обсуждаются правомерность действий и решений, их предпосылки и их последствия.

Драматический конфликт и диалог

В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях

Слайд 16Драматической (видовой) формой изображения является исполнение... Изображающее слово исполнителя совпадает

с изображаемым словом героя, и таким образом возникает эффект отсутствия

«исполнителя»

Специфика художественного слова в драме

Драматической (видовой) формой изображения является исполнение... Изображающее слово исполнителя совпадает с изображаемым словом героя, и таким образом

Слайд 17МОНОЛОГ – функция самораскрытия и рефлексии персонажа по отношению к

действию
ДИАЛОГ - сюжетная функция
РЕПЛИКА
РЕМАРКА – единственный в драме вид прямого

авторского слова
МОНОЛОГ – функция самораскрытия и рефлексии персонажа по отношению к действиюДИАЛОГ - сюжетная функцияРЕПЛИКАРЕМАРКА – единственный в

Слайд 19Форма исполнения (античность)
Субъективность произведения (Гегель)
Особая субъектная структура и специфический

тип отношений автора и героя (современность)
Критерии выделения лирики как рода

литературы
Форма исполнения (античность) Субъективность произведения (Гегель)Особая субъектная структура и специфический тип отношений автора и героя (современность)Критерии выделения

Слайд 20Автор-повествователь (ценностная экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание

принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматическине выражен)
Когда пробьет последний

час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них. (Тютчев)

Лирический субъект

Автор-повествователь (ценностная экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматическине

Слайд 21Лирическое «я» имеет грамматически выраженное лицо, но при этом «не

является объектом изображения для себя. На первом плане не он

сам, а какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление
Чудная картина, Свет небес высоких,
Как ты мне родна: И блестящий снег,
Белая равнина, И саней далеких
Полная луна, Одинокий бег. (Фет)

Лирический субъект

Лирическое «я» имеет грамматически выраженное лицо, но при этом «не является объектом изображения для себя. На первом

Слайд 22Лирический герой, в отличие от лирического «я», становится темой для

произведения
Когда одни воспоминанья

Того, кто страстью и пороком О заблуждениях страстей, Затмил твои младые дни, На место славного названья, Молю: язвительным упреком Твой друг оставит меж людей, Ты в оный час не помяни. И будет спать в земле безгласно Но пред судом толпы лукавой То сердце, где кипела кровь, Скажи, что судит нас Иной, Где так безумно, так напрасно И что прощать святое право С враждой боролася любовь, Страданьем куплено тобой. М.Лермонтов «Оправдание» Когда пред общим приговором Ты смолкнешь, голову склоня, И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя,

Лирический субъект

Лирический герой, в отличие от лирического «я», становится темой для произведенияКогда одни воспоминанья

Слайд 23Герой ролевой лирики - тот субъект, которому принадлежит высказывание, открыто

выступает в качестве «другого», героя, близкого, как принято считать, к

драматическому
В.Высоцкий: « Меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли... Я про­ сто пишу от первого лица, часто говорю «я», и, вероятно, это вводит в заблуждение»

Лирический субъект

Герой ролевой лирики - тот субъект, которому принадлежит высказывание, открыто выступает в качестве «другого», героя, близкого, как

Слайд 24Жанр — (от франц. genre — род, вид) — сложившийся

в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид литературных произведений.
Система жанров

— это соотношение жанров, возникающее внутри литературных родов, а в ходе исторического развития литературы — в литературных направлениях.

Жанровая система

Жанр — (от франц. genre — род, вид) — сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид

Слайд 25принадлежность произведений к определенному литературному роду (эпосу, лирике, драматургии);
повторяющиеся в

ряде произведений, особенности содержания (проблематика, принципы изображения героев, тип конфликта,

характер авторского осмысления действительности) - эти общие для произведений одного жанра стороны содержания принято обозначать термином жанровое содержание;
вид речи, использованной в произведениях (прозаическая или стихотворная);
объем произведений.

Литературные жанры определяются по ряду содержательных и формальных признаков, имеющих устойчивый характер: 

принадлежность произведений к определенному литературному роду (эпосу, лирике, драматургии);повторяющиеся в ряде произведений, особенности содержания (проблематика, принципы изображения

Слайд 26Ведущим критерием разграничения эпических жанров является тип жанрового содержания, то

есть такие особенности содержания произведений, которые вместе с устойчивыми формальными

признаками образуют жанр. Особенно важны романический и нравоописательный типы жанрового содержания.

ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Ведущим критерием разграничения эпических жанров является тип жанрового содержания, то есть такие особенности содержания произведений, которые вместе

Слайд 27Главная особенность произведений с романическим типом жанрового содержания — преимущественный

интерес писателей к личности героев, стремление раскрыть в конфликтах и

сюжетах их судьбы. В романическом произведении в центре повествования — как внешние, так и внутренние изменения, происходящие с людьми. 

Романический тип содержания

Главная особенность произведений с романическим типом жанрового содержания — преимущественный интерес писателей к личности героев, стремление раскрыть

Слайд 28На первом плане — не судьбы и развитие характеров героев,

а общественно-бытовая среда, определяющая их повседневное существование, поведение и психологию.

Герои предстают прежде всего как носители устойчивых качеств, воспитанных и поощряемых определенным укладом жизни, бытом и нравами той или иной среды (например, помещичьей, купеческой, мещанской, рабочей или даже «босяцкой»).
Господство описательности — этот важнейший художественный принцип авторов нравоописаний — проявляется в сюжетно-композиционных особенностях произведений. Они складываются из серии «стоп-кадров» («очерков», «эскизов», «сцен»), образуя своего рода «хронику» жизни определенной среды в рамках избранной писателем исторической эпохи.

Нравоописательный тип содержания

На первом плане — не судьбы и развитие характеров героев, а общественно-бытовая среда, определяющая их повседневное существование,

Слайд 29Признак произведений с национально-историческим жанровым содержанием — стремление писателей запечатлеть

наиболее значимые черты избранной исторической эпохи.
Национально-исторический тип жанрового содержания

Признак произведений с национально-историческим жанровым содержанием — стремление писателей запечатлеть наиболее значимые черты избранной исторической эпохи.Национально-исторический тип

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика